Урок русского языка в 4-м классе по теме "Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов"

Разделы: Начальная школа


Цели: совершенствование умения определять спряжение глаголов и правильно писать безударные личные окончания глаголов; развитие орфографической зоркости; воспитание чуткого и доброжелательного отношения к близким людям.

Оборудование: учебник «Русский язык» Желтовская Л.Я. (4 класс), магнитофон, фотоснимки с изображением счастливых детей и родителей, задания для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Оргмомент.

-Ребята, послушайте внимательно: Близких тебе людей надо беречь, любить, уважать. Они тебе очень многое дали: растили, любили, учили, жалели, согревали теплом, одобряли поступки, давали советы.

-Слова какой части речи встречались больше всего в тексте? (Глаголы.)

-Правильно. Значит, какова тема нашего урока? (Правописание личных окончаний глаголов.)

2. Минутка чистописания.

ЖЕЕ ЖОО

Ж /// жи /// же ///жу /// жм ///

Жизнь дана на добрые дела.

Жизнь прожить – не поле перейти.

-Объясните смысл этих пословиц.

-Найдите и объясните орфограммы в словах.

-Запишите пословицы.

3. Работа по систематизации знаний о глаголах.

-Назовите глаголы из второй пословицы.

-Какая это форма глаголов?

-На какой вопрос отвечает неопределённая форма глагола?

-Как изменяются все глаголы.

-Как изменяются глаголы прошедшего времени? Настоящего времени? Будущего времени?

4. Словарная работа.

-Сегодня мы проведем словарную работу в виде ответов на вопросы.

(Дети называют слово, объясняют его правописание и записывают.)

-Срочное известие по почте? (Телеграмма)

-Рисунок в книге? (иллюстрация)

-Верхняя одежда солдата? (шинель)

-Седьмой день недели? (воскресенье)

-Игра с шайбой на льду? (хоккей)

-День накануне юбилея? (предъюбилейный)

-Человек, который едет в транспорте? (пассажир)

-Множество каких – либо одинаковых предметов, собранных воедино? (коллекция)

-Главный город любого государства? (столица)

-Синонимы слова Родина? (Отечество, Отчизна)

-Слово, которым пользуются, чтобы загладить свою вину? (извинение)

5. Работа над правописанием личных безударных окончаний глаголов.

-Образуйте от существительного «извинение» глагол в неопределённой форме. (Извиняться.)

-Что значит «проспрягать глагол»? (Изменить глагол по лицам и числам.)

-Каких спряжений бывают глаголы? ( 1 и 2 спряжения.)

-Как определить спряжение глагола? (По неопределённой форме, на -ить -2 спр., все остальные глаголы -1 спр., кроме глаголов – исключения.)

-Назовите глаголы – исключения.

-Назовите личные окончания глаголов 1 спряжения, 2 спряжения.

-Проспрягайте глагол «извиняться».(На доске и в тетрадях.)

Физминутка под музыку. (Дети показывают несколько танцевальных движений .)

6. Продолжение работы над правописанием личных безударных окончаний глаголов.

А)-Найдите в учебнике упражнение №164 на странице 78.

-Даны два слова: шествовать и шефствовать.

-Объясните смысл этих слов.

Мы с вами тоже в этом году будем шефствовать над ветеранами труда и войны, то есть помогать им, заботиться о них.

-Запишите из упражнения предложения с этими словами.

-Первое предложение разберите по членам. (Один ученик производит разбор вслух).

Б)-Запишите новые словарные слова: путешествие, путешественник, путешествовать.

-Разберите слова по составу. (Разбор проводят трое учеников вслух).

-Дома запишите эти слова в словарик и запомните.

-Проспрягайте глагол «путешествовать». (На доске и в тетрадях).

-Выполняем упражнение №166. (Определить спряжение глаголов, вставить окончания и выделить их.)

7. Самостоятельная работа.

-Даны задания трёх уровней сложности. (На доску вывешиваются листы с заданиями.)

  • 1 уровень – лёгкий: надо выделить окончания в глаголах и определить их спряжения.
  • 2 уровень – средний: надо вставить окончания в глаголы, выделить их и определить спряжения глаголов.
  • 3 уровень – сложный: надо вставить окончания в глаголы, выделить их и определить спряжение, число и лицо глаголов.
Смотрит      дела . шь умыва . шься
Читаешь держ . шь      гон . шься
Стелем бре . те ненавид . те
Дышат игра . м чита . те
Строите вид .те занима .мся
клеим леп . м пил . м

- Проверка 2 и 3 уровня в парах.

8. Итог урока.

-Как определить спряжение глаголов?

-Назовите личные окончания глаголов 1 спряжения, 2 спряжения.

-В заключение я бы хотела прочитать вам отрывок из сказки Евгения Шварца «Два брата».

«Отец с матерью вышли во двор и увидели: по лесу бегут Старший и Младший, взявшись за руки. Родители бросились к ним навстречу. И когда все успокоились немного и вошли в дом, Старший взглянул на отца и ахнул от удивления. Седая борода отца темнела на глазах и, вот она стала совсем чёрной, как прежде. И отец помолодел от этого лет на десять. С горя люди седеют, а от радости седина исчезает, тает как иней на солнце. Это, правда, бывает очень – очень редко, но всё – таки бывает».

-Я хочу, ребята, чтобы вы так прожили свою жизнь, чтобы ваши близкие никогда не седели, а уж если так случилось, то пусть эта седина пройдёт, растает как иней на солнце.

-Посмотрите на фотоснимки детей и родителей. Какие они? (Счастливые, радостные.)

-Подумайте дома, что такое счастье? Запишите об этом одно самое главное для вас предложение.

-Всем спасибо за урок.