Музыкальное воспитание детей – одно из звеньев общей системы воспитания ребенка. Музыкальное искусство обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики.
Можно вспомнить древнюю Грецию, где музыка стояла в одном ряду с риторикой и
логикой, а триединая хорея – музыка, танец и слово – служила средством для
очищения и возвышения души. А можно вспомнить исследования психологов, которые
говорят о том, что занятия музыкой помогают развитию математических
способностей. В любом случае, расширение кругозора, формирование музыкального
вкуса, умение составить свою точку зрения и умение защитить ее – согласитесь,
эти качества стоят того, чтобы заняться музыкой, хотя бы на уровне любителя.
Музыкальные занятия предполагают владение определенным набором терминов: темпы,
нюансы и т. д. Это такая же необходимость, как знание падежей в русском языке.
Каждый термин вводится постепенно, несколько раз повторяется в течение урока и
используется в дальнейшем. Так без особых усилий школьники привыкают к значению
музыкальных терминов свободно ими пользуются.
У детей особое отношение к музыке. Так как это искусство временное – его нельзя
потрогать или рассмотреть, поэтому при подборе музыкального материала для урока
стоит отдавать предпочтение ярким зримым образам. С появлением компьютерных
технологий у нынешних учеников есть определенное смещение в сторону зрительного
ряда.
Уроки музыки в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что–то свое, новое, лучшее. Творческое начало может проявляться в ребятах уже с первого класса: в своеобразии ответов, в стремлении самому задавать вопросы учителю, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения. С целью развития творческих способностей учащихся на уроках музыки, использую самые разнообразные задания. Это слушание музыки, размышление о ней, ритмические движения и пластическое интонирование, театрализация музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах, рисование, разного рода импровизации (речевые, вокальные, инструментальные, ритмические и др.)
Я убеждена, что задача любого учителя – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. В рамках достижения нового качества подготовки и развития творческих способностей школьников на уроках музыки активно использую компьютерные технологии. С этой целью провожу уроки с применением ИКТ, разрабатываю электронный дидактический материал в виде презентаций. На уроках использую: музыкальные проигрыватели, программы для пения караоке, электронные музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки. Сам факт проведения урока музыки в кабинет, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.
Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.
Учебные компьютерные программы позволяют мне одновременно решать ряд проблем:
- помогают повысить уровень своих знаний;
- повысить интерес учащихся к предмету;
- повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
- дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.
Считаю, что использование ПК на уроках и в надпредметной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся; повышает их активность; способствует приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Форма работы, которую применяю, для меня новая. Для того чтобы использовать ее на практике, я изучаю много литературы, пользуюсь ресурсами Интернет.
Данная технология сложна в силу больших временных затрат, но учитывая потребности современного информационного общества овладение ею необходимо. Поэтому я активно внедряю новые информационные технологии в образовательный процесс не только как учитель музыки, но и как классный руководитель.
За эти два года работы учителем музыки создала небольшую копилку уроков с применением ИКТ, а также электронный сборник презентаций, выполненных учащимися – 8-x классов. Мною разработаны уроки с использованием компьютерных технологий: “Когда музыка не нуждается в словах ” (7 класс), “Русские народные инструменты.
Оркестр русских народных инструментов” (2 класс), “Средства музыкальной выразительности. Музыкальный инструмент – орган" (2 класс), “Царит гармония оркестра. Инструменты симфонического оркестра” (4 класс), “Опера” (5 класс) и.т.д.
При подготовке к таким урокам с я обращаюсь к программам: Adobe Photoshop – для обработки репродукций картин, WinOnCD 6 – для форматирования музыкальных отрывков из формата .cda в формат.mp3, PowerPoint – для создания презентаций; также широко использую музыкальные программы: “Музыкальный класс”– компании New Media Generation“Шедевры русской живописи” – “Кирилл и Мефодий”, “Энциклопедия классической музыки” – компания “Новый диск”.
Учащиеся с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они узнают биографию композиторов, историю создания произведений или другую информацию.
Мне и моим ученикам очень повезло, т.к. в нашей школе есть необходимая современная техника. Казалось бы, совсем несовместимые вещи, музыка и компьютер на моем уроке, дополняя друг друга, положительно воздействуют на учеников.