Урок закрепления знаний по физике в 7-м классе по теме "Давление"

Разделы: Физика


Цель урока: Расширение представления о давлении, как о величине характеризующей результат действия силы. Отработка практических навыков при решении качественных и расчетных задач

Тип урока: урок закрепления знаний.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания учащихся по теме «Давление»
  • Начать обучение учащихся решать аналитические задачи, используя формулы для расчета давления, силы давления, площади опоры.

Воспитательные:

  • Продолжить формирование познавательного интереса учащихся;
  • Продолжить формирование стремления к глубокому усвоения теоретических знаний через решение задач;

Развивающие:

  • Формировать умение добывать знания
  • Для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа и сравнения.
  • Научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения аналитических задач;
  • Продолжить формирование умения решать задачи.

Место урока в разделе – урок 2.

Оборудование Компьютер, Мультимедийный проектор, экран Презентация урока в формате PowerPoint. (Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка Д/з.

Похвалитесь, кто сумел рассчитать свое давление на пол в 2-х случаях: стоя на двух ногах и при ходьбе. Слайд 6

3. Повторение ОК предыдущего урока

(Слайды 2-4) 

Давление

Результат действия тела на опору зависит и от площади опоры и от действующей силы. Это учитывает физическая величина давление.

4. Задача учеников

Чему надо научиться сегодня (Слайд 5)

  • Применять знания в решении задач
  • Использовать знания для в объяснении различных явлений, встречающихся в жизни, и проявления давления в окружающей среде
  • Применять знания с пользой для себя и окружающих.

5. Решение качественных задач:

1. Кто оказывает большее давление на пол? (Слайд 7)

  • А 1
  • Б 2
  • В 3
  • Почему?

2. Сравни давления (Слайды 8-10)

6. Найди правильный ответ на своей карточке

(Слайды 11-13)

Вопросы:

  1. Почему на простом табурете сидеть жестко, в то время как на стуле, тоже деревянном, нисколько не жестко?
  2. Почему мягко лежать в веревочном гамаке, который сплетен из довольно твердых шнурков?
  3. Может ли быть мягко на твердой поверхности?
  4. Если стакан сдавливать ладонями за горлышко и дно, то на одной ладони появится отпечаток, а на другой – нет. Почему?
  5. Когда летом случается буря, она почему-то ломает только живые деревья и не трогает сухие. Как ты думаешь, почему?
  6. Опрятней модного паркета
    Блистает речка, льдом одета.
    Мальчишек радостный народ
    Коньками звучно режет лед.
    Почему коньки режут лед?
  7. Почему у рюкзака широкие лямки? Как надо укладывать рюкзак и почему?
  8. Мне ответ серьезный дайте,
    Кто сейчас сказать готов,
    Почему следы в асфальте,
    Лишь от ЖЕНСКИХ каблуков?
    Отвечайте же скорее:
    Что девчата тяжелее?

Ответы:

