Цель урока: Используя нетрадиционные формы проведения урока создать на уроке ситуацию, которая способствует повышению мотивации, улучшению эмоционального фона урока, как для учителя, так и для учащихся,снятие конфликтности и напряженности при проверке уровня усвоенных знаний
Данный урок составлен по темам § 8. Решение уравнений, который включает в себя следующие пункты:
п. 39 – Раскрытие скобок.
п. 40 – Коэффициент.
п. 41 – Подобные слагаемые.
п. 42 – Решение уравнений.
Учебник “Математика 6” авторов Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.
Также один из этапов урока содержит примеры на вычисление числовых выражений составленных с целью отработки навыков, выполнения различных действий с десятичными и обыкновенными дробями, имеющими одинаковые и разные знаки, что является очень значимым в изучении курса “Математика 6”.
Данный урок предусматривает контроль знаний учащихся теоретического материала по математике.
Дает возможность учащимся расширить свой кругозор, проявить творческие способности.
Изучение данного материала совпадает по времени с праздником “День космонавтики”, поэтому урок называется “Полет на планету Математика”, и содержит некоторые познавательные моменты, связанные с данным праздником.
Этапы урока предусматривают как индивидуальную, так и работу учащихся в группах.
Время на работу на каждом этапе определяется учителем в зависимости от уровня подготовки класса.
Можно использовать спаренные уроки.
Оборудование:
- Удобно расставленные столы и стулья для работы в группах;
- Магнитофон с записью голоса диктора;
- Интерактивная доска;
- Карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент:
- Распределение учащихся по командам;
- Название команд;
- Голос диктора.
I этап:
- Планета “Знайки ”;
- Кодированные задания;
- Информация о словах, которые являются кодом.
II этап:
- Планета “Бери больше”;
- Задания различного уровня сложности.
III этап:
- “Восстанови карту”;
- Математическая мозаика.
IV этап:
- Метеоритный дождь;
- Дополнительные сведения;
- Ответы на теоретические вопросы.
V этап – Стыковка.
VI этап – Гимн Математике.
VII этап – Итог урока.
VII этап – Домашнее задание.
Учитель: Добрый день! Дело в том, что сегодня волна нашего сегодняшнего гимназического радио приняла тревожное сообщение. На планете “Математика” произошел сбой, перепутались буквы, цифры, знаки. Планета терпит бедствие. Мы должны с вами спасти планету!
Кто согласен отправиться в космическое путешествие?
Учащиеся: Все!
Учитель: Тогда, внимание! На нашем космодроме ждут старта четыре космических корабля (на интерактивной доске высвечиваются 4 корабля и траектории их движения от старта до финиша). Нам нужно быстро разделиться по экипажам и в путь!
(Проводится жеребьевка – ребята вытягивают из конверта жетоны разного цвета. Одинаковый цвет определяет команду корабля. Возможно распределение в команды по желанию, либо команды заранее формирует учитель. Каждый экипаж дает название своему кораблю).
Ребята, сегодня у нас в гостях учащиеся 11 “А” они будут представлять Центр управления полетом, т.е. внимательно следить и оценивать ваши действия во время путешествия.
Учитель: Итак, занимаем места в космическом
корабле (включается магнитофон).
Голос диктора: Внимание! Внимание! Мы выходим
на стартовую позицию. Начинаем обратный отсчет –
10, 9, 8, … 3, 2, 1, 0 “Поехали!” (музыка “Время
вперед”).
Голос диктора: Внимание! Получено сообщение!
Чтобы попасть на орбиту планеты “Математика” мы
должны запастись знаниями. Первая планета на
нашем пути “Всезнайка”. Приготовиться к высадке
на планету!
Учитель: Ну, как первая посадка? Нормально!
Тогда приступим к делу.
Каждому экипажу будет предложено задание, состоящее из четырех примеров.
Получив ответ по схеме, вы можете вычислить закодированную букву. Решив четыре примера, вы составите слово из четырех букв.
(Схемы для команд высвечиваются на интерактивной доске).
1 команда
2 команда
3 команда
4 команда
Вычислить (экипажи получают карточки с заданиями):
а) ( + ) · (7,5 – 13,5) =
б) (2,25 – 5,25) · (
+ ) =
в) ( - ) · (8,5 – 14,5) =
г) (1,25 – 4,25) : (
+ ) =
(Участников экипажа четыре, поэтому предлагается четыре приблизительно равных по сложности примера, для распределения между каждым из учеников для решения индивидуально. В случае, если ученик не справляется с заданием возможна помощь экипажа).
Решив примеры экипажи получат следующие слова:
- Юрий;
- Валя;
- “Союз”;
- Луна.
Учитель: Ребята вы имеете возможность получить дополнительные баллы за ваши знания, если поясните: Как связаны с космосом имена и слова, которые вы расшифровали?
(Ученики высказывают свои предположения, жюри оценивает. Учитель вносит как дополнение, интересные факты, связанные с предложенными словами).
Итог этапа:
Если экипаж расшифровал слово полностью – получает 4 балла плюс 1 балл за грамотное пояснение расшифрованного слова. Если расшифрована лишь часть букв, баллы выставляются по их количеству.
Max – 5 б.
3 буквы – 3 б.
2 буквы – 2 б.
1 буква – 1 б.
Учитель: Наши ракеты передвигаются ровно на столько делений, сколько баллов вы получили. Приготовились! Полетели дальше!
