Цель:
- помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщения к здоровому образу жизни;
- развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;
- воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Ход занятия
1. Вызов. 10 мин
Учитель: – Прочтите тему нашего занятия.
– О чём мы сегодня будем говорить?
– Сегодня мы задумаемся над тем, что необходимо делать, чтобы быть здоровым.
Учитель: – Что вы видите на слайде?
(Слайд № 2)
– Какую работу можно выполнить с этими буквами?
– У вас на столах лежат точно такие же буквы. С соседом по парте составьте из этих букв слово. Проверим, что получилось.
– У вас на столах листы. Запишите несколько фраз, которые пришли вам в голову, можно записать самое фантастическое, неправдоподобное. (Д. записывают свои мысли)
– Сравните свои записи с записями соседа.
– Озвучьте свои записи.
– А теперь прочитаем значение этого слова в словаре Ожегова. (Слайд № 2)
– Над каким значением мы сегодня будем работать?
– А теперь отправимся «на рыбалку». Но вместо рыбы вашим уловом будут мысли выдающихся людей. Как они понимают, что такое здоровье?
(Слайд № 3)
«Здоровье – это единственная драгоценность! (Монтень)
– Задумайтесь над этим высказыванием.
(Слайд № 4)
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» (Геродот)
– Объясните это высказывание.
– Вы произнесли свои высказывания, заслушали мысли выдающихся людей.
– Чьи мысли вам показались важными, самыми ценными, почему?
– Мальчик Витя очень хорошо знал правила сохранения и укрепления здоровья. Знал, но почти никогда их не выполнял. То забывал, то ленился, то спешил и говорил себе: вот завтра всё буду делать правильно, а сегодня уж как-нибудь. На следующий день повторялось тоже самое, и через день и т.д.
– Как вы думаете, будет ли мальчик Витя здоровым?
2. Осмысление. 20 мин.
Уч: – На уроке окружающего мира вы работали с текстом «Здоровый образ жизни».
– Давайте мы вспомним этот текст.
– Если в тексте информация для вас знакома, то вы ставили «галочку», Если новая, то «плюсик», если задумались, то «вопросик».
– А теперь давайте заполним таблицу.
(Слайд № 5)
– Получается, что вы знаете правила здорового образа жизни? Это хорошо!
– А всегда ли вы их выполняете? Почему не выполняете вы их?
– Разобраться в этом вопросе нам поможет сказка.
Читают сказку хорошо подготовленные заранее ученики.
«Как-то раз проснулась Маша ночью оттого, что в горле что-то щекочет. Открыла рот – изо рта маленькие человечки один за другим выпрыгивать начали. Прыг-прыг и к Маше на живот.
– А ну-ка, кыш с моего живота, – закричала Маша, – мой живот. Не позволю его топтать!
– Так и мы твои, – запищали человечки
– Как это мои? – возмутилась Маша, – я вас не знаю.
– А вот посмотри на меня внимательно, – сказал один человечек, – я – твоя Злючка. Когда ты на маму злишься, это я твоими мыслями управляю, тебя за язычок дергаю, слова говорю...
– А я – твоя Боялка. Когда ты одна засыпать не хочешь, к маме в кровать залезаешь, это я тобой командую.
– А мы, сестрички-близняшки, мы друг без друга никуда, – каким-то противным голоском пропели два человечка с хмурыми мордочками.
– Что-то вы мне не очень нравитесь, – прошептала Маша.
– Ну, это ты неправду говоришь. Напротив, ты нас очень любишь и часто на помощь зовешь. Ведь зовут нас Капризулька и Нашеюмамесадилка. Вспомни, как ты покапризничать любишь и маму заставлять делать то, что именно ты хочешь. И лицо у тебя такое же, как у нас бывает всегда, когда надо в школу собираться, спать укладываться ... Еще когда?
– Надоели все! – завизжала Маша.
– Я никогда не злюсь, не боюсь, не капризничаю, мамой не командую, наоборот, я все наоборот делаю!
– Хоть тут призналась честно, – вздохнул человечек, похожий на ежика.
– Я, Наоборотка, почти всегда с тобой, мы с тобой хорошо дружим.
Ничего не смогла ответить Маша, заплакала она громко.
– Никто меня не любит, не жалеет.
И услышала тогда голос ехидно-ласковый;
– Я тебя жалею, не надо ничего делать. Постель не стели. Задачи не решай. Упражнение не пиши. Лучше ленись чаще. Здоровее будешь.
Открыла Маша рот от удивления, а из него еще какие-то человечки посыпались.
Веселые человечки. Пляшут. Поют. Радуются.
– Мы частички Маши – Хозяюшки нашей.
Я – Добрушка-Хохотушка.
Я – Старалка-Помогалка.
Я – Люблюшка-Приласкушка.
