Цель занятий: развитие мелкой моторики, координации и пространственных ориентировок.
Занятия рассчитаны на группу детей из 6 – 10 человек. Продолжительность занятия – 25 минут. Время проведения – 1 раз в неделю, вторая половина дня.
Структура занятия.
- Организационный момент (сюрпризный момент).
- Самомассаж – работа с массажерами (валики, скалочки, “ежики”, мячики, орехи).
- Пальчиковая гимнастика (по теме недели).
- Игры – пальчиковая гимнастика с предметами.
- Графический диктант в тетрадях (по теме недели).
- Итог занятия (оценка деятельности детей).
Для занятий необходимо подготовить необходимое оборудование: валики, скалочки, “ежики”, мячики, орехи; бусы; коробки с горохом; разнообразные предметы различные по форме и величине, но знакомые детям; 4 – 5 мешочков; 4 – 5 клубочков с нитками; тетради в крупную клетку.
Список литературы:
- А.В. Антонова “Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи” методическое пособие. Москва 1997
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова “Пальчиковая гимнастика” АСТ*Астрель Москва, 2007
- Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2006
- Цвынтарный В.В. “Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб: Лань, 1996
- Ткаченко Т.А. “Физкультминутки для развития пальцевой моторики дошкольников с нарушением речи” сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей – М.: “Издательство ГНОМ”, 2001
Предлагаю вашему вниманию примеры нескольких занятий.
Занятие 5. Тема “Сад – огород” | ||
№ п/п | Структура занятия | Время |
1. | Организационный момент (сюрпризный
момент) - Письмо с заданиями от феи Знаний.
(Ягода) |
1 – 2 мин. |
2. | Самомассаж. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. После этого проводят растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой. |
5 мин. |
3. | Пальчиковая гимнастика (Сад –
огород). Потягивание пальцев одной руки другой рукой. Дети тянут по одному пальцу (начиная с мизинца) левой руки большим и указательным пальцами правой руки. Затем меняют руки.
|
5 мин. |
4. | “Чудесный мешочек”. С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, который находится в мешочке, описывают какой он, называют его. Если ребёнку трудно определить его на ощупь, предлагаю ему вынуть вещь из мешочка и рассказать, что это, из чего сделано, что за предмет (мелкий, твердый и т.д.). |
5 мин. |
5. | Графический диктант в тетрадях. | 5 мин. |
6. | Итог занятия (оценка деятельности детей). | 3 мин. |
Занятие 6. Тема “Осень. Признаки осени” | ||
№ п/п | Структура занятия | Время |
1. | Организационный момент (сюрпризный
момент) - Письмо с заданиями от феи Знаний.
(Осень) |
1 – 2 мин. |
2. | Самомассаж. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. После этого проводят растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой. | 5 мин. |
3. | Пальчиковая гимнастика (Осень.
Признаки осени). Упражнение для кончиков пальцев. Дети постукивают по столу подушечкой большим и указательным пальцем (поочередно) правой руки. Затем тоже левой рукой.
|
5 мин. |
4. | “Чудо клубочек”
Сматывание шерстяной пряжи в клубки. Детям предлагаются клубочки с нитками, упражнение сопровождаем стихами. Дети катают клубочки по столу, передают друг другу, соревнуются, кто быстрее перемотает клубок. Перематывая клубок, ребенок делает свои пальчики ловчее. |
5 мин. |
5. | Графический диктант в тетрадях | 5 мин. |
6. | Итог занятия (оценка деятельности детей). | 3 мин. |
Занятие 7. Тема “Лес. Грибы. Ягоды” | ||
№ п/п | Структура занятия | Время |
1. | Организационный момент (сюрпризный
момент) - Письмо с заданиями от феи Знаний.
(Гриб) |
1 – 2 мин. |
2. | Самомассаж. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. После этого проводят растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой. |
5 мин. |
3. | Пальчиковая гимнастика (Лес.
Грибы. Ягоды). Сжимание – разжимание кулачков. Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, а потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяется упражнение несколько раз.
|
5 мин. |
4. | Тренажеры (массажеры, мячи – ежики). | 5 мин. |
5. | Графический диктант в тетрадях. | 5 мин. |
6. | Итог занятия (оценка деятельности детей). | 3 мин. |
Занятие 8. Тема “Деревья” | ||
№ п/п | Структура занятия | Время |
1. | Организационный момент (сюрпризный
момент) - Письмо с заданиями от феи Знаний
(Дерево) |
1 – 2 мин. |
2. | Самомассаж. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. После этого проводят растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой. |
5 мин. |
3. | Пальчиковая гимнастика (Деревья).
Прижать руки тыльной стороной друг к другу.
Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить
кистями и пальцами.
|
5 мин. |
4. | “Пальчиковый бассейн”. В коробку насыпают горох (или можно другие крупы: гречку, рис, фасоль). Помещают туда несколько предметов различных по форме и величине, но знакомых детям. Предлагают детям опускать кисти рук в бассейн, найти предметы, ощущать и узнать их. |
5 мин. |
5. | Графический диктант в тетрадях. | 5 мин. |
6 | Итог занятия (оценка деятельности детей). | 3 мин. |