Цели:
- Выяснить степень коммуникативности учащихся;
- Повторить известные формулы вежливости и познакомить с новыми;
- Продолжить знакомство с этикетным диалогом.
Технические средства: мультимедийная установка, 2 телефона.
Другие средства: бумага для анкет, распечатки текстов песни, презентация <Приложение 1>.
Слово учителя (вступление)
Классный руководитель:
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Поздравляем Вас с праздником – Всемирным Днем приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения – который отмечается сегодня, 21 ноября. Праздник изобрели братья - американцы Майкл и Брайан Маккормак из американского штата Небраска. Начиная с 1973-го, он отмечается ежегодно. Достаточно поздороваться в этот день с 10 незнакомыми людьми – и ты его отметил. Здравствуйте, Ирина Евгеньевна.
Учитель русского языка:
Добрый день, Елена Яковлевна, ребята и гости нашего праздника!
Но одного приветствия мало. Необходимо общаться. А умеем ли мы общаться? Давайте начнем с небольшой лексической разминки. Знаете ли вы, что такое этикет, речевой этикет, речевая ситуация, комплимент, коммуникативность? (Звучат ответы учащихся).
Ученик 1. Этикет – слово французского
происхождения, означающее манеру поведения. К
нему относятся правила учтивости и вежливости,
принятые в обществе. Различают несколько видов
этикета.
Ученик 2. Дипломатический этикет - правила
поведения дипломатов и других официальных лиц
при контактах друг с другом на различных
дипломатических приёмах, визитах, переговорах.
Ученик 3. Воинский этикет - свод общепринятых
в армии правил, норм и манер поведения
военнослужащих во всех сферах их деятельности.
Ученик 4. Придворный этикет - строго
регламентируемый порядок и формы обхождения,
установленные при дворах монархов.
Ученик 5. Общегражданский этикет -
совокупность правил, традиций и условностей,
соблюдаемых гражданами при общении друг с
другом.
Учитель русского языка:
Как вы думаете, легко ли общаться людям, не соблюдающим правила этикета и не имеющим представления о вежливости?
Давайте заглянем в нашу копилку афоризмов, в которой собраны крылатые выражения о вежливости и культуре речи:
Ученик 6. Вежливость и хорошие манеры
совершенно необходимы для того, чтобы украсить
любые другие достоинства и таланты. (Филипп
Честерфилд, английский писатель и
государственный деятель).
Ученик 7. Ничто не обходится нам так дешево и
не ценится так дорого, как вежливость. (Мигель
Сервантес, испанский писатель).
Ученик 8. Этикет - это умение зевать с закрытым
ртом. (Герберт Прокноу, американский писатель,
специалист по афоризмам).
Ученик 9. Спросили у мудреца мусульманской
мифологии Лукмана: “У кого ты учился
благовоспитанности?” – “У неблаговоспитанных,
– я избегал делать то, что делали они”. (Саади,
персидский поэт).
Классный руководитель: Для продолжения нашего разговора нам необходимо выяснить, конфликтные ли вы личности.
Анкета для учащихся и родителей.
1) В классе начинается спор на повышенных тонах, ваша реакция?
а) Не принимаю участия,
б) Лишь кратко выскажусь в защиту той точки
зрения, которую считаю правильной,
в) Активно вмешаюсь.
2) Выступали ли вы на классных собраниях с критикой учителей, директора, завуча?
а) Нет,
б) Только если имею на то веские основания,
в) Критикую всегда и по любому поводу.
3) Часто ли вы спорите с друзьями?
а) Только в шутку,
б) Лишь по принципиальным вопросам,
в) Споры – моя стихия.
4) Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?
а) Возмущаюсь в душе, но молчу,
б) Делаю замечание,
в) Прохожу вперед и начинаю наблюдать за
порядком.
5) Дома во время обеда вам подали несоленый суп, ваша реакция?
а) Не буду поднимать шум,
б) Молча возьму солонку,
в) Не удержусь от едких замечаний.
6) В транспорте вам наступили на ногу, ваша реакция?
а) С возмущением посмотрю на обидчика,
б) Сухо сделаю замечание,
в) Выскажусь, не стесняясь в выражениях;
7) Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится, ваша реакция?
а) Промолчу,
б) Ограничусь коротким комментарием,
в) Выскажу все, что думаю.
8) Играя в лотерею, вы проиграли много денег, как вы к этому отнесетесь?
а) Постараюсь казаться равнодушным, но дам себе
слово никогда больше не участвовать в игре,
б) Не скрою досаду, но отнесусь к этому с юмором,
пообещав взять реванш;
в) Проигрыш испортит мне настроение.
А теперь оцените свои ответы:
а) – 4 балла,
б) – 2 балла,
в) – 0 баллов, посчитайте сумму баллов.
Таким образом, всех принимавших участие в анкетировании можно разбить на три психологических типа:
22-32 балла – вы тактичны и миролюбивы, уходите
от споров и конфликтов, избегаете критических
ситуаций, но вас иногда называют
приспособленцем,
12-22 баллов – вы слывете человеком
конфликтным, но это преувеличение, вы
конфликтуете, только если другого выхода нет, а
способность отстаивать свое мнение вызывает к
вам уважение,
до 10 баллов – споры и конфликты - ваша
стихия, но тем, кто находится рядом с вами,
приходится очень трудно, ваша несдержанность
отталкивает от вас людей, постарайтесь обуздать
свой характер.
Классный руководитель:
Ну а теперь, когда теоретическая часть нашей игры осталась позади, мы хотим предложить вам самим разыграть несколько речевых ситуаций, в которой будут принимать участие, как дети, так и их родители.
Речевая ситуация 1.
Ваш одноклассник очень огорчен: он получил “двойку”, найдите несколько слов утешения и ободрения в его адрес.
Учитель русского языка: Послушайте разговор двух друзей.
Диалог двух ребят.
Два мальчика сидят у телефона.
Первый: Алло! Алло!
Второй: Алло!
Первый: Слышно что-нибудь?
Второй: Слышно. А тебе слышно?
Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо
слышно?
Второй: Хорошо! А тебе?
Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно,
как я смеюсь? Давай разговаривать.
Второй: Давай. А о чём разговаривать?
Первый: Ну, о чём... О чем-нибудь... Хорошо,
что мы купили телефон, правда?
Второй: Правда.
Первый: А вот если бы не купили, было бы
плохо. Правда?
Второй: Правда.
Первый: Ну?
Второй: Что “ну”?
Первый: Чего ж ты не разговариваешь?
Второй: А ты почему не разговариваешь?
Первый: Да я не знаю, о чём
разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо
разговаривать, так не знаешь, о чём
разговаривать, а когда не надо разговаривать, так
разговариваешь и разговариваешь.
Требования к официальному телефонному диалогу. (Учитель русского языка)
Классный руководитель:
Речевая ситуация 2.
Вы ищете работу по специальности и в газете находите объявление, которое вас заинтересовало. Вам нужно связаться по телефону с работодателем (секретарем).
Речевая ситуация 3.
Вы пришли на собеседование к работодателю, каким будет этот диалог?
Речевая ситуация 4.
Вы служащий фирмы, директором которой является женщина, попробуйте расположить ее к себе с помощью комплиментов.
Учитель русского языка:
Старинная французская поговорка гласит: “Женщина любит ушами”.
А мужчины любят комплименты? (Вопрос адресовать мужчинам).
А девочки? (Отвечают девочки).
Вряд ли найдется человек, который не любит комплиментов, так давайте же не будем на них скупиться, и мы приглашаем всех присутствующих здесь взрослых и детей исполнить песню Б.Окуджавы “Давайте восклицать, друг другом восхищаться...”
Звучит песня Б.Окуджавы.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться,
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.Давайте горевать и плакать откровенно,
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не стоит придавать значения злословью,
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова,
Давайте жить, во всем друг другу потакая, –
Тем более, что жизнь... короткая такая...
Классный руководитель:
Обращаясь к собеседнику, мы прежде всего решаем, какое местоимение будет более уместным при общении.
Местоимение "ты" - единственного числа, "вы"- множественного. Казалось бы, употребление этих слов не вызовет труда. Но в нашем народе исторически сложилось иное употребление данных местоимений. "Вы" вместо "ты" в обращении к одному появилось сравнительно недавно (в восемнадцатом веке) и закрепилось, прежде всего, среди образованных дворян. Употребление этих местоимений получало разнообразные оттенки.
Учитель русского языка:
В девятнадцатом веке жёны купцов нередко обращались к мужьям на "вы", слыша ответное "ты". На "вы" обращались к высшему чину и по имени и отчеству. На "ты" обращались либо к низшему чину, либо в семье.
В наше время обращение на "ты" принято между близкими людьми. На "ты" взрослые обращаются к детям. Между незнакомыми, не очень близкими друг другу взрослыми и в официальной обстановке принято говорить "вы". Иногда встречается "ты" ("Эй, мужик, где тут вокзал"), но только у людей недостаточно культурных.
Классный руководитель:
Следующая речевая ситуация (5) знакома каждому учителю: дети, здороваются с учителем столько раз, сколько встречают его в школе. Само по себе это неплохо, если бы они не повторяли одно и то же слово “здравствуйте”. Какими синонимами можно заменить это приветствие?
А знаете ли вы, как приветствуют друг друга представители разных стран и народностей? (Показ слайдов)
Учитель русского языка:
Рассудите, кто из ребят прав:
Одна из девочек обижена: “Вчера ты, Никита, прошел мимо меня и не поздоровался”. Никита удивлен: “А почему я должен первым здороваться, ты же меня первой увидела!” А Настя говорит: “Вовсе не надо здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка, вредная ужасно, не хочу я с ней здороваться!”
Часто жизнь преподносит нам неожиданные сюрпризы, трудные ситуации, из которых нужно выйти достойно и, если придется, оказать помощь
Речевая ситуация 6.
У Елены Яковлевны внезапно поднялось давление, а лекарства с собой не оказалось. Нужно срочно вызвать скорую помощь (Учитель и ученица).
Классный руководитель:
Речевая ситуация 7.
Вам нужно уйти с работы, чтобы встретить тещу, как попросить сослуживца подменить вас, чтобы он не смог вам отказать?
Речевая ситуация 8.
В театре во время антракта вы увидели симпатичную девочку и хотите с нею познакомиться, какими словами вы начнете знакомство?
Речевая ситуация 9.
Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.
- Садитесь, пожалуйста!
- Ну, что ты...Спасибо.. .Не надо...
- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место
уступаю.
В чём не прав мальчик?
Речевая ситуация 10.
Две девочки, проходя мимо мальчиков, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчики, внимательно наблюдая, говорят: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось".
В чём не правы мальчики?
Классный руководитель:
Итак, наша деловая игра заканчивается, и в заключение хотелось бы пожелать вам, дорогие друзья, что бы вы ни делали, всегда помните, что живёте на свете не одни. Вас окружают люди, ваши близкие, ваши товарищи, и вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость. Воспитывайте в себе привычку постоянно помнить об окружающих, и хочется надеяться, что сегодняшняя встреча вам поможет в дальнейшей жизни.
Звучит песня Булата Окуджавы в исполнении автора.