Улыбнулась тут Маша и сказала:
– Да вижу, все вы мои человечки. Но с кем-то я чаще, а с кем-то реже встречаюсь.
Поэтому давайте я вас кого-то ближе ко мне, кого-то дальше поставлю.
Ты, Боялка, стань к стеночке, я ведь только по вечерам боюсь.
А вот ты, Ленючка, стань рядышком, я и дома ленюсь уроки делать, и в школе иногда на уроке писать не хочется.
И ты, Люблюшка-Приласкушка, рядом стой. Маму люблю, учительницу люблю, класс свой».
Расставила наша Маша своих человечков, расставила и задумалась:
– Да, вы мои человечки, это верно.
Боялка моя и Наоборотка моя.
Капризулька моя и Добрушка Моя.
НО
Я не есть моя Боялка – не всегда боюсь.
Я не есть моя Ленючка – не всегда ленюсь.
Я не есть и Хохотушка – не всегда смеюсь.
И не Злючка никакая – не всегда ведь злюсь.
Кто же Я?
А Я есть Я.
А Боялка и Добрушка
Капризулька и Люблюшка
Это все мои друзья.
Но командую здесь Я,
Я – Маша,
Я – человек.
Я – житель планеты Земля.
– Чему научила вас сказка?
– Что поможет нам с вами изжить отрицательные черты характера? (Умение управлять собой)
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: чтобы жить по правилам здорового образа жизни надо уметь управлять собой.
(Слайд № 6)
3. Физическая разминка.
А) Мышонок крадётся (Движение на цыпочках);
Б) Мышонок бежит (Движения с пяточки на носок);
В) Мышонок танцует (Различные танцевальные движения).
«На морозе»
Ручки вверх, ручки вниз,
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок, скок, скок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем.
4. Рефлексия. Творческое размышление. 10 мин.
Уч.: – Представьте себе, что с вами произошёл точно такой же случай.
– Подумайте, а как бы назывались ваши человечки? Попробуйте и вы расставить своих человечков по отношению к себе. Кого-то близко, кого-то дальше, а кого-то совсем далеко.
Практическая работа детей.
(У ребят карточки и кружочки. Они выполняют практическую работу.)
– Выставка работ.
Микровывод: – С какой целью мы с вами выполняли эту работу? (Чтобы выявить в себе отрицательные качества и изживать их.)
– А какие факторы здоровья помогают нам изживать отрицательные качества характера? Давайте вспомним их, прослушав стихи детей и составим кластер?
(Слайд № 7)
Ученик 1.
Чтоб ты не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день зарядку!
Позабудь про телевизор,
Mapш нa улицу гулять –
Ведь полезней для здоровья
Свежим воздухом дышать.
Нет плохому настроенью!
Не грусти, не хнычь, не плачь!
Пусть тебе всегда помогут
Лыжи, прыгалки и мяч!
Хоть не станешь ты спортсменом,
Это право не беда –
Здоровый дух в здоровом теле
Пусть присутствует всегда! (Движение, спорт)
Ученик 2.
Нет – болезням, нет – заразе,
Витаминный комплекс пью!
Хвори наши исцелит
Вкусный, детский “Компливит”
Там и кальций и железо,
Для здоровья так полезно!
И зимой и теплым летом
Овощи и фрукты, ешьте все подряд.
Ведь недаром говорят:
“Здоровье близко –
Ищи его в миске”. (Питание)
Ученик 3.
Ты с красным солнцем дружишь,
Волне прохладной рад,
Тебе не страшен дождик,
Не страшен снегопад.
Ты ветра не боишься,
В игре не устаешь,
И рано спать ложишься.
И с солнышком встаешь.
Зимой на лыжах ходишь.
Резвишься на катке,
А летом загорелый,
Купаешься в реке.
Ты любишь прыгать, бегать,
Играть тугим мячом,
Ты вырастешь здоровым!
Ты будешь силачом! (Режим дня и закаливание) (Слайд № 7)
(Слайд № 8)
5. Итог:
– Зачем нам нужно это занятие? (Чтобы вспомнить что необходимо делать, чтобы быть здоровым)
– Что вам показалось важным на занятии? (Необходимо учиться управлять собой)
Продолжите:
- Было интересно…
- Я понял…
- Хочу похвалить…
Учитель: – Так учитесь, ребята управлять собой, изживайте отрицательные качества своего характера.
– Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие прошло не даром, и вы многое запомнили для себя. Так будьте здоровы!!!
– И в память о нашем уроке, я дарю вам закладки с режимом дня.
Литература:
- Салатаева Р. В. «Некоторые приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе» статья.
- Мясникова О. В. Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме «Здоровый образ жизни.
- А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» часть 1, учебник для 3 класса начальной школы.
Стихи – Приложение 1, сказка – Приложение 2, режим дня – Приложение 3, карточка – Приложение 4, презентация – Приложение 5.