Проведение нестандартных обобщающих уроков-КВН в курсе химии 8–9-х классов

Разделы: Химия


КВН? КВН… КВН! Вместо обычного урока – игра! И блестят глаза, и отступает страх и закомплексованность, ведь ты не один на один с учителем перед классной доской, рядом с тобой – твои товарищи, КОЛЛЕКТИВ, где помогут, подскажут, найдут решение вместе, общими усилиями. Но и ты не подведи, старайся изо всех сил, ведь от твоего ответа может зависеть судьба всей команды… Не секрет, что нестандартные уроки очень нравятся детям, они вносят разнообразие в школьные будни, создают атмосферу праздника и хорошее настроение. Увлечение игрой мобилизует умственные способности ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора облегчает выполнение поставленных задач. За 21 год педагогического стажа я приобрела большой опыт в проведение обобщающих уроков-КВНов и накопила немалый фактический материал практически по каждой теме курса химии 8-9 классов. Несмотря на большое разнообразие форм конкурсов, можно выделить общие моменты методики проведения таких уроков. Соревноваться могут или команды одного класса, например, мальчики и девочки, или команды разных классов одной параллели. Общий ПЛАН проведения КВНов может быть следующим:

  1. Приветствие команд.
  2. Конкурс «Домашнее задание».
  3. Разминка.
  4. Командные конкурсы.
  5. Конкурс капитанов.
  6. Игра со зрителями.
  7. Экспериментальный конкурс.
  8. Обобщение.

Остановимся отдельно на каждом этапе.

1. Приветствие команд.

Данный конкурс включает в себя название команд, их эмблемы, девизы, приветствия команде соперников и жюри. Примеры девизов: «Химия и труд нас к победе приведут!», «Химия и дружба – главное оружие!».

2. Конкурс «Домашнее задание».

Задания могут быть разнообразными, в зависимости от изучаемой темы, от степени подготовленности учащихся, их способностей и активности:

  • при изучение групп элементов – стенгазеты-плакаты «Нахождение в природе …», «Круговорот … в природе», «Применение …»;
  • небольшие компьютерные презентации;
  • подбор загадок или занимательных вопросов о веществах. Особенно много загадок о воде – самом удивительном веществе на нашей планете.
  • инсценировки придуманных химических сказок и т. д.

При низкой активности учащихся, их большой загруженностью заданиями других предметов и в целях экономии времени на уроке приветствие команд и «Домашнее задание» можно исключить из плана проведения КВНа, но при этом теряется самая яркая, самая творческая часть, предоставляющая ребятам огромное поле для реализации их смекалки, выдумки и воображения.

3. Разминка.

Обычно я провожу разминку в форме разгадывания кроссвордов, где за каждое отгаданное слово команда получает по одному баллу. Данная работа позволяет за короткий промежуток времени (3-5 минут) организовать проверку и закрепление достаточно объемного материала по определенной теме: знание основных понятий, определений, законов, фамилий известных ученых. При наличии мультимедийного оборудования сетка кроссворда и вопросы к нему проецируются на экран, чтобы зрители тоже участвовали в конкурсе. После окончания работы команд их болельщики могут ответить на неразгаданные вопросы и принести командам дополнительные баллы. <Приложение 1>.

4. Командные конкурсы.

  • «Химические эстафеты» - учащиеся по очереди записывают на доске уравнения реакций: или заканчивают заранее записанные учителем (на начальном этапе обучения), или подбирают необходимые уравнения к цепочке превращений. Конкурс всегда проходит с большим азартом, ведь учитывается не только правильность ответов, но и скорость выполнения заданий.
  • «Загадочный конкурс» - разгадывание всевозможных загадок, шарад, анаграмм, метаграмм, логогрифов и ребусов. Данный конкурс можно проводить также со зрителями. <Приложение 2>.
  • Химические викторины можно проводить по-разному. Задавать вопросы по очереди каждой команде скучно, пусть они сами выбирают себе задания. «Заморочки из бочки», «Лепестки цветика-семицветика», «Клуб знатоков» со знаменитым волчком, вопросы различной стоимости и сложности по типу «Своя игра»… Телевизионные передачи-игры предоставляют большое поле выбора форм таких викторин, задача учителя – выбрать наиболее подходящую и подобрать интересные вопросы. Тогда викторины проходят весело, с увлечением, учащиеся учатся оценивать свои знания, силы и возможности.
  • «Исторические конкурсы» содержат материал по истории становления химии как науки, открытия элементов и химических законов, применения различных веществ в народном хозяйстве. Пример – «Исторический конкурс» по теме «Галогены» (проводился как конкурс капитанов).

