Цели:
- Рассмотреть хронологические рамки, причины, особенности периода раздробленности Руси, сформировать представление о противоречивости последствий раздробленности государства;
- Развивать умение участвовать в дискуссии, выделять общее, анализировать исторические источники;
- Воспитывать интерес к истории, осознавать связь прошлого с настоящим.
Тип урока: урок-дискуссия.
Методическое оснащение урока: карта, учебник Н.В. Загладина “История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.” (параграф 18), презентации.
Основные понятия: раздробленность, удел, князь, сепаратизм, вотчина, натуральное хозяйство.
Постановка проблемы: “Политическая раздробленность Древнерусского государства – это исторический процесс, охватывающий период с 30-х гг. XII в. до конца XV века, оцениваемый неоднозначно. Изучение этого периода имеет важное значение. Во-первых, для понимания дальнейших событий истории нашего государства, и во-вторых, для определения места истории нашей страны в мировой истории.
Древнерусское государство выполнило свою историческую роль. Оно сплотило восточное славянство, содействовало его переходу от племенного быта к новой жизни, защитило от внешних врагов, способствовало развитию хозяйства, культуры. Выполнил и свою историческую роль Мстислав Владимирович, старший сын Владимира Мономаха. Его прозвали Великим, он продолжил политику своего отца, боролся с внешними врагами половцами, эстами и литовцами. Смерть Мстислава стала гранью, за которой началась совершенно новая Русь”.
Целеполагание.
Выслушав учителя, учащиеся с помощью педагога формулируют тему урока и ставят перед собой цель и задачи.
Целью нашего занятия является изучение периода раздробленности Древнерусского государства.
Задачи урока:
- Расширить представления о причинах, особенностях раздробленности Руси;
- Определить хронологические рамки периода, составить представление о последствиях раздробленности, отличать особенности развития княжеств в удельный период;
- Участвовать в дискуссии, развивать свои навыки отстаивать свое мнение, приобрести навыки защищать выбранную точку зрения;
- Осознавать важность изучаемых проблем, видеть связь прошлого с настоящим учиться в процессе обсуждения уважать иную точку зрения.
План:
- Какие причины привели к распаду единого Древнерусского государства?
- Как оценивать распад Руси?
- Каковы особенности политической организации отдельных княжеств?
Продукт деятельности учащихся: мультимедийные презентации, мини-эссе.
Межпредметные связи: “Слово о полку Игореве”, пословицы на русском и чувашском языках.
Формы оценивания: устные ответы, письменные ответы, творческие работы.
Алгоритмы урока
Мотивация (1 мин). | Притча “Жил был мудрец. И было у него три сына. Сыновья были умными и сильными. Мудрец их учил жить в мире и согласии. Но после смерти родителя дети забыли наставления, каждый хотел власти и подчинения. Этим воспользовались жадные соседи. И не стало сильных и умных людей, не сумели они объединиться в целое и защитить свой дом”. | |||
Цели и задачи (2 мин). | По поводу знаний:
|
По поводу умений и навыков:
|
По поводу ценностей:
|
|
Актуализация (5 мин). | Тесты – для первой группы. | Работа с мультимедийной доской – вторая группа. | Третья группа –готовит ответ на вопрос: “Чем характеризовался период расцвета Древнерусского государства?” |
|
Предоставление новой информации (10 мин). | Интерактивная работа. Вид информации. | |||
Учитель объясняет причины
раздробленности; Комментирует особенности периода. Работа с учебником стр. 142 |
Каждая группа готовит аргументы по проблеме: отрицательные и положительные последствия раздробленности. “Мозговой штурм”. | |||
Здоровьесберегающая пауза. | Физкультпауза. | |||
Интерактивные упражнения (15 мин). | Работа в группах с историческими
документами. Комментирование пословиц. |
|||
Новый продукт 5-8 мин. | Мини-эссе “Почему не удалось сохранить единство страны?” | |||
Домашнее задание (1мин). | Параграф 18, составить сравнительную таблицу общего и особенного в развитии княжеств. | |||
Оценивание (1 мин). | Выставление оценок. | |||
Рефлексия. | На сегодняшнем уроке… Наиболее усвоенным для меня оказался вопрос… |
Причины распада Руси:
- Сохранение значительной племенной разобщенности в условиях господства натурального хозяйства.
- Развитие феодальной собственности на землю и рост удельного, княжеско-боярского землевладения.
- Борьба за власть между князьями и феодальные междоусобицы.
- Постоянные набеги кочевников и отток населения на северо-восток Руси.
- Упадок торговли по Днепру вследствие половецкой опасности и утраты Византией главенствующей роли в международной торговли.
- Рост городов как центров удельных земель..
Особенности данного периода:
- Политический распад Руси никогда не был полным. Сохранялись центростремительные силы, которые постоянно противостояли силам центробежным. Такой силой была власть киевских князей.
- Сохраняла свое влияние и общерусская церковь. Она выступала против усобиц, а клятва на кресте являлась формой мирного договора враждующих сторон.
- Постоянная внешняя опасность заставляла князей объединяться.
Внешне раздробленность проявлялась как постепенное перемещение политической жизни из центра – Киева – на окраины. Наиболее крупными и значимыми центрами были: Киевское, Черниговское, Северское, Новгородское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое.
