Цели и задачи мероприятия:
- Образовательные: повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях, обеспечение углубленного изучения информатики.
- Воспитательные: воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, выработка организованности, самостоятельности, повышение мотивации обучения.
- Развивающие: развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности, мышления, логики, познавательной активности обучающихся, стойкости, воли к победе, находчивости, расширение связей с другими предметами.
Оборудование: Компьютеры, интерактивная доска, проектор.
Подготовительный этап:
Для проведения мероприятия учителю необходимо:
- создать презентацию (приложение 1);
- подготовить для жюри листы оценивания и рекомендации для оценивания (приложение 2, приложение 3);
- подготовить файл в программе MS Excel – таблицу для подсчета общего количества баллов (приложение 4);
- подготовить задания для конкурсов (приложения 5-12).
План мероприятия:
- Организационный момент. (2 мин)
- Вводная часть мероприятия (постановка задачи, представление жюри, участников конкурса). (3 мин)
- Основная часть мероприятия. (47 мин)
- Разминка (блиц-опрос). (5 мин)
- Конкурс знатоков «Отгадай слово». (7 мин)
- Конкурс «Опознай пословицу». (5 мин)
- Конкурс «Третий лишний». (5мин)
- Конкурс «Ребусы». (5 мин)
Конкурс болельщиков «Все наоборот» (одновременно с конкурсом «Ребусы»). - Конкурс «Информатика +». (5 мин)
- Конкурс «Информатика в лицах» (5 мин)
- Подведение итогов. (5 мин)
- Награждение. (5 мин)
- Подведение итогов мероприятия. (3 мин.)
Ход мероприятия
I. Организация начала мероприятия. (2 мин.)
Включается интерактивная доска, проводится калибровка, на экран выводится слайд 1 (приложение 1) - заставка в начале мероприятия, команды и жюри занимают свои места.
II. Вводная часть мероприятия. (5 мин.)
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости, учащиеся! Сегодня мы с вами проводим конкурс «Эрудит». Конкурс – это всегда праздник, веселое настроение, море шуток, выдумки. Игра открывает совсем другие стороны информатики, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на уроке, при серьезном разговоре об этой сложной современной науке. Для многих учащихся игра даст возможность проявить свою любовь к предмету, а для некоторых может стать толчком к заинтересованности. Итак, «Конкурс знатоков информатики» начинается. Поприветствуйте наших участников!
Ведущий 2: Сегодняшнюю встречу судит очень компетентное жюри в составе: председателя: (ФИО), членов жюри: (ФИО).
III. Основная часть мероприятия. (47 мин)
1. Разминка (блиц-опрос). (5 мин)
Ведущий 1: Начнем наш конкурс с разминки! (включается слайд 2, приложение 1). Разминка пройдет в виде блиц - опроса. Необходимо быстро, не задумываясь дать ответ на поставленный вопрос (включается слайд 3, приложение 1; ведущий читает определение – участники записывают ответ на листочках или вводят в компьютер).
Вопросы для блиц-опроса – приложение 5.
Ведущий 2: На этом наша разминка закончена. Жюри начинает подсчет первых оценок, а мы продолжаем дальше (включается слайд 4, приложение 1).
2. Конкурс знатоков «Отгадай слово». (7 мин)Ведущий 1: По данным определениям отгадайте компьютерный термин или понятие информатики, которое является многозначным словом. Давший правильный ответ по меньшему числу определений считается выигравшим.
(читается текст определений, кто догадался, о чем речь – поднимает флажок – по разрешению ведущего отвечает что это, если неверно – продолжаем читать дальше)
Определения – приложение 6.
3. Конкурс «Опознай пословицу». (5 мин)Ведущий 2: Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале (включается слайд 5, приложение 1; ведущий читает пословицы, участники записывают на листочках или вводят в компьютер оригинальные версии пословиц).
Пословицы – приложение 7.
