Цель занятия: Развитие умений, навыков, установок, необходимых для успешного общения. Развитие чувствительности в восприятии окружающего мира, психологических явлений и в первую очередь других людей и самого себя.
Ход занятия.
Для занятия учащиеся садятся в круг.
Вступительное слово психолога.
По окончании 11-го класса школа выпускает компетентного, социально-адаптированного, конкурентно - способного, общительного молодого человека. И юноши и девушки знают, где они будут учиться и кем они станут в дальнейшем. В разной степени, но они знают это и имеют представление, что необходимо сделать для этого. Но готовы ли они к встрече с новыми людьми, умеют ли они строить отношения с окружающими, могут ли они понять и принять другого человека?
Вопросы для обсуждения с учащимися:
Как вы думаете: в достаточно ли мере вы обладаете коммуникативными умениями и навыками?
Что мешает эффективному общению?
Можете ли вы вспомнить случай, когда вы имели проблемы с окружающими?
Как вы думаете: можно ли научиться бесконфликтному общению?
От себя хочу добавить, что существует такое понятие как «сенситивность». Многие авторы рассматривают её как целостное, общее свойство, как способность прогнозировать чувства, мысли и поведение другого человека. Сенситивность включает в себя способность видеть и слышать другого человека. При этом учитываются и рассматривается все аспекты и компоненты поведения человека: речь, выразительность движений лица и тела, поза людей, дистанция между ними, тактильное воздействие (касания, поддерживающие жесты, толчки ) и даже запахи. Каждый человек наблюдает за внутренним планом собственной психической жизни. Самонаблюдение является неотъемлемой частью общения. В результате самонаблюдения у человека формируется аппарат самосознания и самоконтроля личности. И это тоже относится к «сенситивности ». На такое наблюдение и самонаблюдение влияют стереотипы, опыт и установки, что приводит к субъективным искажениям образа «Я» и других людей. Желания, предположения, привычные способы восприятия « программируют» наше восприятие и фокусируют наше внимание на отдельных фрагментах поведения человека и мы приписываем человеку то, чего нет на самом деле
Вопрос для участников занятия.
Как вы думаете: можно ли научиться сенситивности?
Давайте, выполним такое упражнение:
Сейчас у нас будет возможность лучше узнать друг друга.
Сделаем это так: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть родственники в Москве». При этом стоящий в центре круга должен успеть занять свободное место, а тот, кто останется без места продолжит игру. Вопросы могут быть самыми разными. Например: «Пересядьте, те, кто родился зимой», «Пересядьте, те, кто любит читать фантастику», «Пересядьте, те, кто любит готовить», «Пересядьте, те, кто любит заниматься спортом» и так далее.
Когда упражнение закончится, можно перечислить всех тех, кто любит готовить, заниматься спортом, у кого есть родственники в Москве, кто любит читать фантастику и так далее.
Следующее упражнение включает в себя несколько заданий. Каждое из них рассчитано на определённое время. Я буду говорить, что вам делать и следить за временем.
Задание 1. В течение 5 минут молча, смотрим друг на друга.
Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнёра, на которые надо дать письменные ответы. Какого цвета глаза у вашего партнёра? Есть ли у него на лице родинки? Какого цвета у него брови? И так далее. А теперь повернитесь друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.
Задание 3. Теперь сменим партнёров, один из партнёров переходит в пару, сидящую слева от него. В течение минуты, молча смотрите друг на друга.
Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки и тетради. Я буду задавать вопросы, касающиеся вашего партнёра, на которые надо будет дать письменные ответы. Есть ли у него (у неё) часы? Какого цвета обувь на ногах вашего партнёра? Есть ли у него (у неё) пуговицы или молния на одежде? Повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.
Сейчас нам нужен будет один доброволец, который хотел бы проверить свою психологическую наблюдательность. Допустим, это будет Андрей. «Андрей, подожди, пожалуйста, одну минуту за дверью». После того как Андрей покидает комнату, все остальные участники располагаются в комнате по одному или парами, сидя или стоя. В любом порядке. Когда Андрей входит ему даётся задание: «У тебя есть минута времени, чтобы запомнить расположение всех ребят. Теперь тебе придётся ещё раз выйти за дверь». Учитель быстро меняет некоторых ребят местами и приглашает водящего. Ему предлагается вернуть всех на свои места.