Работа с историческим документами:
1 группа:
Любеч:
“В лето 1097
Пришли Святополк, И Владимир, и Давид Игоревич, и
Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и барт
его Олег и собрались в Любече для устроения мира
(между собой). И обращались к себе, говоря: “Зачем
губим Русскую землю, сами на себя вражду
воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части
и радуются, что между нами войны и доныне. С этого
времени соединимся в одно сердце и будем
охранять русские земли. Пусть каждый держит
отчину свою…и на этом целовали крест: если кто
пойдет на кого (войною), то на того будем все…”, и,
принеся клятву, разошлись восвояси”.
Алгоритм работы: прочитать текст и ответить на вопросы. Обсудить ответы в группе.
- По чьей инициативе собрался съезд в Любече? Когда?
- Какое решение было принято?
- Выполнялось ли это решение? Как вы думаете, почему?
2 группа.
Из работы историка Б.А.Рыбакова:
“Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обостренными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти, … то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов, полностью зависевших от князя.
Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза этого периода (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было ожидать, …а наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех ее проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию”.
Алгоритм работы: прочитать текст и ответить на вопросы. Обсудить ответы в группе.
Вопрос: Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трех аргументов.
3 группа.
“…Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, все его воины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: “Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем пленным; так сядем, братья, на своих коней и поглядим на синий Дон….
…Что мне шумит, что мне звенит из далека рано перед зорями? Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы…”
Алгоритм работы: прочитать текст и ответить на вопросы. Обсудить ответы в группе.
Вопрос: О каком произведении идет речь? Чем закончился поход против половцев? Почему Игорь и его дружина проиграли битву против половцев?
Пословицы:
- Если народ един – он непобедим.
- И лес шумит дружней, когда деревьев много.
- Дружные сороки и гуся съедят.
- Одному в поле горе, а вместе всем – хлеб.
- Согласного стада и волк не дерет.
- Веника не переломишь, а по прутку весь переломаешь.
- Если вздохнуть всем народом – ветер будет.
- Одна рука и в ладоши не бьет.
- Один и камень не поднимешь, а миром и город передвинешь.
- Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись.
Одному спать привольно, артелью – лес рубить – Печчен – ыйха сапма, эртелпе.
Один человек пройдет – след остается, сто человек пройдет – дорога проложится. – Пер сын каять – йер юлать, сен сыр сурет – сул пулать.
Мир дунет – копна свалится - Сер сын версен капан тунет.
Одна пчела немного меду натаскает – Велле хурче печен нумаях пыл тавайме.
Тестовые задания:
Вариант 1.
1. Когда образовалось государство Русь?
а) 6 век;
б) 9 в;
в) 12 в;
г) 14 в.
2. Как в Древней Руси называли народные собрания свободных общинников?
а) Дума;
б) Собор;
в) Вече;
г) Рада.
3. К какому князю относятся слова летописца? “Легко и неслышно ходил он в походах, как барс… В походах же не вез за собой обозов с котлами…Спал, подослав потник и положив седло под голову?
а) Всеволод Большое Гнездо;
б) Святослав;
в) Рюрик;
г) Ярослав Мудрый.
4. Породнился со многими европейскими дворами при помощи династических браков:
а) Иван Калита;
б) Владимир;
в) Ярослав Мудрый;
г) Олег.
5. Свободные крестьяне-общинники. Имевшие хозяйство на Руси назывались:
а) Смерды;
б) Огнищане;
в) Холопы;
г) Люди.
6. К 862 г. “Повесть временных лет” относит событие:
а) Призвание варягов в Новгород;
б) Гибель князей Бориса и Глеба;
в) Восстание древлян;
г) Первый договор Олега с Византией.
Вариант 2.
1. Община у древних славян называлась:
а) Полюдье;
б) Вервь;
в) Обмирщение;
г) Станица.
2. Вооруженные отряды при князе, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя в Древней Руси назывались:
а) Рекруты;
б) Рядовичи;
в) Стрельцы;
г) Дружина.
3. Восточно-славянское племя:
а) Уличи;
б) Хазары;
в) Меря;
г) Варяги..
4. Умение строить здания называлось на Руси:
а) Бортничеством;
б) Зодчеством;
в) Бондарством;
г) Подсекой.
5. Свод законов Древней Руси назывался:
а) Русская Правда;
б) Соборное Уложение;
в) Стоглав;
г) Судебник.
6. Как назывались погодные записи исторических событий в 11-17 вв.?
а) Поучения;
б) Былины;
в) Жития;
г) Летописи.
Задания на соответствие терминов и понятий:
Раздробленность. | Крупная земельная собственность, принадлежавшая феодалу на правах полного распоряжения и наследования. |
Удел. | Хозяйство, все необходимое в котором производилось в самом хозяйстве. |
Сепаратизм. | Доля члена княжеского рода в родовом владении. |
Вотчина. | Стремление к обособлению. |
Натуральное хозяйство. | Разобщенность, разъединенность. |
Домашнее задание:
Сравните местоположение, основные виды хозяйственной деятельности, политическое устройство Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XII- XIII вв. Укажите, что было общим, а что различным.
Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |