Урок русского языка по теме "Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом"

Разделы: Русский язык


Цель: Научить учащихся расставлять знаки препинания в ССП и без него.

Задачи:

обучающие:

  1. Повторить сведения о сложных и сложносочиненных предложениях.
  2. Различать простые предложения с однородными членами и ССП
  3. Определять смысловые отношения между частями ССП
  4. Расставлять знаки препинания в указанных конструкциях

развивающие:

  1. Развитие творческих способностей.
  2. Развитие языковой компетенции учащихся.

воспитывающая: Воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову.

Оборудование:

  1. Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Баранов Е.С., Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык. Учебник для 9 класса./ Под ред. А.А.Леонтьева М.: Баласс, 2008. «Школа 2100».
  2. раздаточный материал (карточки по вариантам)

Тип урока: урок изучения нового материала

План конспекта:

  1. Оргмомент (2 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (5 мин.)
  3. Словарно-орфографический диктант (10 мин.)
  4. Актуализация нового материала ( 12 мин.)
  5. Закрепление нового материала(8 мин.)
  6. Итог урока. (1 мин.)
  7. Домашнее задание. (2 мин.)

Ход урока

I. Оргмомент

Приветствие учителя, учитель отмечает отсутствующих. На доске до начала урока записаны число и тема урока.

II. Проверка домашнего задания

Учитель делит класс на два варианта. Задание: I вариант зачитывает по цепочке подобранные из художественных произведений предложения с однородными членами. II вариант зачитывает по цепочке подобранные из художественных произведений ССП.

III. Словарно-орфографическая работа

Один ученик у доски пишет под диктовку учителя, класс выполняет эту же работу в тетрадях вместе с учителем. Задание: записать и указать виды словосочетаний, указать в них главные и зависимые слова, способ связи слов в словосочетаниях.

а) Примерять платье (гл.+сущ= глагольное управление), кабинет директора (сущ+сущ= именное управление), умирать от горя (гл.+ сущ=глагольное управление), усмирённый зверь(прил+сущ= именное согласование), примирять друзей (гл+сущ= глагольное управление), жить дружно (гл+наречие= глагольное примыкание), разговаривал улыбаясь (гл+ дееприч= примыкание).

Учитель задаёт вопрос:

- Что такое словосочетание? Чем оно отличается от предложения?

(словосочетание - это сочетание двух или более самостоятельных слов связанных между собой по смыслу и грамматически.)

(Предложение-это основная единица синтаксиса. В предложении оформляется мысль , которую говорящий ( пишущий) хочет сообщить слушающему (читающему).

IV. Актуализация нового материала

Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: В каких случаях в ССП запятая перед союзом не ставится?

Один ученик на доске записывает предложение:

а) Сверкнула молния, и послышался удар грома. (предложение сложное, ССП, состоит из двух простых предложений равноправных по смыслу. Союз И соединяет два простых предложения в составе сложного, значит запятая в этом предложении ставится)

Второй ученик к доске, записывает следующее предложение:

а) Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.(если части сложного предложения имеют общий второстепенный член то запятая не ставится. Общий второстепенный член чаще всего обстоятельство и дополнение, и обычно стоит в начале предложения).

Третий ученик к доске, записывает следующее предложение:

а) А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. (запятая не ставится, так как имеется общий второстепенный член обстоятельство)

Учитель диктует предложение, учащиеся записывают и расставляют знаки препинания в ССП:

а) Мы поднялись на холм, и нашим глазам открылась великолепная картина.(запятая ставится, так как нет общего второстепенного члена предложения).

б) Прямо под нами зеленел луг и текла извилистая речка.(запятая не ставится, так как имеется общий второстепенный член выраженный обстоятельством и в равной мере относится к обеим частям)

- Чтение правила на стр.43

«Запятая перед союзами И, ДА, ИЛИ, ЛИБО не ставится, если части ССП имеют общий второстепенный член.

Общий второстепенный член (чаще всего обстоятельство или дополнение) обычно стоит в начале ССП и в равной мере относится к обеим частям. Например: На нас намокли куртки и отсырели рубашки»

V. Закрепление нового материала

Упражнение 61 стр.44 . Учитель вызывает двух учеников к доске, они записывают первые начатые предложения и выбирают из прилагаемого материала подходящие варианты для завершения ССП с общим второстепенным членом.

Первый ученик у доски записывает и объясняет:

а) В библиотеке всегда стоит тишина и …раздаётся сухое покашливание пожилых преподавателей.

Второй ученик у доски записывает и объясняет:

б) Здесь царит особая научная атмосфера и …все столы заняты.

Остальные пять предложений учащиеся выполняют самостоятельно:

  1. За столами, погрузившись в книгу, обдумывают содержание лекций почтенные профессора или…готовятся к экзаменам юные студенты.
  2. У каждого взгляд сосредоточен и …лицо имеет глубокомысленное выражение.
  3. По вечерам в библиотеке особенно многолюдно и…все столы заняты.
  4. В зале лишь слышится шелест страниц да…пахнет старой бумагой и свежей типографской краской.
  5. К восьми часам зал пустеет и …все расходятся, покидая любимое и привычное здание до следующего дня.

Учитель выполняет проверку предложений по цепочке, учащиеся объясняют выбранные варианты.

VI. Итог урока

Учитель выставляет оценки с комментарием.

VII. Домашнее задание.

  1. выучить правило на стр.43
  2. повторить правило стр.37
  3. Упр.62, стр.45