Урок истории по теме "Причина политической раздробленности Руси"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Рассмотреть хронологические рамки, причины, особенности периода раздробленности Руси, сформировать представление о противоречивости последствий раздробленности государства;
  2. Развивать умение участвовать в дискуссии, выделять общее, анализировать исторические источники;
  3. Воспитывать интерес к истории, осознавать связь прошлого с настоящим.

Тип урока: урок-дискуссия.

Методическое оснащение урока: карта, учебник Н.В. Загладина “История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.” (параграф 18), презентации.

Основные понятия: раздробленность, удел, князь, сепаратизм, вотчина, натуральное хозяйство.

Постановка проблемы: “Политическая раздробленность Древнерусского государства – это исторический процесс, охватывающий период с 30-х гг. XII в. до конца XV века, оцениваемый неоднозначно. Изучение этого периода имеет важное значение. Во-первых, для понимания дальнейших событий истории нашего государства, и во-вторых, для определения места истории нашей страны в мировой истории.

Древнерусское государство выполнило свою историческую роль. Оно сплотило восточное славянство, содействовало его переходу от племенного быта к новой жизни, защитило от внешних врагов, способствовало развитию хозяйства, культуры. Выполнил и свою историческую роль Мстислав Владимирович, старший сын Владимира Мономаха. Его прозвали Великим, он продолжил политику своего отца, боролся с внешними врагами половцами, эстами и литовцами. Смерть Мстислава стала гранью, за которой началась совершенно новая Русь”.

Целеполагание.

Выслушав учителя, учащиеся с помощью педагога формулируют тему урока и ставят перед собой цель и задачи.

Целью нашего занятия является изучение периода раздробленности Древнерусского государства.

Задачи урока:

  • Расширить представления о причинах, особенностях раздробленности Руси;
  • Определить хронологические рамки периода, составить представление о последствиях раздробленности, отличать особенности развития княжеств в удельный период;
  • Участвовать в дискуссии, развивать свои навыки отстаивать свое мнение, приобрести навыки защищать выбранную точку зрения;
  • Осознавать важность изучаемых проблем, видеть связь прошлого с настоящим учиться в процессе обсуждения уважать иную точку зрения.

План:

  1. Какие причины привели к распаду единого Древнерусского государства?
  2. Как оценивать распад Руси?
  3. Каковы особенности политической организации отдельных княжеств?

Продукт деятельности учащихся: мультимедийные презентации, мини-эссе.

Межпредметные связи: “Слово о полку Игореве”, пословицы на русском и чувашском языках.

Формы оценивания: устные ответы, письменные ответы, творческие работы.

 Алгоритмы урока

Мотивация (1 мин). Притча “Жил был мудрец. И было у него три сына. Сыновья были умными и сильными. Мудрец их учил жить в мире и согласии. Но после смерти родителя дети забыли наставления, каждый хотел власти и подчинения. Этим воспользовались жадные соседи. И не стало сильных и умных людей, не сумели они объединиться в целое и защитить свой дом”.
Цели и задачи (2 мин). По поводу знаний:
  1. Назвать рамки периода.
  2. Давать определение раздробленности.
  3. Проанализировать причины раздробленности.
  4. Определить особенности раздробленности на Руси.
По поводу умений и навыков:
  1. Подбирать аргументы, доказывающие свою позицию.
  2. Составлять свой план ответа.
  3. Самостоятельно работать с историческим документом.
  4. Обсуждать предложенную проблему.
По поводу ценностей:
  1. Убедиться в сложности изучаемой проблемы.
  2. Разделить чувства переживания по поводу потери Русью своей независимости в ходе борьбы с врагами.
Актуализация (5 мин). Тесты – для первой группы. Работа с мультимедийной доской – вторая группа. Третья группа –готовит ответ на вопрос:

“Чем характеризовался период расцвета Древнерусского государства?”

Предоставление новой информации (10 мин). Интерактивная работа. Вид информации.
Учитель объясняет причины раздробленности;

Комментирует особенности периода.

Работа с учебником стр. 142

Каждая группа готовит аргументы по проблеме: отрицательные и положительные последствия раздробленности. “Мозговой штурм”.
Здоровьесберегающая пауза. Физкультпауза.  
Интерактивные упражнения (15 мин). Работа в группах с историческими документами.

Комментирование пословиц.

Новый продукт 5-8 мин. Мини-эссе “Почему не удалось сохранить единство страны?”
Домашнее задание (1мин). Параграф 18, составить сравнительную таблицу общего и особенного в развитии княжеств.
Оценивание (1 мин). Выставление оценок.
Рефлексия. На сегодняшнем уроке…

Наиболее усвоенным для меня оказался вопрос…

Причины распада Руси:

  1. Сохранение значительной племенной разобщенности в условиях господства натурального хозяйства.
  2. Развитие феодальной собственности на землю и рост удельного, княжеско-боярского землевладения.
  3. Борьба за власть между князьями и феодальные междоусобицы.
  4. Постоянные набеги кочевников и отток населения на северо-восток Руси.
  5. Упадок торговли по Днепру вследствие половецкой опасности и утраты Византией главенствующей роли в международной торговли.
  6. Рост городов как центров удельных земель..

Особенности данного периода:

  1. Политический распад Руси никогда не был полным. Сохранялись центростремительные силы, которые постоянно противостояли силам центробежным. Такой силой была власть киевских князей.
  2. Сохраняла свое влияние и общерусская церковь. Она выступала против усобиц, а клятва на кресте являлась формой мирного договора враждующих сторон.
  3. Постоянная внешняя опасность заставляла князей объединяться.

