Данный урок является четвертым уроком в разделе «Путешествия».
Для включения учащихся в деятельность и создание положительного эмоционального настроя, приветствие детей проходит в игровой, стихотворной форме.
Урок традиционно начат с фенологической минутки. Дети учатся наблюдать за изменениями в окружающей природе каждодневно. Сообщение делает дежурный ученик.
На этапе целеполагания актуализируется знания учащихся о Москве. Через диалог выясняется, что дети знают об этом городе, о его достопримечательностях. Организация целеполагания осуществляется через планирование предстоящей деятельности. Ученики намечают, чтобы они хотели узнать о Москве, какие достопримечательности и понятия их интересуют.
На доске появляются вопросы, которые они хотели бы выяснить. Формируется сознательное отношение к самостоятельному осуществлению предстоящей деятельности. Осознается ее цель. Учащимся был показан видеофильм о Москве на мультимедийной установке. Заранее подготовленные ученики по ходу фильма выступают с сообщениями о главных достопримечательностях Москвы.
Проблемную ситуацию дети разрешают самостоятельно, отыскивая материал в учебнике. На этапе открытия новых знаний ученики размышляют о способе получения нового знания. Через практическую работу с учебником они знакомятся с новыми понятиями.
Знакомясь с планом города Москвы, учащиеся, для лучшего запоминания, соотносят названия достопримечательностей с планом и фотографиями в учебнике. Эта работа способствует формированию навыков самопроверки и самоконтроля.
Физкультминутка перекликалась с целью урока. Применение здоровье-сберегающих технологий на этом этапе урока наиболее эффективно, т.к. дети читали, соотносили понятия.
Первичное закрепление изученного материала проходит через работу в группах. Метод группового взаимодействия - кооперационный. (Схема взаимодействия представлена в конспекте урока). В ходе совместного выполнения заданий организуется репродуктивная деятельность за «ведущим учеником». Работа способствует систематизации знаний учащихся и формированию навыков самоконтроля.
На этапе подведения итогов выявляются достижения и соответствие, поставленной в начале урока цели и результатов деятельности. Дети оценивают свою работу на уроке и в группе с помощью разноцветных кружков.
Вниманию учащихся представлена выставка книг о Москве и диск для работы на компьютере «Энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: cоздать условия для:
- знакомства учащихся с главными достопримечательностями города Москвы, с некоторыми историческими фактами их возникновения;
- формирования навыков самоконтроля через работу в группах;
- открытия нового знания;
- усвоения новых терминов и понятий;
- развития навыков самостоятельной работы, с использованием творческих заданий, умения выделять главное в представленном материале;
- создания ситуации успеха на протяжении всего урока;
- воспитания гражданственности учащихся, чувства гордости за столицу своей Родины;
- развития мотивации к дополнительному, после учебного, познавательному труду.
Демонстрационный материал: видеофильм о Москве, выставка книг о Москве, план города Москвы, герб Москвы, раздаточный материал для работы в группах.
Ход урока представлен в виде таблицы – Приложение 6.
Приложения 1-5 к уроку – в архиве.