Задачи:
- Закрепить знания о полезных ископаемых и их свойствах.
- Познакомить с новым, самым ценным полезным ископаемым на Земле- водой.
- Выявить с помощью опытов основные свойства воды.
Оборудование:
- для учащихся: стаканы с водой, разноцветные полоски, чайные ложки, салфетки, картон;
- для учителя: стакан с водой, с молоком, соль, сахар, размельченный мел, промокательная бумага для изготовления воронки, стеклянная палочка и воронка.
- Приложение (слайды 1 – 16)
I. Организация класса.
II. Минутка природоведения.
- Начать сегодняшний урок я хочу с загадки. Вы внимательно слушайте, а потом, скажете о каком месяце года, говорится в этой загадке…
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
-О каком месяце года говорится в этой загадке? Слайд 1.
-Вообще ноябрь- это осенний месяц, а у нас, в условиях Сибири этот месяц считается зимним, так как холода наступают гораздо раньше.
-А какое время года сейчас? Слайд 2.
-Ребята! Когда я собиралась к вам на урок, то ко мне в форточку залетела синица и положила вам эту телеграмму на стол. Эта телеграмма от лесных жителей, от птиц и зверей. Послушайте, что в ней написано: «Милые ребята! За окном снег лежит, но еще не зима. То вдруг подует ветер, ударит мороз, то вдруг снег начинает таять, появляются лужи, начинает с крыш капать, мы очень обеспокоены. Помогите нам, скажите какая сегодня погода?»
-Да, ребята, у нас зима, а для начала зимы и характерны, то заморозки до -20°С, то оттепели и метели.
III. Проверка домашнего задания.
-А сейчас давайте вспомним полезные ископаемые, которые вы изучили, и их свойства.
- Очень прочный и долговечный камень, широко используется в строительстве. Из него строят фундаменты зданий, опоры мостов, ступеньки лестниц, им мостят дороги. (Гранит). Слайд 3.
- Из этого полезного ископаемого с добавлением песка изготовляют кирпич и разнообразную посуду. (Глина). Слайд 4.
- Имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде; он твердый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки, основное свойство его- горючесть. (Каменный уголь). Слайд 5.
- Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение все машины- самолеты, тракторы, корабли, тепловозы и т.д. (Нефть). Слайд 6.
- Бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. (Природный газ). Слайд 7.
- Образуется на болоте из остатков растений, которые там росли. (Торф). Слайд 8.
- Важное свойство этого полезного ископаемого- плавкость. Из него выплавляют чугун. (Железная руда). Слайд 9.
- Это полезное ископаемое белого цвета. Одно из них используется как строительный материал для покрытия дорог и улиц, а другое применяется в быту. (мрамор) Слайд 10.
- Это полезное ископаемое используется при изготовлении стекла. (песок) Слайд 11.
-Вот мы и вспомнили все полезные ископаемые. Кто мне скажет, что называют полезным ископаемым?
IV. Новый материал.
-Как вы думаете, какое самое ценное полезное ископаемое на земле и почему? Ответить на мой вопрос вы сможете отгадав загадку:
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
-Правильно, вода тоже является полезным ископаемым и причем ценным. Она вам всем очень хорошо знакома. Она такая привычная и повседневная. Согласитесь, но труднее ответить на вопрос, где не используется вода. Она используется во всех легких и тяжелых промышленностях, в сельском хозяйстве. Вы, ваши мамы и папы всегда пользуетесь водой. Многие животные, в том числе и человек 80% состоит из воды и кровь содержит 90% воды.
-Кажется все известно о воде, и все-таки вода, как и другое любое полезное ископаемое, имеет свои свойства. А какие мы с вами установим с помощью опытов.
-Скажите, чем вода отличается от куска дерева или камня?
А имеет ли вода какую-нибудь форму? Можно ли ее положить на стол как кусок дерева или камня?
-Почему нет?
-У вас на партах есть вода в стаканах, скажите, какую форму она имеет?
-А вот вода в бутылке, какую форму она имеет?
-Значит, ребята, какой мы можем сделать вывод, кто скажет? Слайд 12.
Вода не имеет своей формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.
-Ребята, скажите, имеет ли вода цвет?
-У вас на партах лежат разноцветные полоски. Сравните цвет воды с цветом разноцветных полосок. Можно ли назвать воду синей, зеленой, желтой, красной? Вы видите вода не окрашена ни в один из этих цветов, значит какой мы можем сделать вывод? Слайд 13.
Вода бесцветна.
-Какое свойство мы определили, когда в воду опустили карандаш?
-Мы видим карандаш? Четко его видно?
-А если мы опустим ложку в молоко. Видите ее?