Голос диктора: Внимание экипажи! На планете “Математика” не хватает запасных частей для нормальной жизни. Вы приближаетесь к планете “Бери больше”, где сможете взять то, что вам нужно.
Учитель: А запасные части, ребята, это правильно решенные задания.
Каждый экипаж выбирает карточку с заданием самостоятельно решая, какой уровень сложности им по плечу.
Перед вами пять разноцветных конвертов:
Белый – задания на 1 б.;
Желтый – задания на 2 б.;
Синий – задания на 3 б.;
Зеленый – задания на 4 б.;
Красный – задания на 5 б.
(См. приложение 1).
На лицевой стороне конверта ответы на задания, находящиеся в конвертах.
Взяв карточку из конверта, решив задание, сравниваем свой ответ с ответами на конверте. Если ваш ответ совпал с ответом на конверте , вы имеете право взять другую карточку. Решает задание весь экипаж вместе.
Задания:
1 балл:
а) 2а + (3а – 8в) =
б) 7 · (5а + 8) – 11а =
в) 13а + 8 (7а +1) =
г) – 5в + (8а + 5в) =
2 балла:
а) 9x + 3 (15 – 8 x) =
б) – 2 (2p – 1) + 4 =
в) 6 (с + 1) – 6с – 5 =
г) – (4x – 18) + 18 =
3 балла:
а) (5 – 2в) – (7 + 10в) =
б) (2а – 7у) – (5а – 7у) =
в) (2в – 46) – (31в – 6) =
г) – (3с + 5x) – (9с – 6x) =
4 балла:
а) 14в – (15в + у) – (у + 10в) =
б) (3а – 21) – 2а – (17 – 8а) =
в) (6x – 8) – 5x – (4 – 9 x) =
г) 5в – (6в + a) – (а – 6в) =
5 баллов:
а) а – (а – (2а – 4)) =
б) 4у – (3у – (2у – (у + 1))) =
в) 5с – (2с – ((в – с) – 2в)) =
г) 13в – (9в – ((с – в) – 9в) =
Внимание! Время посадки ограничено! (Жюри следит за ходом).
Учитель: Экипажи подсчитывают баллы. Наши ракеты взмывают ввысь! Наш полет продолжается!
Голос диктора: Внимание экипажи! Корабли сбились с курса, карта по которой мы двигались, попала в космическую машину по уничтожению мусора. Срочно из кусочков, которые удалось спасти составить карту, иначе наши корабли навсегда затеряются в космическом пространстве.
Учитель: Ребята, перед вами планета, на котором расположены числа и кусочки карты, на которых написаны уравнения. Решив уравнение, вы можете положить кусочек карты на то место на планете, где написан корень решенного вами уравнения.
Задание:
а) 6x + (3x – 2) = 14
б) 8у – (7у – 142) = 51
в) 5 = 1 – (3 – 9x)
г) 5 (x – 3) – 2 (x – 7) + 7 (2 x + 6) = 7
д)
е) 3(х-7)+4=7х-1
ж) 0,71х+1,98=0,37х-1,76
з) 5х+3(3х+7)=35
Учитель: Ну, что? Получилась карта? Сложили мозаику?
Если все кусочки на месте вы получаете – 8 баллов; если 6 кусочков – 6 баллов, и т.д. (жюри контролирует).
Считаем количество баллов, наши корабли продолжают свой путь! (Корабли передвигаются по оценочной шкале , можно включить музыку).
Голос диктора: (На магнитофоне шум сильного дождя) Внимание, экипажи, нас атакуют метеориты! Метеоритный дождь! Приготовьтесь к его отражению!
Учитель: А кто знает, что такое метеоритный дождь? (Слушаются ответы команд,жюри выставляет баллы,если нужно ,то комментарии по вопросу делает учитель).
Ребята ,чтобы отразить метеоритный дождь вам нужно ответить на вопросы, которые касаются тем изученных нами, и знание которых позволяет нам сегодня совершить это путешествие.
(Каждый ответ пишется на отдельном листочке экипажем и подается в жюри).
Вопросы:
- Как называются числа 5 и - 5 ?
- Как называется число, которое мы получаем в результате решения уравнения?
- Как раскрыть скобки, если перед ними стоит знак “минус”?
- Чему равен коэффициент выражения 2а · 2в?
(Итоги подводит жюри).
Учитель: Ну, что ж с метеоритным дождем мы справились. Наши ракеты продвигаются вперед на столько делений, сколько правильных ответов вы дали.
И мы уже почти у цели!
Голос диктора: Внимание, приготовиться к
посадке.
Учитель: Ребята, чтобы осуществить посадку
нужно знать кодовое число. Готовы его разгадать?
(Выдаются карточки с заданием).
Задание: Найти значение выражения:
- 6 (а + в) – 4 · (а – 1,5в), если а = -
Учитель: Конечно же, кодом для посадки служит высший балл по математике – “5”.
Подводим итоги. Экипаж первым приземлившийся на планету “Математика” получают оценку – “5”.
Остальные экипажи решают и оценивают работу каждого участника полета, выставляя оценки индивидуально каждому.
Все оценки выставляются учителем в журнал.
Домашнее задание (индивидуальное):
Написать гимн “Математике”. За домашнее задание оценки выставляются дополнительно ,все варианты заслушиваются на уроке.
Голос диктора: Центр управления полетом благодарит всех за полет!
Дальнейших математических свершений вам, ребята!
Приложение можно получить у автора статьи.