Конкурс знатоков информатики "Эрудит"

Разделы: Информатика


Цели и задачи мероприятия:

  • Образовательные: повторение и закрепление ос­новного материала, представленного в неординарных ситуациях, обеспечение углубленного изучения информатики.
  • Воспитательные: воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, выработка организованности, самостоятельности, повышение мотивации обучения.
  • Развивающие: развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности, мышления, логики, познавательной активности обучающихся, стойкости, воли к победе, находчивости, расширение связей с другими предметами.

Оборудование: Компьютеры, интерактивная доска, проектор.

Подготовительный этап:

Для проведения мероприятия учителю необходимо:

План мероприятия:

  1. Организационный момент. (2 мин)
  2. Вводная часть мероприятия (постановка задачи, представление жюри, участников конкурса). (3 мин)
  3. Основная часть мероприятия. (47 мин)
    1. Разминка (блиц-опрос). (5 мин)
    2. Конкурс знатоков «Отгадай слово». (7 мин)
    3. Конкурс «Опознай пословицу». (5 мин)
    4. Конкурс «Третий лишний». (5мин)
    5. Конкурс «Ребусы». (5 мин)
      Конкурс болельщиков «Все наоборот» (одновременно с конкурсом «Ребусы»).
    6. Конкурс «Информатика +». (5 мин)
    7. Конкурс «Информатика в лицах» (5 мин)
    8. Подведение итогов. (5 мин)
    9. Награждение. (5 мин)
  4. Подведение итогов мероприятия. (3 мин.)

Ход мероприятия

I. Организация начала мероприятия. (2 мин.)

Включается интерактивная доска, проводится калибровка, на экран выводится слайд 1 (приложение 1) - заставка в начале мероприятия, команды и жюри занимают свои места.

II. Вводная часть мероприятия. (5 мин.)

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости, учащиеся! Сегодня мы с вами проводим конкурс «Эрудит». Конкурс – это всегда праздник, веселое настроение, море шуток, выдумки. Игра открывает совсем другие стороны информатики, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на уроке, при серьезном разговоре об этой сложной современной науке. Для многих учащихся игра даст возможность проявить свою любовь к предмету, а для некоторых может стать толчком к заинтересованности. Итак, «Конкурс знатоков информатики» начинается. Поприветствуйте наших участников!

Ведущий 2:  Сегодняшнюю встречу судит очень компетентное жюри в составе: председателя: (ФИО), членов жюри: (ФИО).

III. Основная часть мероприятия. (47 мин)

1. Разминка (блиц-опрос). (5 мин)  

Ведущий 1: Начнем наш конкурс с разминки! (включается слайд 2, приложение 1). Разминка пройдет в виде блиц - опроса. Необходимо быстро, не задумываясь дать ответ на поставленный вопрос (включается слайд 3, приложение 1; ведущий читает определение – участники записывают ответ на листочках или вводят в компьютер).

Вопросы для блиц-опроса – приложение 5.

Ведущий 2: На этом наша разминка закончена. Жюри начинает подсчет первых оценок, а мы продолжаем дальше (включается слайд 4, приложение 1).

2. Конкурс знатоков «Отгадай слово». (7 мин)

Ведущий 1: По данным определениям отгадайте компьютерный тер­мин или понятие информатики, которое является много­значным словом. Давший правильный ответ по меньшему числу определений считается выигравшим.

(читается текст определений, кто догадался, о чем речь – поднимает флажок – по разрешению ведущего отвечает что это, если неверно – продолжаем читать дальше)

Определения – приложение 6.

3. Конкурс «Опознай пословицу». (5 мин)

Ведущий 2: Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале (включается слайд 5, приложение 1; ведущий читает пословицы, участники записывают на листочках или вводят в компьютер оригинальные версии пословиц).

Пословицы – приложение 7.

4. Конкурс «Третий лишний». (5 мин)

Ведущий 1: А мы продолжаем наш конкурс дальше (включается слайд 6, приложение 1). Я зачитаю три определения одного и того же термина. Ваша задача – определить лишний термин и найти правильное определение, связанное с информатикой (на экран выводятся слайды 7, 8 - по три термина, приложение 1).