Задание: заполни таблицу, используя следующие данные:

  • «зловонный», «неустойчивый», «зеленоватый», «всесъедающий», «фиолетовый»
  • 1774 г., 1811 г., 1826 г., 1886 г., 1940 г.
  • Б. Куртуа, К. Шееле, А. Муассан, Д. Корсон и К. Макензи, А. Балар

Таблица заполняется или на листах бумаги, или на мониторах компьютеров, или с использованием карточек магнитной доски – все зависит от оснащенности кабинета.

Правильные ответы:

Элемент Перевод с латинского названия Год открытия Ученый, открывший элемент
F «всесъедающий» 1886 г. А. Муассан
Cl «зеленоватый» 1774 г. К. Шееле
Br «зловонный» 1826 г. А. Балар
I «фиолетовый» 1811 г. Б. Куртуа
At «неустойчивый» 1940 г. Д. Корсон и К. Макензи

 

КВН «Химические элементы» - 8 класс - Исторический конкурс:

Задание: записав правильные ответы-числа в строчку, вы получите дату открытия периодического закона Д. И. Менделеева - **.**.****. (Необходимо напомнить учащимся, что отсутствие чего-либо – это число 0!)

  1. Заряд нейтрона.
  2. Число электронов в атоме элемента с латинским названием «Hydrogenium».
  3. Число нейтронов в ядре самого легкого изотопа водорода.
  4. Числовое значение заряда ядра лития.
  5. Масса протона в а.е.м.
  6. Число протонов в ядре атома кислорода.
  7. Число нейтронов в ядре атома углерода.
  8. Порядковый номер самого сильного неметалла.

ОТВЕТ: 01.03.1869 Данную дату можно открывать карточками, как на «Поле чудес».

  • Химические сказки можно проводит и как конкурс капитанов, и как экспериментальный конкурс. Например, при обобщении темы «Основные классы неорганических веществ» я предлагаю учащимся следующие химические сказки:

СКАЗКА О ВЕЛИКОЙ БИТВЕ.

В одном царстве-государстве под названием Химия жили-были два войска. Одно выступало под красным флагом. Очень любили его воины есть на обед щи из квашеной капусты, маринованные грибы и овощи, пить морс из клюквы и лимонный сок. Их желудки могли переваривать даже железные гвозди, но вот доспехи годились только медные, а командир щеголял в серебряном шлеме. Где бы ни проходило это войско, гибли почти все растения, оставались расти только жесткий хвощ да неприхотливый щавель.

Другое войско выступало под синим флагом. Злыми были его воины, едкими – разъедали кожу и ткани. При их купании в речке вода так нагревалась, что гибла рыба и прочая живность.

Люто ненавидели друг друга воины обеих войск, все рвались в бой. И вот наступил день Великой битвы. Встретились в чистом поле два войска, сошлись в непримиримой схватке. И случилось чудо – пропали враги-воины, а вместо них встали, держась за руки, два мирных народа, не обладающие агрессивностью. И флаг их был фиолетовый. И стали они верно служить людям. А тех воинов, которые остались в резерве и не участвовали в битве, отправили в специальных вагонах на химические предприятия для мирной службы.

Вопросы и задания:

  1. О каких классах веществ идет речь в данной сказке? Объясните цвета флагов обеих войск и мирных народов.
  2. Как называется реакция «Великой битвы»? Составьте подходящее уравнение к данной реакции.
  3. Как могли желудки воинов войска под красным флагом переваривать железные гвозди? Составьте уравнение данной реакции. Почему этим воинам годились только медные или серебряные доспехи?

