Занятия по развитию тонкой моторики

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятий: развитие мелкой моторики, координации и пространственных ориентировок.

Занятия рассчитаны на группу детей из 6 – 10 человек. Продолжительность занятия – 25 минут. Время проведения – 1 раз в неделю, вторая половина дня.

Структура занятия.

  1. Организационный момент (сюрпризный момент).
  2. Самомассаж – работа с массажерами (валики, скалочки, “ежики”, мячики, орехи).
  3. Пальчиковая гимнастика (по теме недели).
  4. Игры – пальчиковая гимнастика с предметами.
  5. Графический диктант в тетрадях (по теме недели).
  6. Итог занятия (оценка деятельности детей).

Для занятий необходимо подготовить необходимое оборудование: валики, скалочки, “ежики”, мячики, орехи; бусы; коробки с горохом; разнообразные предметы различные по форме и величине, но знакомые детям; 4 – 5 мешочков; 4 – 5 клубочков с нитками; тетради в крупную клетку.

Список литературы:

  1. А.В. Антонова “Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи” методическое пособие. Москва 1997
  2. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова “Пальчиковая гимнастика” АСТ*Астрель Москва, 2007
  3. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2006
  4. Цвынтарный В.В. “Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб: Лань, 1996
  5. Ткаченко Т.А. “Физкультминутки для развития пальцевой моторики дошкольников с нарушением речи” сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей – М.: “Издательство ГНОМ”, 2001

Предлагаю вашему вниманию примеры нескольких занятий.

Занятие 5. Тема “Сад – огород”
№ п/п Структура занятия Время
1. Организационный момент (сюрпризный момент) - Письмо с заданиями от феи Знаний.

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.

(Ягода)

1 – 2 мин.
2. Самомассаж.

Самомассаж  начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. После этого проводят растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой.

5 мин.
3. Пальчиковая гимнастика (Сад – огород).

Потягивание пальцев одной руки другой рукой. Дети тянут по одному пальцу (начиная с мизинца) левой руки большим и указательным пальцами правой руки. Затем меняют руки.

Мы приходим в огород.
Это что у нас растет?
Ухватив за хвостик ловко,
Тянем спелую морковку.

5 мин.
4. “Чудесный мешочек”.

С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, который находится в мешочке, описывают какой он, называют его.  Если ребёнку трудно определить его на ощупь, предлагаю ему вынуть вещь из мешочка и рассказать, что это, из чего сделано, что за предмет (мелкий, твердый и т.д.).

5 мин.
5. Графический диктант в тетрадях.

5 мин.
6. Итог занятия (оценка деятельности детей). 3 мин.
Занятие 6. Тема “Осень. Признаки осени”
№ п/п Структура занятия Время
1. Организационный момент (сюрпризный момент) - Письмо с заданиями от феи Знаний.

Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

(Осень)

1 – 2 мин.
2. Самомассаж. Самомассаж  начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. После этого проводят растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой. 5 мин.
3. Пальчиковая гимнастика (Осень. Признаки осени).

Упражнение для кончиков пальцев. Дети постукивают по столу подушечкой большим и указательным пальцем (поочередно) правой руки. Затем тоже левой рукой.

Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.

5 мин.
4. “Чудо клубочек”

Мы клубочек все катаем,
До "пяти" мы все считаем –
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы начнем опять катать…

Сматывание шерстяной пряжи в клубки. Детям предлагаются клубочки с нитками, упражнение сопровождаем стихами. Дети катают клубочки по столу, передают друг другу, соревнуются, кто быстрее перемотает клубок. Перематывая клубок, ребенок делает свои пальчики ловчее.

5 мин.
5. Графический диктант в тетрадях

5 мин.
6. Итог занятия (оценка деятельности детей). 3 мин.
Занятие 7. Тема “Лес. Грибы. Ягоды”
№ п/п Структура занятия Время
1. Организационный момент (сюрпризный момент) - Письмо с заданиями от феи Знаний.

Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.

(Гриб)

1 – 2 мин.
2. Самомассаж.

Самомассаж  начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. После этого проводят растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой.

5 мин.
3. Пальчиковая гимнастика (Лес. Грибы. Ягоды).

Сжимание – разжимание кулачков. Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, а потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяется упражнение несколько раз.

Ёжик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.

5 мин.
4. Тренажеры (массажеры, мячи – ежики). 5 мин.
5. Графический диктант в тетрадях.

5 мин.
6. Итог занятия (оценка деятельности детей). 3 мин.
Занятие 8. Тема “Деревья”
№ п/п Структура занятия Время
1. Организационный момент (сюрпризный момент) - Письмо с заданиями от феи Знаний

Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.

(Дерево)

1 – 2 мин.
2. Самомассаж.

Самомассаж  начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. После этого проводят растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой.

5 мин.
3. Пальчиковая гимнастика (Деревья). Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.

5 мин.
4. “Пальчиковый бассейн”.

В коробку насыпают горох (или можно другие крупы: гречку, рис,  фасоль). Помещают туда несколько предметов различных по форме и величине, но знакомых детям. Предлагают детям опускать кисти рук в бассейн, найти предметы, ощущать и узнать их.

5 мин.
5. Графический диктант в тетрадях.

5 мин.
6 Итог занятия (оценка деятельности детей). 3 мин.