Задания – приложение 8.

5. Конкурс «Ребусы». (5 мин)

Ведущий 2: Следующий конкурс связан с разгадыванием ребусов (на экран выводится слайд 9, приложение 1). За три минуты нужно разгадать 6 ребусов (на экран выводится слайд 10 с ребусами, приложение 1).

Ребусы – приложение 9.

Ведущий 1: А теперь настало время болельщиков принять участие в «Конкурсе знатоков информатики» (на экран выводится слайд 11, приложение 1).

Ведущий 2: Пока участники команд отгадывают ребусы, вам будут предложены словосочетания. Данные словосочетания получены из словосочетаний, связанных с компьютерами и информатикой, слова в которых заменены на противоположные по смыслу (конкурс «Всё наоборот»). Например, «функциональная клавиша» по этим правилам была бы записана как «бесполезная кнопка». Необходимо определить исходные словосочетания.

Задания для конкурса – приложение 10.

6. Конкурс «Информатика +». (5 мин)

Ведущий 1: В этом конкурсе отгадка спряталась не только в информатике, но и в других учебных предметах: биологии, геометрии, спорте (на экран выводится слайд 12, приложение 1). В задании даны две колонки определений. В первой те, что относятся к информатике, а во второй – к биологии, спорту, геометрии. Необходимо найти пары, которые обозначаются одним словом (на экран выводится слайд 13, приложение 1).

Задания для конкурса – приложение 11.

7. Конкурс «Информатика в лицах» (5 мин)

Ведущий 2: (На экран выводится слайд 14, приложение 1).

Необходимо по фотографии определить, кто данный человек и кратко описать, чем он знаменит (поочередно выводятся на экран слайды 15-23 с фотографиями, приложение 1). (Фамилии – приложение 12).

8. Подведение итогов. (5 мин)

Ведущий 1: Наш конкурс подошел к концу (на экран выводится слайд 24, приложение 1). Итак, подведение итогов!

Выступление членов жюри с анализом конкурсов. Объявление победителя.

9. Награждение. (5 мин)

Командам-победителям и лучшим игрокам вручаются грамоты.

Возможные номинации:

  1. Самый умный игрок.
  2. Самый оригинальный участник.
  3. Самый находчивый участник.
  4. Самый полезный игрок.
  5. Команде за 3 место (например, самой находчивой).
  6. Команде за 2 место (например, самой оригинальной).
  7. Команде за 1 место (самой эрудированной).

IV. Подведение итогов мероприятия (3 мин.)

(включается слайд 25 – рефлексия, приложение 1).

И в заключение, проведем небольшой тест-опрос «Как прошло наше мероприятие?»

  1. Понравилось ли вам мероприятие?
  2. Если да, то чем, если нет, то почему?
  3. Что вы сегодня узнали нового?
  4. Что можете предложить для следующего занятия (что хотели бы узнать, о чем услышать?)

Включается слайд 26, приложение 1 – Спасибо всем за плодотворную работу, до новых встреч!

На этом наше мероприятие заканчивается, большое спасибо всем за активное участие. Ждем вас на следующих состязаниях.

Литература 

  1. Агеева И.Д. “Занимательные материалы по информатике и математике», методическое пособие, - М.: Творческий центр, 2006г.
  2. Анеликова, Л.А. Тесты. Информатика и информационные технологии. 6-11 классы [Текст] / Л.А. Анеликова. – М.: Дрофа, 2004. – 251, [5] с.: ил.
  3. Василевская, И.Е. Турнир по информатике [Текст] / И.Е. Василевская // Информатика и образование. – 2002. – № 10.
  4. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах [Текст] / А.В. Горячев. – М.: Баласс, 2004.
  5. Златопольский, Д.М. Интеллектуальные игры в информатике [Текст] / Д.М. Златопольский. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
  6. Интернет-ресурсы
  7. Шеронова, А.В. Давайте поиграем [Текст] / А.В. Шеронова // Информатика и образование. – 2002. – № 9.