СКАЗКА О ВОЛШЕБНОЙ ВОДЕ.

В одном селении под названием Пробиркино жили добрые, трудолюбивые люди. Благодаря их заботливым рукам и прирожденному мастерству славилось Пробиркино высокими урожаями различных огородных культур. Но на беду поселился в том селении злой колдун Гидроксидович. Был он жаден и завистлив. Не давала ему покоя мысль об успехах и славе селян, и решил он лишить людей благополучия. Наслал колдун на сады и огороды порчу – грибковые болезни. Плохо пришлось растениям – стали одолевать их гнили да плесени: чернели томаты, покрывались ягоды крыжовника бурыми пятнами, а клубника, радость и отрада детворы, превращалась в серо-белые осклизлые комочки…

Закручинились жители Пробиркино, стали опускаться у них от безысходности руки, не слыхать больше песен веселых да смеха детского. На их счастье проходил мимо добрый волшебник Водородович. Решил он помочь людям и подарил ярко-голубые кристаллы, которые превращали воду в целебное снадобье. И такая была у него сила, что стали отступать болезни, пошли растения на поправку. Но не уберегли селяне волшебную воду – темной ночью погубил ее Гидроксидович, выплеснул в нее едкую отраву. Не выдержала волшебная вода такого обращения и свернулась в голубой студенистый осадок.

Пришлось вновь обращаться людям за помощью к доброму чародею. Подарил он на этот раз бесцветный волшебный эликсир. Растворился под его действием голубой осадок, ожила волшебная вода, вернулась к ней целебная сила. Обрадовались жители Пробиркино и долго благодарили своего спасителя. А злого колдуна Гидроксидовича на радостях простили и определили его работать на мыловарне, где он своим честным трудом полностью искупил свою вину.

Вопросы и задания:

  1. О каких веществах идет речь в сказке? Составьте их формулы и дайте названия.
  2. Составьте уравнения реакций «порчи» волшебной воды и ее «исцеления».
  3. Почему колдун и добрый волшебник имеют такие имена?
  4. Как вы думаете, какой подарок примет Водородович от благодарных жителей Пробиркино: железную подкову, алюминиевую пряжку или медный грош? Почему?
  5. В чем заключается работа Гидроксидовича на мыловарне?

ОТВЕТЫ:

Сказка о Великой битве.

  1. «Войско под красным флагом» - кислоты. «Войско под синим флагом» - щелочи, растворимые в воде основания. Два «мирных народа» - вода и соли. Цвета флагов – цвет лакмуса в растворах данных веществ (при условии, что соль средняя и не подвергается гидролизу).
  2. «Великая битва» - реакция нейтрализации: кислота + основание = соль + вода. Например: HCl + KOH = KCl + H2O
  3. Кислота, содержащаяся в желудке, - соляная. Кислоты-неокислители реагируют с металлами, расположенными в электрохимическом ряду напряжений металлов до Н: 2HCl + Fe = FeCl2 + H2↑, поэтому железные доспехи этим воинам не годились. Медь Сu и серебро Ag расположены в данном ряду после Н – с кислотами-неокислителями не реагируют.

Сказка о волшебной воде.

  1. - Ярко-голубые кристаллы – медный купорос CuSO4 · 5H2O Соединения Cu(II) обладают фунгицидными свойствами и давно применяются в сельскохозяйственной практике.
    - «волшебная вода» - раствор сульфата меди(II) CuSO4
    - «едкая отрава» - раствор щелочи, например гидроксида натрия NaOH
    - голубой студенистый осадок - Cu(OH)2
    - «волшебный эликсир» - раствор серной кислоты H2SO4

  2. – «Порча» волшебной воды: CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4
    Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2
    - «Исцеление» волшебной воды: Cu(OH)2↓ + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
    Cu(OH)2↓ + 2H+ = Cu2+ + 2H2O