-Что можно сказать о воде? Слайд 14.
Вода прозрачна.
-У меня в руках духи. Ребятам на первой парте я им дать понюхать. Думаю, вы им доверяете и поверите их ответу: имеют ли духи запах?
-Если я распылю, вот, например, освежитель воздуха. Чувствуете запах?
-Имеет ли чистая вода запах? Кто может сделать вывод?
-Вода ничем не пахнет. Она без запаха.
-Скажите, каков вкус соли? Сахара? Лимона? Лука?
-Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Вам очень хорошо знаком вкус хлеба и молока.
-Попробуйте воду.
-Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой?
-А можно ли из названных вами вкусов отнести к вкусу воды?
- Так какой же мы сделаем вывод?
-Вода не имеет вкуса. Она безвкусна.
-А теперь, все о чем говорили, что наблюдали, обо всем этом подведем итог. А в помощь вам доска.
-Так какими же свойствами обладает вода?
-Но это еще не все свойства, следующий опыт вы проделаете сами. Внимательно наблюдайте, что происходит с водой, затем сделаете вывод.
- Итак, возьмите картон, ложкой аккуратно возьмите воду и вылейте ее на картон. Наблюдайте, что происходит с водой. Если кто-то пролил воду, пользуйтесь салфетками.
-Теперь чуть-чуть наклоните картон и пронаблюдайте, что произошло с водой.
-Скажите, что вы наблюдали? Какой можно сделать вывод? Слайд 15.
-Вода текуча.
-Ребята, вот лежат соль сахар, мел. В один стакан положите соли, в другой- сахар, в третий- измельченного мела. А теперь хорошо помешайте воду в стаканах. А вы наблюдайте, что происходит с кристалликами соли, сахара и что происходит с мелом.
-Изменилась ли вода? Какая она стала? Куда делись соль и сахар?
-Какой можно сделать вывод, каким свойством обладает вода? Вода растворитель.
-Какая вода стала в третьем стакане? Такую воду пить нельзя, ее надо очистить от мути. Как это сделать? Чтобы получить чистую воду, ее нужно пропустить через фильтр. Фильтры бывают различными: бумажный, ватный, песочный.
-Хорошим фильтром является обычный песок. Люди давно заметили это свойство и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.
-Вот и мы сейчас профильтруем мутную воду, т.е. пропустим через фильтр. Посмотрите, я сгибаю бумагу вчетверо, обрезаю полукругом с одного угла и делаю из нее бумажную воронку. Вставляю в стеклянную воронку и подставляю пустой стакан. Осторожно выливаю воду в воронку.
-А вы наблюдайте за водой, которая будет вытекать из воронки.
-Когда вода течет, она размывает землю и уносит с собой песчинки, мельчайшие частички глины и сгнивших растений, но это почти незначительно по сравнению с загрязнением воды человеком. Ежегодно в наши моря выбрасывается 14 тонн мазута, а это ведет к гибели всего живого, находящегося в этих водах. Человечество не бережет свою мать природу, и она стала жестоко мстить ему, и уже никакие меры не могут это предотвратить. Так, например, в нашем городе, хотя вода перед подачей в квартиры тщательно фильтруется специальными устройствами, в нее проникают вирусы, инфекции, которые сейчас способствуют распространению среди людей заболеваний.
-Какое заболевание наблюдается сейчас в городе?
-Поэтому перед употреблением воду обязательно надо прокипятить, так как вирус можно убить только при высокой температуре. У нас на земле очень много воды. 78% составляют моря и океаны, из них 2% пресной воды и та загрязнена. И поэтому самая глобальная проблема- обеспечение населения пресной водой. Поэтому сейчас очень строго наказываются те предприятия, которые выбрасывают отходы в воду, тем самым загрязняя ее.
-Вернемся к нашему опыту. Какая стала вода? Почему?
-Вот видите, даже обыкновенный бумажный фильтр помог нам очистить воду.
-А еще толковый словарь поможет нам узнать: какие вещества называются растворимыми, а какие- нерастворимыми.
-Если частицы в воде становятся невидимыми и вместе с ней проходят через фильтр, то это растворимое вещество. Например: соль, сахар, сода.
-Если частицы плавают в воде или оседают на дно и задерживаются фильтром, то это нерастворимое вещество. Например: глина, песок, крахмал.
V. Итог урока.
-Где человек использует воду?
-Каким опытом можно доказать, что вода- растворитель?
-Что нужно сделать, чтобы очистить воду?
-В каком состоянии еще можно наблюдать воду в природе?
-Какое свойство мы определили, когда в воду опустили карандаш?
-С какими свойствами воды мы познакомились сегодня на уроке?
Слайд 16.