Урок математики в 1-м классе по теме "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать понятия уменьшить – увеличить на …
    Умение составлять равенства по чертежу, находить неизвестную часть по целому и другой части;
  2. Развивать умения и навыки решения задач и примеров;
  3. Воспитание заботливого и бережного отношения к природе, птицам зимой
    Воспитание аккуратности.

Оборудование:

  1. учебники, тетради, ручки, цветные карандаши;
  2. 4 карточки для индивидуальной работы, наборы ксерокопии с задачами;
  3. Рисунок птиц к задаче;
  4. Информатика (3 часть), карточки с разрезными цифрами, перфокарты;
  5. Окружающий мир(2 часть), карта страны Математики.

I. Организация.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Здравствуйте, ребята!

- Какой у нас урок?

На этом уроке мы с вами совершим путешествие по стране Математике. Посетим города этой страны и узнаем много интересного и нового об увеличении и уменьшении чисел, будем составлять, и решать задачи, примеры.

- Итак, в добрый путь!

III. Устный счет.

1. Остановка в городе Цифрограде.

У въезда в Математику
есть город Цифроград,
в нем знают математику
все жители подряд.
Пятерками набиты тетради у ребят.
Как видно, в Цифрограде пятерки нарасхват.
Там спрашивают стражники:
«Вы правила учили?»
И если вы им скажете, что 2*2=4,
немедленно железные ворота заскрипят.
И стража скажет вежливо:
«Входите в Цифроград!»

- Счет от 0 до 10 и обратно.

4 человека – по карточкам 9 человек - перфокарты
Раскрасить по заданию, составить равенства. 5 - 5 = 0

4 - 3 = 1

6 – 4 = 2

8 – 5 = 3

2 + 2 = 4

7 – 2 = 5

3 + 3 =6

10 – 3 = 7

3 +5 = 8

8 + 1= 9

5 + 5 = 10

Карточка №1

Раскрась три области на картинке зеленым.

Раскрась еще две области желтым.

Составить и записать равенства.

Остальные: Информатика (часть 3).

а) стр. 9 № 15

-Кто встал не на свое место?

- Почему?

- Между какими № стоит мальчик в красной шапке? (1 и 3)

- Почему так нельзя сказать о мальчике под № 9? (он красный)

- Как можно сказать о его местоположении?

- Что можно сказать о мальчике с желтыми волосами?

б) Пользуясь словами «целое» и «части», объясни, что обозначают на рисунке данные равенства:

(повтор правила нахождения части по известному целому и другой части)

в) Какие равенства можно составить по чертежу?

(от перестановки слагаемых сумма не меняется)

5-2=3

5-3=2 - каким правилом воспользовались?

(если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое)

2. Письмо цифр (работа в тетради)

-Мы много считали, говорили о числах и цифрах. А теперь давайте красиво запишем цифры в тетрадь.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

- А что получилось у тех, кто работал в перфокартах? (ряд чисел от 0 до 10)

Да, действительно, если вы сосчитали правильно, у вас получился ряд чисел от 0 до 10.

III. Составление и решение задач.

- Следующая наша остановка в городе Задач.

А) Составить задачу по рисунку (набор от 2 до…)

- Каких птиц вы видите?

- Что вы о них знаете? (они зимующие)

Беседа о зимующих птицах, о том , как им трудно зимой, что их нужно подкармливать.

- Мы много говорили об этом на уроках Окружающего мира . Давайте прочитаем стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!» (учебник – тетрадь Поглазова «Окружающий мир» 2 часть стр. 20).

Составляем задачу.

На первой ветке сидели 6 птиц, а на второй – 3 птицы. Сколько всего птиц сидело на ветках?

- Составьте решение этой задачи с помощью разрезных цифр. 6 + 3 = 9

- Что происходит с числом 6? (увеличилось на 3)

Следующая задача:

К серой цапле на урок прилетело 7 сорок. А из них лишь 3 сороки приготовили уроки. Сколько лодырей- сорок не готовили урок?

Работа в тетради:

- Сколько сорок прилетело? (7) Зарисуем схематично.

      

- Сколько сорок приготовили уроки? (3)

      

- Как узнать, сколько лодырей? (7 - 3)

- Запишем решение в тетрадь.

7 – 3 = 4

- Что происходит с числом 7? (уменьшается на 3)

- Итак, почему первую задачу мы решали действием сложения, а вторую – действием вычитания? (В первой задаче число увеличивали – значит «+», во второй задаче число уменьшали – значит «- ».)

- Используя ваш вывод, самостоятельно решите задачи по вариантам. (решение задач по ксерокопиям).

- Почему задача I варианта решалась действием вычитания, а II – действием сложения?

IV. Применение знаний, умений и навыков учащихся на практике.

1. Решение примеров.

–Путешествие продолжается в город Примеров.

а) Работа с учебником (стр. 103 №237)

- Давайте повторим, какой знак ставится, когда число увеличивается? Уменьшается?

- Используя это правило, запишем получившиеся равенства.

- Сколько лодок на I рисунке? (4)

- Что изменилось на II рисунке? (их стало больше)

- На сколько? (на 2)

- Какое равенство нужно записать?( 4 +2 = 6)

- Что произошло с числом 4? (увеличилось)

- Что изменилось справа налево?

- Какое равенство можно составить? 6 – 2 = 4

- Что произошло с числом 6? (уменьшилось на 2)

Аналогичная работа с бабочками. Проверка.

Самостоятельная работа:

I в. – с рыбками; IIв. – с жуками.

Что изменилось в двух последних картинках?

Слева направо? Уменьшилось

Справа налево? Увеличилось.

Самопроверка:

I вариант

9 – 4 = 5
5 + 4 = 9

II вариант

9 – 3 = 6
6 + 3 = 9

Итак, что происходит с числом, если в равенстве стоит знак «+» ? «-« ?

б) Давайте проверим какие знания вы получили в городе Примеров.

Работа в тетради на печатной основе (стр. 64 , №131)

- Вставить знаки + или -:

I вариант – 1 и 2 столбики,

II вариант – 3 и 4 столбики.

Зачитайте примеры со знаком «+»

Со знаком «-»

Почему ставили знак «+» ? (число увеличивалось)

Почему ставили знак «-» ? (число уменьшалось).

V. Закрепление.

Наше путешествие заканчивается в городе Всезнаек.

Как вы думаете, почему он так назван?

Кто из вас хотел бы жить в таком городе и много узнать?

Я думаю, что если вы будете хорошо учиться, то вы непременно

когда - нибудь попадете в этот город умных воспитанных и добрых людей. А в этом городе нам предлагают такое задание:

-- записать равенства на увеличение числа.

По каким признакам составляют равенства? (по форме и по цвету)

По какому еще признаку можно составить равенство? (по форме)

VI. Итог урока.

Итак, наше путешествие завершено. Какая фигура получилась от нашего путешествия?

Что вы о нем знаете?

Молодцы! А когда же нужно ставить знак «+»? « - » ?