Цели:
- Познакомить учащихся с шиповым способом соединения деталей изделий из древесины;
- Совершенствовать эстетическое воспитание учащихся;
- Способствовать развитию технического мышления.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).
Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий (использование презентации выполненной в программе PowerPoint), практическая работа.
Ход урока
I. Организационно-подготовительная часть
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.
II. Теоретическая часть
Повторение пройденного материала:
Вопросы:
- Как затачивают стамески, долота и ножи для стругов?
- Что называют доводкой и правкой лезвия?
- Для чего нужна прифуговка зубьев пил?
- Как затачивают зубья пил для поперечной распиловки?
- Как затачивают зубья пил для продольной и смешанной распиловки?
- Как производят развод зубьев пил?
- Как должна располагаться режущая кромка относительно подошвы струга?
- Как настраивают и крепят нож на стругах с деревянной колодой?
- Как настраивают и крепят нож на стругах с металлической колодой?
- Для чего служит стружколоматель?
- Как прочищают засорившийся леток?
- Перечислите правила безопасности при очистки летка.
Изложение нового материала:
Учитель свое объяснение сопровождает показом призентации.
План рассказа учителя:
1. Основные виды столярных соединений
- Разметка и запиливание шипов и проушин
- Долбление проушин и гнезд
- Сборка шипового соединения
- Основные виды столярных соединений
Столярные соединения деталей бывают неразъемные и разъемные. К первым из них относятся уже известные вам соединения на гвоздях, ко вторым - на шурупах. На гвоздях и шурупах детали соединяют сравнительно быстро, но такие соединения не обеспечивают высокой прочности.
В клеевых соединениях различают элементы: шип, гнездо, проушину и др.
- Шип - выступ на торце заготовки, соответствует размерам и профилю проушины или гнезда соединяемой заготовки.
- Гнездо - отверстие (углубление) в заготовке, соответствует размерам и профилю шипа.
- Проушина - гнездо на торце заготовки, открытое с двух или трех сторон.
В немецком языке есть слово "шифф", оно переводится как "средник, средняя часть чего-либо", отсюда и возник термин "шип" как средняя часть сочлененной детали.
Из клеевых соединений наиболее распространены шиповые. Они подразделяются на угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные. Выбор числа шипов на заготовке зависит от толщины соединяемых деталей. Бруски толщиной до 40 мм чаще всего соединяют одинарным шипом, бруски толщиной 40..80 мм - двойными или тройными, бруски толщиной свыше 80 мм - тройными многократными.
Существуют правила определения размеров шипов и проушин. Так, размеры угловых концевых и угловых серединных соединений определяют по формулам:
S= 0.4So;
S1 = S3 = 0.5(So - S1)
Размеры углового ящичного соединения должны быть
S1 = S3 = 6,8,10,12,14,16 мм;
l = So; S2, не менее 0,3So
Изделия с шиповым соединением деталей изготавливают по сборным чертежам.
2. Разметка и запиливание шипов и проушин
Для получения шипов и проушин заготовку вначале надо разметить в продольном и поперечном направлениях. Размечают шипы и проушины с обеих сторон заготовки. На той ее части, которую надо удалить, карандашом делают пометку (Х). Сначала ведут поперечную разметку. Для этого длину шипа (проушины) откладывают с помощью линейки и карандаша от базового торца вдоль ребер. С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями по пластям и кромкам. Рассчитав ширину шипа (проушины), размечают ее рейсмусом по торцу и кромкам продольными линиями.
После разметки проушины и шипы запиливают, используя пилу с мелкими зубьями, заготовку закрепляют в заднем зажиме верстака с наклоном 50 :.60? и делают запил.
Затем ее выравнивают и продолжают продольное пиление.
Пропил ведут рядом с разметочной линией по удаляемой части заготовки, не заходя за линию поперечной разметки. Затем проводят поперечное спиливание участков древесины ("щечек") для получения шипа. Пилят также мелкозубой пилой по удаляемой части древесины. "Щечки" спиливают поочередно сначала с одной стороны заготовки, затем - с другой.
На производстве шипы и проушины получают станочники шипорезного станка. Они должны хорошо знать свойства древесины, устройство станков, уметь выполнять все станочные операции, затачивать инструмент, настраивать станки.
3. Долбление проушин и гнезд
Долбление является обработкой древесины резанием при возвратно-поступательном движении резца в вертикальном направлении.
Проушины и гнезда получают с помощью долот и стамесок. Каждый из этих инструментов представляет собой стальной стержень с насаженной на него деревянной ручкой.
Долото предназначено для долбления гнезд и проушин. По его ручке наносят удары киянкой. Поэтому для предохранения ручки от раскалывания на нее насаживают еще одно металлическое кольцо. Рабочая часть долота иметь форму клина с углом 35o.
Стамеска применяется для зачистки шипов, гнезд и проушин, срезания фасок, подрезки подгоняемых деталей. Кроме того, стамеской можно выдалбливать гнезда в тонких деталях. Рабочую часть стамески затачивают под углом 20 :25o.