  3. – «Гидроксидович» - едкие щелочи – растворимые гидроксиды металлов;
    - «Водородович» - серная кислота, как и другие кислоты, содержит в своем составе атомы водорода Н (в растворе содержатся ионы Н+, точнее, Н3О+)

  4. Водородович примет в подарок медный грош, так как медь с раствором серной кислоты не реагирует. Железо и алюминий в подарок не годятся, так как реагируют с раствором серной кислоты:
    Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2↑; Fe0 + 2H+ = Fe2+ + H2
    2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2↑; 2Al0 + 6H+ = 2Al3+ + 3H2

  5. В производстве мыла едкие щелочи применяются для омыления жиров - щелочного гидролиза триглицеридов высших карбоновых кислот.
  • «Химическое домино»

Командам раздаются карточки (2 вертикальные и 4 горизонтальные), на половинках которых записаны начала и окончания разных химических реакций.

Задание: разложить карточки таким образом, чтобы получились две строчки записи правильных уравнений. Пример – КВН «Подгруппа азота»:

N2 + O2 = 2NO || 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O || NH3 + H3PO4 = NH4H2PO4

2NO + O2 = 2NO2 || 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O || 2NH3 + H3PO4 = (NH4)2HPO4

5. Конкурс капитанов.

  • «Расчетливый» - капитаны решают расчетные задачи, которые тесно связаны с практической жизнью, например, на приготовление растворов определенной концентрации для маринования овощей, для подкормки растений минеральными удобрениями и пр. Или же капитаны становятся начальниками расчетных отделов химических предприятий и рассчитывают практический выход продукта или массу (объем) исходного сырья, содержащего определенную долю примесей… Самое главное – решение не должно быть громоздким и содержать большое количество действий, иначе «призрак скуки замаячит на пороге…».
  • «Крестики-нолики» - один из вариантов заданий на нахождение перечня понятий по указанному признаку, нахождение «выигрышного пути» или по вертикали, или по горизонтали, или по диагонали. «Выигрышными путями» могут быть металлы или неметаллы среди элементов, простые или сложные вещества, кислоты или другие классы веществ, различные типы реакций, определенные агрегатные состояния веществ и многое другое, что поддается классификации. Похожие конкурсы: «Третий (четвертый или пятый) лишний», «Найди родственников» и пр.

6. Игра со зрителями.

Болельщики – важная составляющая любого КВНа. Именно они могут помочь своей команде, поддержать в трудную минуту, подсказать, приободрить, принести дополнительные баллы. Для того чтобы зрители почувствовали себя полноправными участниками данного мероприятия, игра с ними проводится в то время, когда команды заняты решением заданий, требующих довольно длительных (3-5 минут) расчетов, совещаний. Это могут быть различные загадки, ребусы, задания на номенклатуру веществ, исторические факты и др.

7. Экспериментальный конкурс.

            Химия для ребят, особенно восьмиклассников, – волшебная наука, способная творить настоящие чудеса. Именно возможностью самим творить эти чудеса-превращения и объясняется их повышенный первоначальный интерес к этой науке. Задача учителя – не погасить этот интерес, а направить его в нужное русло, привить основы методики проведения опытов с обязательным соблюдением всех правил техники безопасности. «Безопасность превыше всего!» - вот главное правило химиков. Об этом говорят и слова шуточной песни (на мотив песни Б. Окуджавы «Отгремели песни нашего полка»):

Помните, ребята, правила просты:
Безопасность вам не помешает.
Лишь тогда вы с химией будете на «ты»,
Это все проблемы разрешает.
Знанья безопасности в жизни так важны!
Каждый за здоровье отвечает.

Экспериментальный конкурс можно проводить по-разному:

  • проведение опытов по получению различных веществ или осуществление превращений по небольшой цепочке (2-3 звена);
  • решение экспериментальных задач на установление состава вещества – задания типа «Черный ящик». Например, задание КВНа по теме «Элементы VIА группы». На банке с белым кристаллическим веществом была утеряна этикетка. При проведении опытов было установлено, что данное вещество окрашивает пламя спиртовки в желтый цвет, хорошо растворимо в воде и в его растворе лакмус приобретает красный цвет; при взаимодействии раствора этого вещества с раствором хлорида бария выпадает белый тяжелый осадок, нерастворимый в кислотах. Помоги лаборанту определить состав этого вещества. (Формула данного вещества находится в «Черном ящике».)