4. Конкурс «Третий лишний». (5 мин)Ведущий 1: А мы продолжаем наш конкурс дальше (включается слайд 6, приложение 1). Я зачитаю три определения одного и того же термина. Ваша задача – определить лишний термин и найти правильное определение, связанное с информатикой (на экран выводятся слайды 7, 8 - по три термина, приложение 1).
Задания – приложение 8.
5. Конкурс «Ребусы». (5 мин)Ведущий 2: Следующий конкурс связан с разгадыванием ребусов (на экран выводится слайд 9, приложение 1). За три минуты нужно разгадать 6 ребусов (на экран выводится слайд 10 с ребусами, приложение 1).
Ребусы – приложение 9.
Ведущий 1: А теперь настало время болельщиков принять участие в «Конкурсе знатоков информатики» (на экран выводится слайд 11, приложение 1).
Ведущий 2: Пока участники команд отгадывают ребусы, вам будут предложены словосочетания. Данные словосочетания получены из словосочетаний, связанных с компьютерами и информатикой, слова в которых заменены на противоположные по смыслу (конкурс «Всё наоборот»). Например, «функциональная клавиша» по этим правилам была бы записана как «бесполезная кнопка». Необходимо определить исходные словосочетания.
Задания для конкурса – приложение 10.
6. Конкурс «Информатика +». (5 мин)Ведущий 1: В этом конкурсе отгадка спряталась не только в информатике, но и в других учебных предметах: биологии, геометрии, спорте (на экран выводится слайд 12, приложение 1). В задании даны две колонки определений. В первой те, что относятся к информатике, а во второй – к биологии, спорту, геометрии. Необходимо найти пары, которые обозначаются одним словом (на экран выводится слайд 13, приложение 1).
Задания для конкурса – приложение 11.
7. Конкурс «Информатика в лицах» (5 мин)Ведущий 2: (На экран выводится слайд 14, приложение 1).
Необходимо по фотографии определить, кто данный человек и кратко описать, чем он знаменит (поочередно выводятся на экран слайды 15-23 с фотографиями, приложение 1). (Фамилии – приложение 12).
8. Подведение итогов. (5 мин)Ведущий 1: Наш конкурс подошел к концу (на экран выводится слайд 24, приложение 1). Итак, подведение итогов!
Выступление членов жюри с анализом конкурсов. Объявление победителя.
9. Награждение. (5 мин)Командам-победителям и лучшим игрокам вручаются грамоты.
Возможные номинации:
- Самый умный игрок.
- Самый оригинальный участник.
- Самый находчивый участник.
- Самый полезный игрок.
- Команде за 3 место (например, самой находчивой).
- Команде за 2 место (например, самой оригинальной).
- Команде за 1 место (самой эрудированной).
IV. Подведение итогов мероприятия (3 мин.)
(включается слайд 25 – рефлексия, приложение 1).
И в заключение, проведем небольшой тест-опрос «Как прошло наше мероприятие?»
- Понравилось ли вам мероприятие?
- Если да, то чем, если нет, то почему?
- Что вы сегодня узнали нового?
- Что можете предложить для следующего занятия (что хотели бы узнать, о чем услышать?)
Включается слайд 26, приложение 1 – Спасибо всем за плодотворную работу, до новых встреч!
На этом наше мероприятие заканчивается, большое спасибо всем за активное участие. Ждем вас на следующих состязаниях.
Литература
- Агеева И.Д. “Занимательные материалы по информатике и математике», методическое пособие, - М.: Творческий центр, 2006г.
- Анеликова, Л.А. Тесты. Информатика и информационные технологии. 6-11 классы [Текст] / Л.А. Анеликова. – М.: Дрофа, 2004. – 251, [5] с.: ил.
- Василевская, И.Е. Турнир по информатике [Текст] / И.Е. Василевская // Информатика и образование. – 2002. – № 10.
- Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах [Текст] / А.В. Горячев. – М.: Баласс, 2004.
- Златопольский, Д.М. Интеллектуальные игры в информатике [Текст] / Д.М. Златопольский. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
- Интернет-ресурсы
- Шеронова, А.В. Давайте поиграем [Текст] / А.В. Шеронова // Информатика и образование. – 2002. – № 9.