Внешне раздробленность проявлялась как постепенное перемещение политической жизни из центра – Киева – на окраины. Наиболее крупными и значимыми центрами были: Киевское, Черниговское, Северское, Новгородское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое.

Работа с историческим документами:

1 группа:

Любеч:

“В лето 1097
Пришли Святополк, И Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и барт его Олег и собрались в Любече для устроения мира (между собой). И обращались к себе, говоря: “Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять русские земли. Пусть каждый держит отчину свою…и на этом целовали крест: если кто пойдет на кого (войною), то на того будем все…”, и, принеся клятву, разошлись восвояси”.

Алгоритм работы: прочитать текст и ответить на вопросы. Обсудить ответы в группе.

  1. По чьей инициативе собрался съезд в Любече? Когда?
  2. Какое решение было принято?
  3. Выполнялось ли это решение? Как вы думаете, почему?

2 группа.

Из работы историка Б.А.Рыбакова:

“Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обостренными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти, … то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов, полностью зависевших от князя.

Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза этого периода (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было ожидать, …а наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех ее проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию”.

Алгоритм работы: прочитать текст и ответить на вопросы. Обсудить ответы в группе.

Вопрос: Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трех аргументов.

3 группа.

“…Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, все его воины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: “Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем пленным; так сядем, братья, на своих коней и поглядим на синий Дон….

…Что мне шумит, что мне звенит из далека рано перед зорями? Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы…”

Алгоритм работы: прочитать текст и ответить на вопросы. Обсудить ответы в группе.

Вопрос: О каком произведении идет речь? Чем закончился поход против половцев? Почему Игорь и его дружина проиграли битву против половцев?

Пословицы:

  1. Если народ един – он непобедим.
  2. И лес шумит дружней, когда деревьев много.
  3. Дружные сороки и гуся съедят.
  4. Одному в поле горе, а вместе всем – хлеб.
  5. Согласного стада и волк не дерет.
  6. Веника не переломишь, а по прутку весь переломаешь.
  7. Если вздохнуть всем народом – ветер будет.
  8. Одна рука и в ладоши не бьет.
  9. Один и камень не поднимешь, а миром и город передвинешь.
  10. Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись.

Одному спать привольно, артелью – лес рубить – Печчен – ыйха сапма, эртелпе.

Один человек пройдет – след остается, сто человек пройдет – дорога проложится. – Пер сын каять – йер юлать, сен сыр сурет – сул пулать.

Мир дунет – копна свалится - Сер сын версен капан тунет.

Одна пчела немного меду натаскает – Велле хурче печен нумаях пыл тавайме.

Тестовые задания:

Вариант 1.

1. Когда образовалось государство Русь?

а) 6 век;
б) 9 в;
в) 12 в;
г) 14 в.

2. Как в Древней Руси называли народные собрания свободных общинников?

а) Дума;
б) Собор;
в) Вече;
г) Рада.

3. К какому князю относятся слова летописца? “Легко и неслышно ходил он в походах, как барс… В походах же не вез за собой обозов с котлами…Спал, подослав потник и положив седло под голову?

а) Всеволод Большое Гнездо;
б) Святослав;
в) Рюрик;
г) Ярослав Мудрый.

4. Породнился со многими европейскими дворами при помощи династических браков:

а) Иван Калита;
б) Владимир;
в) Ярослав Мудрый;
г) Олег.

5. Свободные крестьяне-общинники. Имевшие хозяйство на Руси назывались:

а) Смерды;
б) Огнищане;
в) Холопы;
г) Люди.

6. К 862 г. “Повесть временных лет” относит событие:

а) Призвание варягов в Новгород;
б) Гибель князей Бориса и Глеба;
в) Восстание древлян;
г) Первый договор Олега с Византией.

Вариант 2.

1. Община у древних славян называлась:

а) Полюдье;
б) Вервь;
в) Обмирщение;
г) Станица.

2. Вооруженные отряды при князе, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя в Древней Руси назывались:

а) Рекруты;
б) Рядовичи;
в) Стрельцы;
г) Дружина.

3. Восточно-славянское племя:

а) Уличи;
б) Хазары;
в) Меря;
г) Варяги..

4. Умение строить здания называлось на Руси:

а) Бортничеством;
б) Зодчеством;
в) Бондарством;
г) Подсекой.

5. Свод законов Древней Руси назывался:

а) Русская Правда;
б) Соборное Уложение;
в) Стоглав;
г) Судебник.

6. Как назывались погодные записи исторических событий в 11-17 вв.?

а) Поучения;
б) Былины;
в) Жития;
г) Летописи. 

Задания на соответствие терминов и понятий:

Раздробленность. Крупная земельная собственность, принадлежавшая феодалу на правах полного распоряжения и наследования.
Удел. Хозяйство, все необходимое в котором производилось в самом хозяйстве.
Сепаратизм. Доля члена княжеского рода в родовом владении.
Вотчина. Стремление к обособлению.
Натуральное хозяйство. Разобщенность, разъединенность.

Домашнее задание:

Сравните местоположение, основные виды хозяйственной деятельности, политическое устройство Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XII- XIII вв. Укажите, что было общим, а что различным.

Ответ оформите в виде таблицы.

Общее
Различия
   

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3