Термины "долото" и "стамеска" в немецком языке, откуда они произошли, имеют одинаковое значение и переводятся как "долбящее железо".
Долбят деталь на подкладной доске. Лезвие долота ставят параллельно линии поперечной разметки на расстоянии примерно 1 см от торца и фаской в сторону дна проушины. Удерживая долото строго вертикально, по нему наносят удары киянкой. Затем отступают от торца на 5:7 мм, ударяют по долоту и, наклонив его, подрезают и откалывают слой древесины. Устанавливают долото у линии поперечной разметки и повторяют действия. Гнездо долбят поочередно от обеих линий поперечной разметки.
На производстве механическое долбление древесины проводят станочники цепно-долбежных станков. Они выдалбливают продолговатые отверстия с помощью резцов движущейся долбежной цепи.
4. Сборка шипового соединения
Для сборки шипового соединения полученные шипы и проушины подгоняют до необходимого размера. При необходимости их подрезают стамеской и зачищают напильником. Для обработки стамеской заготовку закрепляют на верстаке. Правой рукой нажимают на торец стамески, а левой обхватывают ее стержень и регулируют направление резания. Напильником зачищают (подрезают) боковые стенки и дно проушины. Соединение деталей будет прочным в том случае, если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой. Киянкой следует ударять не по шипу непосредственно, а через подкладную доску.
Подогнав шиповое соединение, его разбирают (разъединяют) для склеивания. Вначале шип и проушину смазывают клеем, выдерживают на воздухе для впитывания клея в древесину, а затем соединяют.
Собрав и склеив изделие, пользуясь подкладными досками, его сжимают в углах струбцинами. В зависимости от вида клея изделие выдерживают в сжатом состоянии до 24 ч.
Шиповое соединение после освобождения от сжатия строгают, чтобы убрать неровности на стыках, застывшие клеевые потеки и др. Строгают, закрепив изделие клиньями на верстаке, с двух сторон на полный размах рук сквозным (полным) движением рубанка.
Затем строгают кромки. Изделие закрепляют в переднем зажиме верстака с подкладной доской. Шиповые соединения строгают поочередно движением рубанка от края к центру соединенной детали.
Контролируют качество работы с помощью линейки и угольника.
На производстве шиповые соединения собирают сборщики изделий из древесины.
III. Практическая часть
Практическая работа "Шиповое соединение деталей изделия из древесины"
Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание - каждый на своем рабочем месте.
Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовки, долото, стамеска, киянка, мелкозубая пила, измерительная линейка или штангенциркуль, клей, кисти, струбцины или тиски, напильник, шлифовальная шкурка.
Вводный инструктаж.
Задания:
- Пользуясь рисунком, прочитайте сборочный чертеж ящика для каталога;
- Получите у учителя заготовки на изготовление рамки с шиповым соединением;
- Рассчитайте размер шипа, толщины щечек проушины;
- Составьте эскизы на шип и проушину с простановкой размеров;
- По рассчитанным размерам разметьте шиповое соединение для изготовления рамки;
- Запилите шипы и спилите "щечки";
- Закрепите на верстаке с подкладной доской заготовки с запиленными проушинами и произведите долбление;
- Проконтролируйте качество работы с помощью измерительной линейки или штангенциркуля;
- Подгоните стамеской или напильником шипы и проушины до их плотного соединения;
- Склейте шиповые соединения и зажмите их в струбцины, проверив равенство диагоналей рамки;
- Зачистите выданные учителем склеенные шиповые соединения;
Правила техники безопасности:
- Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке;
- Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом;
- Не следует подрезать шипы и проушины стамеской и напильником, держа детали на коленях или в руке, а делать это нужно на верстаке в закрепленном положении;
- Нельзя резать древесину стамеской в направлении руки, поддерживающей деталь, нужно двигать стамеску лезвием от себя;
- Следует ударять киянкой точно вдоль оси долота;
- Переносить долото (стамеску) можно только лезвием вниз;
- По окончании работы долото (стамеску) нужно класть лезвием от себя. Нужно проследить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака;
Текущий инструктаж.
Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.
Заключительный инструктаж.
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.
IV. Итоговая часть
Установка на следующий урок:
На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины. Учащиеся получат знания о другом способе соединения деталей из древесины - шкантами и шурупами с нагелями.
Домашнее задание:
- Повторить пройденный материал;
- Прочитать параграф 9 в учебнике (6, с. 43-46);
Уборка рабочих мест.
Список используемой литературы.
- Бобров, В.А. Справочник по деревообработке /Серия "Справочники", -Ростов н/Д: Феникс,2003
- Карабанов, И.А. Технология обработки древесины: учеб. Для учащихся 5-9 кл. общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение,1995.
- Самородский, А.Е., Симоненко, В.Д., Тищенко, А.Т. Технология. Трудовое обучение: учебник для учащихся 7 кл (вариант для мальчиков) общеобразоват. Шк. / под ред. В.Д. Симоненко, - М.: Вентана-Граф,1999.