  1. Нетрудно догадаться. Сиденье простого табурета плоско; наше тело соприкасается с ним лишь по небольшой поверхности, на которой и сосредоточивается вся тяжесть туловища. У стула же сиденье вогнутое; оно соприкасается с телом по большей поверхности; по этой поверхности и распределяется вес туловища: на единицу поверхности приходится меньший груз, меньшее давление.
  2. Все дело здесь в более равномерном распределении давления. Давление распределяется здесь по нижней поверхности тела довольно равномерно, так что на каждый квадратный сантиметр приходится всего несколько граммов...
  3. Даже на самом твердом ложе нам может быть вовсе не жестко, если давление распределяется равномерно на большую поверхность. Вообразите, что вы легли на мягкую глину и в ней отпечатались формы вашего тела. Покинув глину, оставьте ее сохнуть. Когда она сделается твердой как камень, сохранив оставленные вашим телом вдавленности, лягте на нее опять, заполнив собой эту каменную форму. Вы почувствуете себя, как на нежном пуховике, не ощущая жесткости, хотя лежите буквально на камне.
  4. Все дело в площади опоры. На одну ладонь действует широкое дно, а на другую только края стакана.
  5. У живого дерева есть листва, следовательно дерево имеет достаточно большую общую поверхность. Сила ветра, действующая на дерево, большая. Сухое дерево не имеет листьев площадь поверхности его мала, следовательно и давление со стороны ветра мало.
  6. "Режут лед" т.е. легко скользят по льду. Лезвия коньков тонкие, поэтому давление на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются.
  7. Широкие лямки обеспечивают большую площадь опоры груза, при этом давление становится меньше. Это соответствует формуле давления p = F/S. Рюкзак надо укладывать так, чтобы на спину приходились мягкие, гладкие, ровные поверхности. Выступы имеют малую площадь опоры, и давление в местах выступов возрастает.
  8. ...
  9. От чего зависит глубина, на которую гвоздь войдет в дерево за один удар молотка?
    а) от силы удара;
    б) только от площади острая;
    в) от силы удара, площади острая и твердости дерева;
    г) от давления гвоздя на доску и твердости дерева.
  10. Выбери правильный пример. Когда и зачем давление увеличивают?
    • Фундамент здания;
    • Топор;
    • Шасси самолета;
    • Нож;
    • Широкие шины автомобилей;
    • Гвозди, кнопки;
    • Гусеницы вездеходов, тракторов;
    • Иголки;
    • Лыжи;
    • Зубы, когти, клювы зверей;
    • Шайбы под гайки;
    • Шипы, колючки растений;
    • Шпалы под рельсы;
    • Жало осы.

Делаем вывод

  • Уменьшение силы и увеличение площади ее приложения приведет к уменьшению давления.
  • Увеличение силы и уменьшение площади ее приложения приведет к увеличению давления.

Домашнее задание

Заполнить таблицу с примерами 

Увеличение давления Уменьшение давления
  1. Шипы, колючки растений
  1. Шпалы под рельсы

Обратите внимание, как много вопросов ответы на которые связаны с давлением.

  1. Почему у трактора делают широкие гусеницы? А почему на гусеницах есть острые выступы? Почему не разрешено ездить по асфальту на гусеничных тракторах?
  2.  Что произойдет, если шарики в шариковой ручке будут делать меньшего размера?
  3.  Многие животные и растения покрыты колючками. Не трогайте их, иначе... (Продолжайте, ссылаясь на формулу р = ...)
  4.  Почему Останкинская телебашня не проваливается в землю? Ведь давление, наверное, чудовищное?
  5.  Может ли камень (большой, как кресло) быть таким, что человеку, на нем сидящему, будет удобно, как в кресле?
  6.  Почему боксеры ведут бой в перчатках?
  7.  Иглы, клювы, когти, зубы, клыки, жала неплохо природа вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием! (р = —; 4 Р4=-р4.)
  8.  Каким образом (с научной точки зрения) удалось выявить девицу благородного происхождения в сказке «Принцесса на горошине»?
  9.  Как передвигаться по хрупкому льду?
  10.  Какое простейшее приспособление можно соорудить из веток, чтобы безопаснее перейти болото?
  11.  Какая обувь наиболее подходит для походов по разной местности? Кеды, кроссовки вряд ли, подошва мягковата, и если наступишь на камень... Резиновые сапоги? Жарковато, да и тяжелые. Зайдите в магазин. для туристов продают специальные ботинки. Рассмотрите их, особенно подошву.
  12.  Отбирайте у малышей колющие и режущие предметы. Они еще не знают, что их крохотной силенки хватит, чтобы вызвать очень серьезные разрушения.

Проверьте свои знания по пройденному материалу. А для этого необходимо вытащить из тайников памяти всё самое ценное.

Тест по теме «Давление» (Приложение 2).