Упражнение целесообразно повторить, чтобы остальные проверили свою наблюдательность. После окончания работы можно спросить, какие были трудности и как они решали поставленную задачу
Участвуя в таких упражнениях, мы с вами приобретаем опыт общения и взаимодействия с другими людьми. Мы с вами тренируемся в искусстве общения. Скажите, какие упражнения были информативными для вас. Что нового вы узнали о своих одноклассниках?
Сейчас один из вас выйдет, а мы разделимся на две подгруппы по избранному нами признаку, который должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Две подгруппы садятся в разных местах. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на две части. Признаки могут быть самыми разными: цвет глаз, наличие украшений, время рождения и так далее.
Давайте проверим насколько у вас развито чувство времени. Закройте глаза и постарайтесь после моей команды «начали» уловить тот момент, когда пройдёт минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, пройдёт минута, поднимите руку и откройте глаза. При этом сидите, молча и ждите, когда все откроют глаза. И так начали.
В ходе упражнения учитель фиксирует тех учащихся, которые:
- поднимают руку раньше того момента, когда минута истечёт;
- своевременно поднимают руку;
- поднимают руку позже.
После завершения упражнения учитель сообщает о своих наблюдениях и предлагает обменяться своими впечатлениями. Как правило, часть учащихся говорит о сложности выполнения для них задания, для других оказывается неожиданной допущенная ошибка. Нарушения адекватности восприятия длительности события приводят к искажению актуальной ситуации, а это приводит к ухудшению условий, в которых проходит общение, повышают напряжение.
Сейчас мы все закроем глаза. Выполнять упражнение удобнее, если есть повязки – шарфы, платки, которыми можно завязать глаза. Мы будем передвигаться по комнате с зарытыми глазами, стараясь ни кого не задеть. Делать мы это будем примерно три минуты. Я скажу, когда они закончатся.
Это упражнение стоит выполнять в комнате, где дети будут чувствовать себя в безопасности и с закрытыми глазами. Для повышения чувства безопасности учитель не выполняет это задание, а наблюдает за действиями детей.
Когда дети закончат выполнять задание можно задать такие вопросы:
- «Как вы чувствовали себя во время выполнения упражнения?»
- «Каковы ваши впечатления?»
Ребята, я хочу, чтобы вы запомнили, что особенностью процесса общения, особенно в школе, является то, что он представляет собой систему оценочных ситуаций. Употребляя термин «оценки», я имею в виду не отметки за работу. Но сама деятельность и поведение постоянно оцениваются и нами взрослыми, и вами учащимися и родителями. Оцениваются речь, манера держать себя, взаимоотношения с окружающими. Очень важна общая направленность оценивания, степень доброжелательности. Следует различать оценку деятельности и оценку личности. Если кто-то сделал, что-либо неудачно, это результат сегодняшний, а завтра это будет сделано лучше, так как человек приобрёл опыт.
Сейчас я скажу «раз» и мы все закроем глаза, а на счёт «два» встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся сейчас слева и справа от вас. Во время выполнения этого упражнения я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак «раз» (пауза) «два». Если не всем удалось найти своё место, учитель может помочь и предложить ещё сделать попытку найти место. Это упражнение требует ориентации на тактильные и звуковые сигналы. Кроме развития взаимодействия сенсорных каналов, оно даёт хороший групповой эффект, способствует сплочению группы и увеличению доверительности групповой атмосферы.
Все сидят в круге.
Сейчас каждый найдёт себе партнёра, из тех, кто сидит напротив. Делать это надо молча, с помощью глаз. Сделайте это и убедитесь, что пара найдена. (Количество участников должно быть чётным). Теперь я прошу закрыть всех глаза. Когда я скажу «начали», все мы встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами со своими партнёрами. И так начали. После того как все заняли места, можно спросить: « Все ли оказались там, куда вы планировали придти?»
Сейчас мы будем в течение тридцати секунд смотреть друг на друга, постарайтесь запомнить, кто, где сидит. Теперь закройте глаза. Сейчас некоторым из вас я предложу поменяться местами. Сделать это надо будет, не открывая глаза. Открыть их надо будет, когда вы окажитесь на новом месте.
И так поменяйтесь местами Лена и Таня. И так далее. После выполнения упражнения можно обменяться мнением об этом упражнении. А теперь мы поговорим о том, что нового и полезного вы узнали сегодня. Каждый учащийся высказывает свое мнение. Работа проводится по кругу. В заключении хочу всем сказать: «Спасибо за работу».