Цели:
Обучающая:
- Совершенствовать умение детей различать предлоги и приставки;
- Закрепить правописания предлогов и приставок.
Развивающая:
- Развивать умение писать предлоги отдельно, а приставки слитно и графически верно;
- Развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
- Развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь учащихся;
- Развивать навыки орфографической зоркости.
Воспитывающая:
- Формирование потребности писать грамотно;
- Формирование навыков сотрудничества;
- Воспитывать чувство ответственности и учебной активности;
- Формирование положительной мотивации учения.
Оборудование: рисунки, сигнальные карточки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Начинаем урок русского языка в хорошем настроении.
- К нам на урок пришла Королева Русского языка. Она приглашает в своё королевство всех тех, кто настойчив, кто часто говорит почему и готов работать над девизом:
“Всё разведать, всё узнать, лёгких тропок не искать”.
Работать будем в группах, поэтому самое главное правило – это взаимовыручка, умение помочь друг другу.
Основные правила работы в группе.
- Понять задание и подумать о решении
самостоятельно.
- Выслушать мнение каждого.
- Найти общее решение.
- Выбрать выступающего.
II. Актуализация опорных знаний.
- Зачем нужно изучать русский язык? (Чтобы
говорить, читать, писать, слушать)
- Что нужно знать, чтобы писать грамотно?
Минутка чистописания.
Учитель: Посмотрите на доску, обратите внимание на слова и скажите, что объединяет их:
- Берёза;
- Быстро;
- Библиотека;
- Ботинки.
Сегодня мы будем писать букву б в соединении с другими бе,бы,би,бо.
III. Словарно-орфографическая работа.
Игра “ Из каких слов выпали буквы?”
Учитель каждой группе даёт карточку.
- Заполняем карандашом пропуски в словарных словах.
П..года | Д…ревня | Д…рога | Т…релка |
Ур…жай | С…лома | Сев…р | Пом…дор |
М…лина | Пятн…ца | Кв…ртира | За…ц |
В…сток | Тр…мвай | Ул…ца | Сев…р |
Проверка по группам
Составление предложения из деформированного текста.
- Летом, спросит, что, зима, припас.
(Зима спросит, что летом припас).
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Запись предложения в тетрадь.
IV. Работа с предложением. Минутка орфографии.
- На доске текст, прочитайте его, определите тему текста, какая орфограмма пропущена в словах?
З…ма – это особенное время года. Кругом сн…га, белые, как л…б…диное п…ро, и сл…гка подс…нённые.
Сн…гами затоплены п…ля и луга, белые х…лстины накинуты на реки и …зёра. Сн…га и выше нас – на крышах д…мов, на в…твях д…ревьев. С…егами осв…щается день. Светят …ни и в тусклой морозной н…чи. Русская з…ма – сн…говая беспредельность.
- О чём вы прочитали? Как вы понимаете последние строки? (Без конца и без края).
Какая орфограмма пропущена? Как проверить безударную гласную в корне слова?
(Каждая группа выбирает по два слова, объясняет написание, остальные учащиеся работают с сигнальными карточками).
V. Сообщение темы урока.
- Прочитайте слова о зиме:
Пришла, ели, деревья, лежат, опять, голые, иней, искры, пороша, зимний, стволы, заяц, оживление, беляк, звери.
- Эти слова мы неспроста прочитали. В них содержится суть нашей сегодняшней работы. Если мы соединим подчёркнутые буквы, то прочитаем, тему нашего урока. Читаем!
Предлоги и приставки.
VI. Самостоятельная работа в группах:
1. Вставить в пословицы пропущенные предлоги:
… друга … жизни худо. (Без друга в жизни худо).
… безрыбье … рак рыба. (На безрыбье и рак рыба).
… страха глаза велики. (У страха глаза велики).
… всякое дело берись смело. (За всякое дело
берись смело).
Яблоко … яблони недалеко падает. (Яблоко от
яблони недалеко падает).
… кем поведёшься, … того и наберёшься. (С кем
поведёшься, от того и наберёшься).
Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь.
2. Спиши, правильно употребляя предлоги и приставки.
Выдели приставки, подчеркни предлоги.
- (До) води дело (до) конца.
- Цветы (под) резали (под) корень.
- Тропинка (с) пускалась (с) горы.
- Ленту (в) плели (в) косу.
- Лодка (от) плыла (от) берега.
Взаимопроверка по группам.
VII. Физкультминутка.
Руки поняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда,
Делай “раз” и делай “два”.
VIII. Подведение итогов уроков. Самооценка работы. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы:
- Говорили;
- Слушали;
- Читали;
- Писали.
Учитель:
Ребята! Приставка и предлог, главные герои сегодняшнего урока, приготовили вам сюрприз. Если вы справитесь с заданием, которые они предлагают, то узнаете, с каким настроением, прощаясь с вами они покидают наш урок. Для этого вы должны из двух ответов каждого задания выбрать правильный, записав его в тетради цифрами 1 или 2.
Приставка – часть слова – 1, часть речи – 2.
Приставки – пишутся слитно со словом – 1 и отдельно со словом – 2.
Предлоги пишутся слитно со словом – 1и отдельно со словом – 2.
Предлог служит для связи слов в предложении – 1 и для образования новых слов – 2.
Каждая группа предлагает свой ответ (правильный вариант ответа – Мы рады!)
Лидер группы (после обсуждения) даёт оценку каждому участнику своей группы
Учитель выставляет оценки за урок.
- Спасибо за работу. Мы сегодня очень хорошо поработали.
IX. Домашнее задание. Творческая работа.
Используя опорные слова (мороз, вьюга, снег, человек, замело, бело) придумать стихотворение о зиме.
Вьюгой вдруг всё замело
И вокруг белым – бело.
Красота! Мороз и снег!
Удивляйся, человек.