Цели:
- Формировать понятия уменьшить – увеличить на …
Умение составлять равенства по чертежу, находить неизвестную часть по целому и другой части; - Развивать умения и навыки решения задач и примеров;
- Воспитание заботливого и бережного отношения к природе, птицам зимой
Воспитание аккуратности.
Оборудование:
- учебники, тетради, ручки, цветные карандаши;
- 4 карточки для индивидуальной работы, наборы ксерокопии с задачами;
- Рисунок птиц к задаче;
- Информатика (3 часть), карточки с разрезными цифрами, перфокарты;
- Окружающий мир(2 часть), карта страны Математики.
I. Организация.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Здравствуйте, ребята!
- Какой у нас урок?
На этом уроке мы с вами совершим путешествие по стране Математике. Посетим города этой страны и узнаем много интересного и нового об увеличении и уменьшении чисел, будем составлять, и решать задачи, примеры.
- Итак, в добрый путь!
III. Устный счет.
1. Остановка в городе Цифрограде.
У въезда в Математику
есть город Цифроград,
в нем знают математику
все жители подряд.
Пятерками набиты тетради у ребят.
Как видно, в Цифрограде пятерки нарасхват.
Там спрашивают стражники:
«Вы правила учили?»
И если вы им скажете, что 2*2=4,
немедленно железные ворота заскрипят.
И стража скажет вежливо:
«Входите в Цифроград!»
- Счет от 0 до 10 и обратно.
4 человека – по карточкам | 9 человек - перфокарты |
Раскрасить по заданию, составить равенства. | 5 - 5 = 0
4 - 3 = 1 6 – 4 = 2 8 – 5 = 3 2 + 2 = 4 7 – 2 = 5 3 + 3 =6 10 – 3 = 7 3 +5 = 8 8 + 1= 9 5 + 5 = 10 |
Карточка №1
Раскрась три области на картинке зеленым.
Раскрась еще две области желтым.
Составить и записать равенства.
Остальные: Информатика (часть 3).
а) стр. 9 № 15
-Кто встал не на свое место?
- Почему?
- Между какими № стоит мальчик в красной шапке? (1 и 3)
- Почему так нельзя сказать о мальчике под № 9? (он красный)
- Как можно сказать о его местоположении?
- Что можно сказать о мальчике с желтыми волосами?
б) Пользуясь словами «целое» и «части», объясни, что обозначают на рисунке данные равенства:
(повтор правила нахождения части по известному целому и другой части)
в) Какие равенства можно составить по чертежу?
(от перестановки слагаемых сумма не меняется)
5-2=3
5-3=2 - каким правилом воспользовались?
(если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое)
2. Письмо цифр (работа в тетради)
-Мы много считали, говорили о числах и цифрах. А теперь давайте красиво запишем цифры в тетрадь.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
- А что получилось у тех, кто работал в перфокартах? (ряд чисел от 0 до 10)
Да, действительно, если вы сосчитали правильно, у вас получился ряд чисел от 0 до 10.
III. Составление и решение задач.
- Следующая наша остановка в городе Задач.
А) Составить задачу по рисунку (набор от 2 до…)
- Каких птиц вы видите?
- Что вы о них знаете? (они зимующие)
Беседа о зимующих птицах, о том , как им трудно зимой, что их нужно подкармливать.
- Мы много говорили об этом на уроках Окружающего мира . Давайте прочитаем стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!» (учебник – тетрадь Поглазова «Окружающий мир» 2 часть стр. 20).
Составляем задачу.
На первой ветке сидели 6 птиц, а на второй – 3 птицы. Сколько всего птиц сидело на ветках?
- Составьте решение этой задачи с помощью разрезных цифр. 6 + 3 = 9
- Что происходит с числом 6? (увеличилось на 3)
Следующая задача:
К серой цапле на урок прилетело 7 сорок. А из них лишь 3 сороки приготовили уроки. Сколько лодырей- сорок не готовили урок?
Работа в тетради:
- Сколько сорок прилетело? (7) Зарисуем схематично.
- Сколько сорок приготовили уроки? (3)
- Как узнать, сколько лодырей? (7 - 3)
- Запишем решение в тетрадь.
7 – 3 = 4
- Что происходит с числом 7? (уменьшается на 3)
- Итак, почему первую задачу мы решали действием сложения, а вторую – действием вычитания? (В первой задаче число увеличивали – значит «+», во второй задаче число уменьшали – значит «- ».)
- Используя ваш вывод, самостоятельно решите задачи по вариантам. (решение задач по ксерокопиям).
- Почему задача I варианта решалась действием вычитания, а II – действием сложения?
IV. Применение знаний, умений и навыков учащихся на практике.
1. Решение примеров.
–Путешествие продолжается в город Примеров.
а) Работа с учебником (стр. 103 №237)
- Давайте повторим, какой знак ставится, когда число увеличивается? Уменьшается?
- Используя это правило, запишем получившиеся равенства.
- Сколько лодок на I рисунке? (4)
- Что изменилось на II рисунке? (их стало больше)
- На сколько? (на 2)
- Какое равенство нужно записать?( 4 +2 = 6)
- Что произошло с числом 4? (увеличилось)
- Что изменилось справа налево?
- Какое равенство можно составить? 6 – 2 = 4
- Что произошло с числом 6? (уменьшилось на 2)
Аналогичная работа с бабочками. Проверка.
Самостоятельная работа:
I в. – с рыбками; IIв. – с жуками.
Что изменилось в двух последних картинках?
Слева направо? Уменьшилось
Справа налево? Увеличилось.
Самопроверка:
I вариант
9 – 4 = 5
5 + 4 = 9
II вариант
9 – 3 = 6
6 + 3 = 9
Итак, что происходит с числом, если в равенстве стоит знак «+» ? «-« ?
б) Давайте проверим какие знания вы получили в городе Примеров.
Работа в тетради на печатной основе (стр. 64 , №131)
- Вставить знаки + или -:
I вариант – 1 и 2 столбики,
II вариант – 3 и 4 столбики.
Зачитайте примеры со знаком «+»
Со знаком «-»
Почему ставили знак «+» ? (число увеличивалось)
Почему ставили знак «-» ? (число уменьшалось).
V. Закрепление.
Наше путешествие заканчивается в городе Всезнаек.
Как вы думаете, почему он так назван?
Кто из вас хотел бы жить в таком городе и много узнать?
Я думаю, что если вы будете хорошо учиться, то вы непременно
когда - нибудь попадете в этот город умных воспитанных и добрых людей. А в этом городе нам предлагают такое задание:
-- записать равенства на увеличение числа.
По каким признакам составляют равенства? (по форме и по цвету)
По какому еще признаку можно составить равенство? (по форме)
VI. Итог урока.
Итак, наше путешествие завершено. Какая фигура получилась от нашего путешествия?
Что вы о нем знаете?
Молодцы! А когда же нужно ставить знак «+»? « - » ?