Урок ОБЖ в 5-м классе по теме "Мечтают взрослые и дети о безопасности движенья на планете"

Разделы: ОБЖ


Тип урока: Повторение и закрепление темы, комплексное применение знаний.

Форма проведения: игровая.

Цель урока: подведение итогов по теме, обобщение и систематизация знаний учащихся. Способствовать развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности, создание атмосферы взаимовыручки.

Задачи урока: Подведение итогов по теме в игровой форме.

  • Образовательные:
    активизация интереса к предмету через игровую деятельность;
    формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации;
    закрепление правил дорожного движения;
  • Воспитательные:
    воспитать систему взглядов на окружающий мир;
    воспитать уважительное отношение к предмету.
  • Развивающие:
    развитие речи, мышления, памяти;
    развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты.

Предварительное задание: класс делится на 4 команды, в каждой из которых выбирается капитан. Команды должны придумать название и выполнить домашнее задание – придумать и нарисовать свой, несуществующий дорожный знак.

Ход урока

Вед. Противостояние двух миров, мира водителей и мира пешеходов. Мира, где действуют только правила! Правила дорожного движения!

Цель нашей викторины проверить, что вы знаете о мире машин, пешеходов и дорог.

Для начала давайте познакомимся. В нашей игре участвуют 4 команды: ...

Для оценки ваших знаний пригласили жюри в составе: ...

Каждый конкурс будет оцениваться по пятибалльной системе.

Конкурс 1. «Разминка»

Вед. Ваша задача: быстро и правильно ответить на задаваемые вопросы. ответ будет засчитан только после поднятия руки.

Вопросы:

  1. Как называется человек, который пользуется общественным транспортом? (Пассажир)
  2. Назовите синоним к слову «шофер». (Водитель)
  3. Как называется деталь для подкачки колес? (Ниппель)
  4. Как по-другому называется регистрационный знак машины? (Номер)
  5. Назовите приспособление для буксирования. (Трос)
  6. Как называется грузовая крытая машина? (Фургон, трейлер)
  7. Назовите вещество для двигателя. (Бензин)
  8. Как по-другому называют пешеходный переход? (Зебра)
  9. Кто знает, как раньше называлась ГИБДД? (ГАИ)
  10. Какой транспорт может двигаться без горючего и электричества? (Велосипед)

Загадки:

  1. Шагаешь – впереди лежит,
    Оглянешься – домой бежит.
    (Дорога)

  2. Опоясал каменный ремень
    Сотни городов и деревень.
    (Шоссе)

  3. Ясным утром вдоль дороги
    На траве блестит роса
    По дороге едут ноги
    И бегут два колеса.
    У загадки есть ответ
    Это мой…. (Велосипед)

  4. Несется и стреляет,
    Ворчит скороговоркой.
    Трамваю не угнаться
    За этой тараторкой.
    (Мотоцикл)

  5. Сам не видит, а другим указывает.
    (Дорожный знак)

  6. Ходит скалка по дороге,
    Грузная, огромная,
    И теперь у нас дорога,
    Как линейка, ровная.
    (Дорожный каток)

  7. Поднял кверху две руки,
    Взял две жилы в кулаки.
    – Дай дорогу, постовой,
    Побегу по мостовой.
    (Троллейбус)

  8. Спозаранку за окошком
    Стук, и звон, и кутерьма –
    По прямым стальным дорожкам
    Ходят красные дома.
    (Трамвай)

  9. Странная зебра: не ест и не пьёт,
    Но без еды и питья не умрет.
    (Пешеходный переход)

  10. Из какого полотна нельзя сшить рубашку?
    (Из железнодорожного)

  11. Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы?
    (Запасное)

  12. Дом невелик, а дверь большая,
    Сюда не входят, а въезжают.
    (Гараж)

  13. Четверо братьев и не сходятся и не расходятся,
    И не отстают, и не догоняют.
    (Колеса)

Конкурс 2. «Письмо к бабушке»

Вед. При написании контрольной работы на уроке ОБЖ у Соколова Сережи был изъят листок следующего содержания: См. Приложение 1

Вед. Мы с вами изучали виды общественного и личного транспорта. Давайте поможем Сереже, тем более, что в своем письме он их уже назвал. Если вы вспомните другие виды общественного транспорта, получите дополнительный балл.

Конкурс 3. «Кто нам поможет»

Вед. Вы знаете, что в мирное время большое количество людей получают травмы в дорожно- транспортных происшествиях. Для того, чтобы сократить количество ДТП и уменьшить число травм мы с вами изучаем правила дорожного движения.

Значит, знание главный наш помощник. Кто еще нам может помочь? Это вы узнаете, разгадав тест. См. Приложение 2

Вед. Итак, на вопрос «Кто нам поможет?» мы нашли ответ: светофор. Жюри оценивает конкурс, а мы с вами продолжаем. И следующий конкурс – конкурс капитанов.

Конкурс 4. «Дай совет»

Вед. Каждому капитану предлагается ситуация, которая может случиться с любым из нас. Приглашается капитан команды «Пешеходы».

Ситуация. Вам звонит младший брат. На автобусной остановке он заметил бесхозную сумку. Он спрашивает, как ему поступить? (обратиться к взрослым, если есть подозрения – позвонить в милицию)

Приглашается капитан команды «Знатоки».

Ситуация. Соседская девочка посмотрела фильм об автомобильных катастрофах, и обратилась к вам, как к знатоку ОБЖ: «А как поступить, если автобус в котором ты едешь, попадает в аварию?» Что вы ей ответите? (подготовиться к столкновению, а затем быстро покинуть автобус через запасный выход)

Приглашается капитан команды «МЧС»

Ситуация. Вам звонит ваш друг. Он едет в поезде и в окно заметил, что соседний вагон горит. Что вы ему посоветуете? (сообщить проводнику, оповестить пассажиров, уходить от пожара в передние вагоны)

Приглашается капитан команды «Девчата»

Ситуация. Два первоклассника спорят как нужно себя вести на автобусной остановке: один говорит – толкаться и лезть вперед, чтобы занять хорошее место, другой – нужно всех пропустить. Что вы посоветуете?

Вед. Итак, я вижу, что вы знаете как выбраться из любой сложной ситуации – не зря мы изучаем ОБЖ. И пока жюри оценивает ваши знания, я объявляю последний конкурс – домашнее задание.

Конкурс 5. «Сам себе художник»

Вед. Большое количество ДТП говорит о том, что не все ситуации предусмотрены и на дорогах, видимо, не хватает знаков. Домашним заданием для каждой команды было – придумать и нарисовать свой дорожный знак. Прошу команды ознакомить жюри со своим творчеством.

Подведение итогов, награждение победителей.