Урок русского языка по теме "Правописание предлогов и приставок"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающая:

  • Совершенствовать умение детей различать предлоги и приставки;
  • Закрепить правописания предлогов и приставок.

Развивающая:

  • Развивать умение писать предлоги отдельно, а приставки слитно и графически верно;
  • Развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
  • Развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь учащихся;
  • Развивать навыки орфографической зоркости.

Воспитывающая:

  • Формирование потребности писать грамотно;
  • Формирование навыков сотрудничества;
  • Воспитывать чувство ответственности и учебной активности;
  • Формирование положительной мотивации учения.

Оборудование: рисунки, сигнальные карточки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Начинаем урок русского языка в хорошем настроении.

- К нам на урок пришла Королева Русского языка. Она приглашает в своё королевство всех тех, кто настойчив, кто часто говорит почему и готов работать над девизом:

“Всё разведать, всё узнать, лёгких тропок не искать”.

Работать будем в группах, поэтому самое главное правило – это взаимовыручка, умение помочь друг другу.

Основные правила работы в группе.

- Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
- Выслушать мнение каждого.
- Найти общее решение.
- Выбрать выступающего.

II. Актуализация опорных знаний.

- Зачем нужно изучать русский язык? (Чтобы говорить, читать, писать, слушать)
- Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

Минутка чистописания.

Учитель: Посмотрите на доску, обратите внимание на слова и скажите, что объединяет их:

  • Берёза;
  • Быстро;
  • Библиотека;
  • Ботинки.

Сегодня мы будем писать букву б в соединении с другими бе,бы,би,бо.

III. Словарно-орфографическая работа.

Игра “ Из каких слов выпали буквы?”

Учитель каждой группе даёт карточку.

- Заполняем карандашом пропуски в словарных словах.

П..года Д…ревня Д…рога Т…релка
Ур…жай С…лома Сев…р Пом…дор
М…лина Пятн…ца Кв…ртира За…ц
В…сток Тр…мвай Ул…ца Сев…р

Проверка по группам

Составление предложения из деформированного текста.

- Летом, спросит, что, зима, припас.

(Зима спросит, что летом припас).

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Запись предложения в тетрадь.

IV. Работа с предложением. Минутка орфографии.

- На доске текст, прочитайте его, определите тему текста, какая орфограмма пропущена в словах?

З…ма – это особенное время года. Кругом сн…га, белые, как л…б…диное п…ро, и сл…гка подс…нённые.

Сн…гами затоплены п…ля и луга, белые х…лстины накинуты на реки и …зёра. Сн…га и выше нас – на крышах д…мов, на в…твях д…ревьев. С…егами осв…щается день. Светят …ни и в тусклой морозной н…чи. Русская з…ма – сн…говая беспредельность.

- О чём вы прочитали? Как вы понимаете последние строки? (Без конца и без края).

Какая орфограмма пропущена? Как проверить безударную гласную в корне слова?

(Каждая группа выбирает по два слова, объясняет написание, остальные учащиеся работают с сигнальными карточками).

V. Сообщение темы урока.

- Прочитайте слова о зиме:

Пришла, ели, деревья, лежат, опять, голые, иней, искры, пороша, зимний, стволы, заяц, оживление, беляк, звери.

- Эти слова мы неспроста прочитали. В них содержится суть нашей сегодняшней работы. Если мы соединим подчёркнутые буквы, то прочитаем, тему нашего урока. Читаем!

Предлоги и приставки.

VI. Самостоятельная работа в группах:

1. Вставить в пословицы пропущенные предлоги:

… друга … жизни худо. (Без друга в жизни худо).
… безрыбье … рак рыба. (На безрыбье и рак рыба).
… страха глаза велики. (У страха глаза велики).
… всякое дело берись смело. (За всякое дело берись смело).
Яблоко … яблони недалеко падает. (Яблоко от яблони недалеко падает).
… кем поведёшься, … того и наберёшься. (С кем поведёшься, от того и наберёшься).

Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь.

2. Спиши, правильно употребляя предлоги и приставки.

Выдели приставки, подчеркни предлоги.

  1. (До) води дело (до) конца.
  2. Цветы (под) резали (под) корень.
  3. Тропинка (с) пускалась (с) горы.
  4. Ленту (в) плели (в) косу.
  5. Лодка (от) плыла (от) берега.

Взаимопроверка по группам.

VII. Физкультминутка.

Руки поняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.
В сторону руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда,
Делай “раз” и делай “два”.

VIII. Подведение итогов уроков. Самооценка работы. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы:

  • Говорили;
  • Слушали;
  • Читали;
  • Писали.

Учитель:

Ребята! Приставка и предлог, главные герои сегодняшнего урока, приготовили вам сюрприз. Если вы справитесь с заданием, которые они предлагают, то узнаете, с каким настроением, прощаясь с вами они покидают наш урок. Для этого вы должны из двух ответов каждого задания выбрать правильный, записав его в тетради цифрами 1 или 2.

Приставка – часть слова – 1, часть речи – 2.

Приставки – пишутся слитно со словом – 1 и отдельно со словом – 2.

Предлоги пишутся слитно со словом – 1и отдельно со словом – 2.

Предлог служит для связи слов в предложении – 1 и для образования новых слов – 2.

Каждая группа предлагает свой ответ (правильный вариант ответа – Мы рады!)

Лидер группы (после обсуждения) даёт оценку каждому участнику своей группы

Учитель выставляет оценки за урок.

- Спасибо за работу. Мы сегодня очень хорошо поработали.

IX. Домашнее задание. Творческая работа.

Используя опорные слова (мороз, вьюга, снег, человек, замело, бело) придумать стихотворение о зиме.

Вьюгой вдруг всё замело
И вокруг белым – бело.
Красота! Мороз и снег!
Удивляйся, человек.