Цель: Научить учащихся расставлять знаки препинания в ССП и без него.
Задачи:
обучающие:
- Повторить сведения о сложных и сложносочиненных предложениях.
- Различать простые предложения с однородными членами и ССП
- Определять смысловые отношения между частями ССП
- Расставлять знаки препинания в указанных конструкциях
развивающие:
- Развитие творческих способностей.
- Развитие языковой компетенции учащихся.
воспитывающая: Воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову.
Оборудование:
- Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Баранов Е.С., Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык. Учебник для 9 класса./ Под ред. А.А.Леонтьева М.: Баласс, 2008. «Школа 2100».
- раздаточный материал (карточки по вариантам)
Тип урока: урок изучения нового материала
План конспекта:
- Оргмомент (2 мин.)
- Проверка домашнего задания (5 мин.)
- Словарно-орфографический диктант (10 мин.)
- Актуализация нового материала ( 12 мин.)
- Закрепление нового материала(8 мин.)
- Итог урока. (1 мин.)
- Домашнее задание. (2 мин.)
Ход урока
I. Оргмомент
Приветствие учителя, учитель отмечает отсутствующих. На доске до начала урока записаны число и тема урока.
II. Проверка домашнего задания
Учитель делит класс на два варианта. Задание: I вариант зачитывает по цепочке подобранные из художественных произведений предложения с однородными членами. II вариант зачитывает по цепочке подобранные из художественных произведений ССП.
III. Словарно-орфографическая работа
Один ученик у доски пишет под диктовку учителя, класс выполняет эту же работу в тетрадях вместе с учителем. Задание: записать и указать виды словосочетаний, указать в них главные и зависимые слова, способ связи слов в словосочетаниях.
а) Примерять платье (гл.+сущ= глагольное управление), кабинет директора (сущ+сущ= именное управление), умирать от горя (гл.+ сущ=глагольное управление), усмирённый зверь(прил+сущ= именное согласование), примирять друзей (гл+сущ= глагольное управление), жить дружно (гл+наречие= глагольное примыкание), разговаривал улыбаясь (гл+ дееприч= примыкание).
Учитель задаёт вопрос:
- Что такое словосочетание? Чем оно отличается от предложения?
(словосочетание - это сочетание двух или более самостоятельных слов связанных между собой по смыслу и грамматически.)
(Предложение-это основная единица синтаксиса. В предложении оформляется мысль , которую говорящий ( пишущий) хочет сообщить слушающему (читающему).
IV. Актуализация нового материала
Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: В каких случаях в ССП запятая перед союзом не ставится?
Один ученик на доске записывает предложение:
а) Сверкнула молния, и послышался удар грома. (предложение сложное, ССП, состоит из двух простых предложений равноправных по смыслу. Союз И соединяет два простых предложения в составе сложного, значит запятая в этом предложении ставится)
Второй ученик к доске, записывает следующее предложение:
а) Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.(если части сложного предложения имеют общий второстепенный член то запятая не ставится. Общий второстепенный член чаще всего обстоятельство и дополнение, и обычно стоит в начале предложения).
Третий ученик к доске, записывает следующее предложение:
а) А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. (запятая не ставится, так как имеется общий второстепенный член обстоятельство)
Учитель диктует предложение, учащиеся записывают и расставляют знаки препинания в ССП:
а) Мы поднялись на холм, и нашим глазам открылась великолепная картина.(запятая ставится, так как нет общего второстепенного члена предложения).
б) Прямо под нами зеленел луг и текла извилистая речка.(запятая не ставится, так как имеется общий второстепенный член выраженный обстоятельством и в равной мере относится к обеим частям)
- Чтение правила на стр.43
«Запятая перед союзами И, ДА, ИЛИ, ЛИБО не ставится, если части ССП имеют общий второстепенный член.
Общий второстепенный член (чаще всего обстоятельство или дополнение) обычно стоит в начале ССП и в равной мере относится к обеим частям. Например: На нас намокли куртки и отсырели рубашки»
V. Закрепление нового материала
Упражнение 61 стр.44 . Учитель вызывает двух учеников к доске, они записывают первые начатые предложения и выбирают из прилагаемого материала подходящие варианты для завершения ССП с общим второстепенным членом.
Первый ученик у доски записывает и объясняет:
а) В библиотеке всегда стоит тишина и …раздаётся сухое покашливание пожилых преподавателей.
Второй ученик у доски записывает и объясняет:
б) Здесь царит особая научная атмосфера и …все столы заняты.
Остальные пять предложений учащиеся выполняют самостоятельно:
- За столами, погрузившись в книгу, обдумывают содержание лекций почтенные профессора или…готовятся к экзаменам юные студенты.
- У каждого взгляд сосредоточен и …лицо имеет глубокомысленное выражение.
- По вечерам в библиотеке особенно многолюдно и…все столы заняты.
- В зале лишь слышится шелест страниц да…пахнет старой бумагой и свежей типографской краской.
- К восьми часам зал пустеет и …все расходятся, покидая любимое и привычное здание до следующего дня.
Учитель выполняет проверку предложений по цепочке, учащиеся объясняют выбранные варианты.
VI. Итог урока
Учитель выставляет оценки с комментарием.
VII. Домашнее задание.
- выучить правило на стр.43
- повторить правило стр.37
- Упр.62, стр.45