ОТВЕТ – кислая соль гидросульфат натрия NaHSO4.

  • «Химический корректор» - найти ошибки в собранном приборе (или в его рисунке) и исправить их. Например, КВН по теме «Кислород. Оксиды. Горение». При оформлении практической работы «Получение кислорода и изучение его свойств» ученик допустил ряд ошибок и в рисунке прибора, и в написании химических уравнений, и в выводах. Задание: найти эти ошибки и исправить их. <Приложение 3>.

8. Обобщение.

Обычно перед подведением итогов КВНа я провожу последний конкурс – «Экологический лабиринт», в котором подобраны истинные и ложные высказывания о нахождении элементов и их соединений в природе, их круговороте, роли в организме человека и применении в народном хозяйстве. Двигаясь по нужным стрелкам («да» или «нет»), учащиеся должны пройти лабиринт как можно быстрее, не допустив при этом ошибок. <Приложение 4>.

После суммирования баллов и подведения итогов КВНа нужно обязательно похвалить учащихся, сказать, что, несмотря на то, что в данной игре есть победитель, проигравших в ней нет. Каждый из участников приобрел более ценное, чем количество баллов или хорошая оценка, - положительный настрой на учебу, хорошее настроение и, конечно, знания.

В 2006-2007 учебном году я участвовала в районном конкурсе «Педагог года Подмосковья» и стала победителем в номинации «Радость общения». Каждый участник должен был познакомить жюри со своей методической системой преподавания. Во время обдумывания своего выступления у меня родилось небольшое стихотворение, посвященное этой теме. Этими строками я и хочу закончить данную статью. Творческих вам успехов, уважаемые коллеги!

Школьный корабль

Чему учить и как учить – вот вечные вопросы.
Должна и я определить, учтя ребят запросы,
Как мне построить свой фрегат, «Методика» - название,
Чтоб каждый школьник был бы рад со мной пуститься в плаванье
По океану «Химия» до гавани «Познание».

Как курс ближайший проложить, не сев в пути на мели?
Как в трюмы знанья заложить и применять их в деле?
Долой унынье и тоску, прогоним лень и скуку!
Пусть флаг наш виден за версту: «За интерес к наукам!»

Вот классы восьмые – начало пути, шагают на палубу дружно.
Четыре года со мною пройти им этой дорогою нужно.
И чтоб не угас у них интерес, игрою я искру раздую.
Кроссворды, шарады… И рук – целый лес! Задачу решают любую.

Тетрадка для всех – помощник и друг, хранитель накопленных знаний.
Бывает – забыл, открываешь – и вдруг находишь ответ на задание!
Вот опыт практический – и голова работает вместе с руками.
Прием методический – дети должны добыть эти сведенья сами.

Но сколько опасностей опыт таит! Инструкции следуй ты строго!
Вот видишь – спиртовка под колбой горит, прибор ты руками не трогай!
И помни, что опыт – не фокус какой, его объяснить ты обязан.
И ясный ответ на вопрос «Почему?» быть должен тобою указан.

Десятые классы. Серьезные лица. Нужны здесь приемы другие.
Научный подход сейчас пригодится, основы ж они изучили.
И чтобы повысить свой интеллект, ищи информацию смело.
А книги, журналы, статьи, Интернет помогут тебе в этом деле.

И помни, что в плаванье мы не одни, ведь рядом другие науки.
И двигаться к цели мы дружно должны, пожав с уважением руки.
Пусть я капитан на своем корабле, но дети же ведь не матросы!
Готова помочь я в любой им беде, ответы найти на вопросы.

И действуя так, в постоянной борьбе с ошибками, ленью, упрямством,
Я школьный корабль воздвигла себе – не посчитайте бахвальством.