Цели: совершенствование умения определять спряжение глаголов и правильно писать безударные личные окончания глаголов; развитие орфографической зоркости; воспитание чуткого и доброжелательного отношения к близким людям.
Оборудование: учебник «Русский язык» Желтовская Л.Я. (4 класс), магнитофон, фотоснимки с изображением счастливых детей и родителей, задания для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Оргмомент.
-Ребята, послушайте внимательно: Близких тебе людей надо беречь, любить, уважать. Они тебе очень многое дали: растили, любили, учили, жалели, согревали теплом, одобряли поступки, давали советы.
-Слова какой части речи встречались больше всего в тексте? (Глаголы.)
-Правильно. Значит, какова тема нашего урока? (Правописание личных окончаний глаголов.)
2. Минутка чистописания.
ЖЕЕ ЖОО
Ж /// жи /// же ///жу /// жм ///
Жизнь дана на добрые дела.
Жизнь прожить – не поле перейти.
-Объясните смысл этих пословиц.
-Найдите и объясните орфограммы в словах.
-Запишите пословицы.
3. Работа по систематизации знаний о глаголах.
-Назовите глаголы из второй пословицы.
-Какая это форма глаголов?
-На какой вопрос отвечает неопределённая форма глагола?
-Как изменяются все глаголы.
-Как изменяются глаголы прошедшего времени? Настоящего времени? Будущего времени?
4. Словарная работа.
-Сегодня мы проведем словарную работу в виде ответов на вопросы.
(Дети называют слово, объясняют его правописание и записывают.)
-Срочное известие по почте? (Телеграмма)
-Рисунок в книге? (иллюстрация)
-Верхняя одежда солдата? (шинель)
-Седьмой день недели? (воскресенье)
-Игра с шайбой на льду? (хоккей)
-День накануне юбилея? (предъюбилейный)
-Человек, который едет в транспорте? (пассажир)
-Множество каких – либо одинаковых предметов, собранных воедино? (коллекция)
-Главный город любого государства? (столица)
-Синонимы слова Родина? (Отечество, Отчизна)
-Слово, которым пользуются, чтобы загладить свою вину? (извинение)
5. Работа над правописанием личных безударных окончаний глаголов.
-Образуйте от существительного «извинение» глагол в неопределённой форме. (Извиняться.)
-Что значит «проспрягать глагол»? (Изменить глагол по лицам и числам.)
-Каких спряжений бывают глаголы? ( 1 и 2 спряжения.)
-Как определить спряжение глагола? (По неопределённой форме, на -ить -2 спр., все остальные глаголы -1 спр., кроме глаголов – исключения.)
-Назовите глаголы – исключения.
-Назовите личные окончания глаголов 1 спряжения, 2 спряжения.
-Проспрягайте глагол «извиняться».(На доске и в тетрадях.)
Физминутка под музыку. (Дети показывают несколько танцевальных движений .)
6. Продолжение работы над правописанием личных безударных окончаний глаголов.
А)-Найдите в учебнике упражнение №164 на странице 78.
-Даны два слова: шествовать и шефствовать.
-Объясните смысл этих слов.
Мы с вами тоже в этом году будем шефствовать над ветеранами труда и войны, то есть помогать им, заботиться о них.
-Запишите из упражнения предложения с этими словами.
-Первое предложение разберите по членам. (Один ученик производит разбор вслух).
Б)-Запишите новые словарные слова: путешествие, путешественник, путешествовать.
-Разберите слова по составу. (Разбор проводят трое учеников вслух).
-Дома запишите эти слова в словарик и запомните.
-Проспрягайте глагол «путешествовать». (На доске и в тетрадях).
-Выполняем упражнение №166. (Определить спряжение глаголов, вставить окончания и выделить их.)
7. Самостоятельная работа.
-Даны задания трёх уровней сложности. (На доску вывешиваются листы с заданиями.)
- 1 уровень – лёгкий: надо выделить окончания в глаголах и определить их спряжения.
- 2 уровень – средний: надо вставить окончания в глаголы, выделить их и определить спряжения глаголов.
- 3 уровень – сложный: надо вставить окончания в глаголы, выделить их и определить спряжение, число и лицо глаголов.
Смотрит | дела . шь | умыва . шься |
Читаешь | держ . шь | гон . шься |
Стелем | бре . те | ненавид . те |
Дышат | игра . м | чита . те |
Строите | вид .те | занима .мся |
клеим | леп . м | пил . м |
- Проверка 2 и 3 уровня в парах.
8. Итог урока.
-Как определить спряжение глаголов?
-Назовите личные окончания глаголов 1 спряжения, 2 спряжения.
-В заключение я бы хотела прочитать вам отрывок из сказки Евгения Шварца «Два брата».
«Отец с матерью вышли во двор и увидели: по лесу бегут Старший и Младший, взявшись за руки. Родители бросились к ним навстречу. И когда все успокоились немного и вошли в дом, Старший взглянул на отца и ахнул от удивления. Седая борода отца темнела на глазах и, вот она стала совсем чёрной, как прежде. И отец помолодел от этого лет на десять. С горя люди седеют, а от радости седина исчезает, тает как иней на солнце. Это, правда, бывает очень – очень редко, но всё – таки бывает».
-Я хочу, ребята, чтобы вы так прожили свою жизнь, чтобы ваши близкие никогда не седели, а уж если так случилось, то пусть эта седина пройдёт, растает как иней на солнце.
-Посмотрите на фотоснимки детей и родителей. Какие они? (Счастливые, радостные.)
-Подумайте дома, что такое счастье? Запишите об этом одно самое главное для вас предложение.
-Всем спасибо за урок.