I. Пояснительная записка
Есть средство, которое уже многие века приносят людям пользу, укрепляет их здоровье, поднимает жизненный тонус, делает мышцы сильными и упругими. Это массаж.
В последние годы интерес к массажу особенно вырос. Традиционно массаж применяется для оздоровления закаливания, во время утренней гимнастики, общепризнанным средством в борьбе с утомлением. Его используют как эффективное средство восстановления работоспособности после тренировочных нагрузок и соревнований, а также как средство восстановления нарушенных функций организма.
Под влиянием массажа значительно повышается эластичность мышц и связок, улучшается кровообращение и снимается утомление.
Поэтому целью курса можно считать: формирование у учащихся принципов здорового образа жизни посредством массажа.
Задачи:
- изучить основные приёмы массажа: поглаживание, выжимание, разминание, растирание, движение, вибрация;
- изучить основные формы массажа: частный, общий, парный;
- создать у учащихся представление о следующих видах массажа: спортивный, гигиенический, косметический, лечебный, точечный и самомассаж.
Методы:
- лекции;
- практические занятия.
Учащиеся должны знать:
- физиологические и гигиенические основы массажа;
- основные требования к помещению, массажисту, массируемому;
- правила поведения в массажном кабинете;
- основные приёмы массажа;
- общие представления о формах масса.
Учащиеся должны уметь:
- применять основные приёмы массажа;
- оформлять конспекты лекций и отчёты практических работ.
Курс состоит из 4 разделов:
- история возникновения и развития массажа в разных странах мира
- Физиологические и гигиенические основы массажа. Виды массажа
- основные приемы массажа и их физиологический эффект
- формы массажа
Продолжительность курса 16 часов. Курс предусматривает практические работы – 8 часов, лекции 8 часов. Для усвоения обучающимся предлагаются раздаточные материалы для проведения практических занятий.
Программа данного элективного курса создана на основе материалов Самоучитель. Как правильно сделать массаж. / Авт. – сост. Л.С. Конева. Она предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 16 часов, может использоваться для оборонно – спортивного профиля.
Продуктом данного курса является зачёт, состоящий из двух этапов:
- Билеты с теоретическими вопросами;
- Демонстрация учащимися практических навыков основных приёмов массажа.
II. Содержание программы
1. История возникновения и развития массажа (1 час)
Массаж в Древнем Китае, Индии, Японии, Египте, Греции, Риме, в странах Востока, в странах западной Европы, в Древней Руси. Роль русских учёных в развитии массажа.
2. Физиологические и гигиенические основы массажа (3 часа)
Влияние массажа на функциональные системы организма: нервную, кожу, сосудистую, суставно-связочный аппарат, мышечную, обмен веществ. Требования к помещению и инвентарю, к массажисту, к массируемому. Показания и противопоказания к массажу.
Практическая работа: составление схемы «Правила поведения в массажном кабинете».
3. Основные приёмы массажа (6 часов)
Поглаживание, выжимание, разминание, растирание, движения, ударные приёмы, сотрясающие приемы, вибрация. Виды приёмов и методические указания.
Практическая работа: применение изученных приёмов по мере ознакомления с ними.
4. Формы массажа (4 часа)
Ознакомление с частным массажем: спины, шеи, плеча и др.; с общим, парным,; гигиеническим, косметическим, лечебным, точечным.
Практическая работа: применение изучаемых форм массажа.
5. Зачетное занятие (2ч)
Оформление конспектов лекций и практических работ.
Сдача зачета по билетам.
III. Учебно – тематический план.
№ | Название темы | Количество часов | Образовательный продукт | ||
всего | лекции | практика | |||
1 | История возникновения и развития массажа | 1 | 1 | План – конспект лекций | |
2 | Физиологические и гигиенические основы массажа | 3 | 2 | 1 | Составление отчета |
3 | Основные приемы массажа | 6 | 2 | 4 | Художественное изображение и план – конспект занятий |
4 | Формы массажа | 4 | 2 | 2 | Оформление отчета |
5 | Зачетное занятие | 2 | 2 | Теор. и прак. зачет | |
Всего часов | 16 | 7 | 9 |
Критерии эффективности программы:
- активное участие учащихся в лекциях и практических занятиях;
- результаты анкетирования;
- итоговый зачёт по окончанию элективного курса.
Список литературы.
- Бирюков А. Учитесь делать массаж. – М.: Азбука, 1995г.
- Большая книга. Массаж. / авт.-сост. Л.С. Конева. – М.: АСТ; Мн.: Харверст, 2006 г.
- Буровых А. Н., Файт А.М. Восстановление работоспособности с помощью массажа и бани. – М.: Физкультура и спорт, 1985г.
- Гаррольд Фиона Полный курс лечебного массаж для всего тела. М.: ООО «ТД « Издательства Мир книги», 2006г.
- Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. – М.: Риторика – Флинта, 1999г., с 392-440
- Кунечев Л.А. Лечебный массаж. – Ленинград: Медицина, 1980г.
- Самоучитель. Как правильно сделать массаж. / Авт. – сост. Л.С. Конева. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005г, 256с
- Энциклопедия красоты и хорошего самочувствия. Переводс французского Нелюбиной М.А. – Краснодар: Книжное издательство, 1992, с 185-186