МОУ СОШ №5 г. Лысково Нижегородской области имеет классы с углубленным изучением отдельных предметов. Работа с детьми в таких классах должна быть построена так, чтобы они почувствовали, что физика – это удивительный предмет. Поэтому, кроме обучения школьной программе, в летнее время на базе школы организуется интеллектуально-оздоровительный лагерь. Программа работы с отрядом «Умники и умницы» составлена с учетом интереса детей к походам и приключениям. Край, в котором мы живем, очень красив и славен своим историческим прошлым, поэтому работа в летнее время с детьми содержала следующие вопросы:
- знакомство с историей края;
- поход на Оленью гору и измерение высоты старой крепости нетрадиционными способами;
- исследование водоносного слоя в горе Оленья. Определение скорости течения воды в естественных ключах;
- поход в луга, исследование соединения луговых озер;
- день мозгового штурма. Составление маршрутного листа. Конструирование и моделирование источников горы Оленья;
- путешествие на волжском пароме в село Макарьев. Изучение плавсредства, скорости его передвижения, а также определение грузоподъемности;
- блицтурнир «Самый умный». Защита проектов.
Рассмотрим подробнее некоторые страницы этого увлекательного летнего отдыха.
День 1. Экскурсия в краеведческий музей с целью знакомства с историей города.
День 2. Путешествие на Оленью гору с целью определения высоты с помощью барометра.
Сравнить высоту моста через реку Сундовик с высотой горы Оленья.
Из курса физики в 7 классе ребята знают, что изменение давления атмосферы на 1 мм рт. ст. происходит с изменением высоты местности на 12 м относительно нулевого уровня.
Результаты исследования показали, что:
- высота моста Нмоста = 15 м;
- высота горы Нгоры = 36 м.
День 3. Путешествие под Оленью гору с целью исследования водных источников, определение скорости течения воды из них.
Задача, поставленная перед детьми: предложить способ определения скорости течения воды; объяснить, по какой причине скорость течения воды в ключах разная.
Но, к сожалению, погода не всегда благоприятствовала нашим путешествиям, поэтому:
День 4 – теоретическое занятие, где ребята оформляли свои маршрутные листы, вели расчеты и делали выводы.
День 5. Путешествие на велосипедах на озеро Подгорное.
Цель путешествия: исследовать взаимодействие частиц вещества в природных условиях, а также изучаем соединение озер (законы сообщающихся сосудов).
День 6. Путешествие на пароме в село Макарьев.
Цель путешествия: определить подъемную силу парома по его осадке.
Поскольку ребята с удовольствием участвовали в походах и поездках, то определить самого умного было не просто.
День 7. Блицтурнир.
Цель: определить лидера отряда, выделить самого умного.
Задача: используя физические приборы, представить варианты опытов и измерений физических величин.
Самый умный участник нашей смены был определен через блиц. Им оказался Луканов Максим.
Он предложил и продемонстрировал более двадцати физических опытов.
Смена закончилась, и все ребята получили удостоверения первых участников летнего лагеря «Звезда». Хочется верить, что ребятам она запомнилась, и физические законы не помешали им увидеть красивый закат, услышать шелест листьев и пение птиц, и как сказал известный физик нашего времени Ландау: «Грош цена нашей физике, если она все это затмевает».