Тип урока: Повторение и закрепление темы, комплексное применение знаний.
Форма проведения: игровая.
Цель урока: подведение итогов по теме, обобщение и систематизация знаний учащихся. Способствовать развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности, создание атмосферы взаимовыручки.
Задачи урока: Подведение итогов по теме в игровой форме.
- Образовательные:
активизация интереса к предмету через игровую деятельность;
формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации;
закрепление правил дорожного движения; - Воспитательные:
воспитать систему взглядов на окружающий мир;
воспитать уважительное отношение к предмету. - Развивающие:
развитие речи, мышления, памяти;
развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты.
Предварительное задание: класс делится на 4 команды, в каждой из которых выбирается капитан. Команды должны придумать название и выполнить домашнее задание – придумать и нарисовать свой, несуществующий дорожный знак.
Ход урока
Вед. Противостояние двух миров, мира водителей и мира пешеходов. Мира, где действуют только правила! Правила дорожного движения!
Цель нашей викторины проверить, что вы знаете о мире машин, пешеходов и дорог.
Для начала давайте познакомимся. В нашей игре участвуют 4 команды: ...
Для оценки ваших знаний пригласили жюри в составе: ...
Каждый конкурс будет оцениваться по пятибалльной системе.
Конкурс 1. «Разминка»
Вед. Ваша задача: быстро и правильно ответить на задаваемые вопросы. ответ будет засчитан только после поднятия руки.
Вопросы:
- Как называется человек, который пользуется общественным транспортом? (Пассажир)
- Назовите синоним к слову «шофер». (Водитель)
- Как называется деталь для подкачки колес? (Ниппель)
- Как по-другому называется регистрационный знак машины? (Номер)
- Назовите приспособление для буксирования. (Трос)
- Как называется грузовая крытая машина? (Фургон, трейлер)
- Назовите вещество для двигателя. (Бензин)
- Как по-другому называют пешеходный переход? (Зебра)
- Кто знает, как раньше называлась ГИБДД? (ГАИ)
- Какой транспорт может двигаться без горючего и электричества? (Велосипед)
Загадки:
-
Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.
(Дорога) -
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
(Шоссе) -
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ
Это мой…. (Велосипед) -
Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Мотоцикл) -
Сам не видит, а другим указывает.
(Дорожный знак) -
Ходит скалка по дороге,
Грузная, огромная,
И теперь у нас дорога,
Как линейка, ровная.
(Дорожный каток) -
Поднял кверху две руки,
Взял две жилы в кулаки.
– Дай дорогу, постовой,
Побегу по мостовой.
(Троллейбус) -
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма –
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай) -
Странная зебра: не ест и не пьёт,
Но без еды и питья не умрет.
(Пешеходный переход) -
Из какого полотна нельзя сшить рубашку?
(Из железнодорожного) -
Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы?
(Запасное) -
Дом невелик, а дверь большая,
Сюда не входят, а въезжают.
(Гараж) -
Четверо братьев и не сходятся и не расходятся,
И не отстают, и не догоняют.
(Колеса)
Конкурс 2. «Письмо к бабушке»
Вед. При написании контрольной работы на уроке ОБЖ у Соколова Сережи был изъят листок следующего содержания: См. Приложение 1
Вед. Мы с вами изучали виды общественного и личного транспорта. Давайте поможем Сереже, тем более, что в своем письме он их уже назвал. Если вы вспомните другие виды общественного транспорта, получите дополнительный балл.
Конкурс 3. «Кто нам поможет»
Вед. Вы знаете, что в мирное время большое количество людей получают травмы в дорожно- транспортных происшествиях. Для того, чтобы сократить количество ДТП и уменьшить число травм мы с вами изучаем правила дорожного движения.
Значит, знание – главный наш помощник. Кто еще нам может помочь? Это вы узнаете, разгадав тест. См. Приложение 2
Вед. Итак, на вопрос «Кто нам поможет?» мы нашли ответ: светофор. Жюри оценивает конкурс, а мы с вами продолжаем. И следующий конкурс – конкурс капитанов.
Конкурс 4. «Дай совет»
Вед. Каждому капитану предлагается ситуация, которая может случиться с любым из нас. Приглашается капитан команды «Пешеходы».
Ситуация. Вам звонит младший брат. На автобусной остановке он заметил бесхозную сумку. Он спрашивает, как ему поступить? (обратиться к взрослым, если есть подозрения – позвонить в милицию)
Приглашается капитан команды «Знатоки».
Ситуация. Соседская девочка посмотрела фильм об автомобильных катастрофах, и обратилась к вам, как к знатоку ОБЖ: «А как поступить, если автобус в котором ты едешь, попадает в аварию?» Что вы ей ответите? (подготовиться к столкновению, а затем быстро покинуть автобус через запасный выход)
Приглашается капитан команды «МЧС»
Ситуация. Вам звонит ваш друг. Он едет в поезде и в окно заметил, что соседний вагон горит. Что вы ему посоветуете? (сообщить проводнику, оповестить пассажиров, уходить от пожара в передние вагоны)
Приглашается капитан команды «Девчата»
Ситуация. Два первоклассника спорят как нужно себя вести на автобусной остановке: один говорит – толкаться и лезть вперед, чтобы занять хорошее место, другой – нужно всех пропустить. Что вы посоветуете?
Вед. Итак, я вижу, что вы знаете как выбраться из любой сложной ситуации – не зря мы изучаем ОБЖ. И пока жюри оценивает ваши знания, я объявляю последний конкурс – домашнее задание.
Конкурс 5. «Сам себе художник»
Вед. Большое количество ДТП говорит о том, что не все ситуации предусмотрены и на дорогах, видимо, не хватает знаков. Домашним заданием для каждой команды было – придумать и нарисовать свой дорожный знак. Прошу команды ознакомить жюри со своим творчеством.
Подведение итогов, награждение победителей.