Цели и задачи: дать представление о пищевой ценности овощей, значении их в питании человека; сформировать знания и умения по технологии приготовления овощных блюд; Воспитывать трудолюбие, потребность в творческом труде, актуальность, эстетические чувства при оформлении готовых блюд. Познакомить с предприятиями общественного питания, профессией повара, механизацией производства.
Межпредметные связи: история, биология, математика, русский язык.
Методы обучения: рассказ, беседа, игра, практическая работа.
Практическая работа: приготовление салата «Винегрет».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Приветствие, проверка наличия учащихся.
III. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы начинаем новый раздел программы «Технология обработки пищевых продуктов». На уроке мы обобщаем те знания, которые вы уже получили в школе, дома и узнаем много нового.
Этот урок будет интересен и полезен тем, что вы сами приготовите салаты, сервируете столы и оцените вкус приготовленного блюда.
1. Лекция с элементами беседы.
Учитель демонстрирует различные овощи, учащиеся называют их, выясняют, какие овощи знают, какие нет.
Овощи – основной источник витаминов, минеральных веществ, углеводов. Почти все овощи обладают лечебными свойствами, вызывают аппетит, улучшают усвояемость пищи.
Овощи нужно есть ежедневно. Институт АМН разработал примерные годовые нормы овощей для человека:
- картофель – 120 кг (250-300г в день);
- другие овощи – 110 кг (400 г в день);
- плодов (тыква, кабачки) – 106 кг.
Овощи малокалорийны, в них нет жира, поэтому полезны всем. Все мы любим овощи, и не задумываемся, откуда они пришли к нам, с каких времен появились.
4 ученицы делают сообщения о родине картофеля, капусты, томата.
2. Викторина.
Класс делится на 2 бригады.
Вопросы:
- У каких овощей едят корни, клубни? (морковь, свекла, картофель, лук, редис…)
- У каких овощей едят листья? (капуста, салат, укроп, петрушка, щавель, сельдерей…)
- У каких овощей едят цветы? (цветная капуста)
- У каких овощей едят плоды? (томат, огурец…)
- У каких овощей едят семена? (горох, фасоль, кукуруза…)
- С каких овощей срезают кожицу? (картофель, репа…)
- С каких овощей соскабливают кожицу? (молодой, картофель, морковь, петрушка)
- Какие овощи едят мытыми? (все)
Победители получают призы.
3. Беседа.
В процессе беседы выясняем с учащимися, какие блюда можно приготовить из овощей:
Изучаем этапы первичной обработки:
Знакомимся со способами нарезки:
и т.д.
Здесь надо рассказать о механизмах и приспособлениях по очистке, нарезке овощей разной формы, о предприятиях общественного питания, профессии «повар». (Лучше всего пригласить повара со школьной столовой и попросить ее рассказать о своей профессии).
Провести беседу по использованию пищевых отходов (на корм скоту).
Прежде, чем приступит к практической работе, познакомить учащихся с правилами личной гигиены, правилами безопасности труда.
IV. Практическая работа.
Дежурный, пользуясь памяткой и карточкой, приготовил инвентарь и посуду.
Учитель сообщает, что готовить будут салат «Винегрет» иностранного происхождения. Царь Петр I привез его из Голландии, хотя сейчас этот салат считается русским салатом.
Показывая практически нарезку овощей, учитель и ученики готовят салат, пользуясь технологической картой приготовления салата.
Учитель следит за соблюдением ТБ. Приложение №2.
Сервировщики накрывают стол скатертью и расставляют приборы: тарелки, вилки, салфетки. Готовые, красиво оформленные салаты ставят на стол. Ученики садятся за стол, оценивают внешний вид блюда и делят салат на порции.
При употреблении пищи учитель следит за соблюдением правил поведения за столом и правилами пользования столовыми приборами. Мойщики моют посуду, убирают в шкаф. Дежурный сдает учителю инвентарь и посуду.
V. Закрепление темы.
- Какова питательная ценность овощей?
- В каком виде их используют в кулинарии?
- В чем заключается первичная обработка овощей?
- Какие вы знаете виды тепловой обработки овощей?
- Почему салаты подают перед началом принятия пищи?
- Какие формы нарезки вы узнали?
VI. Итог урока.
Выставление оценок.