Экологическое воспитание дошкольников - это новое направление, актуальность которого вызвана современными условиями.
Главными задачами в нем можно считать - обучение детей бережному и заботливому отношению к природе и воспитание эмоционально положительного отношения к ней.
Задачи:
- Формировать у детей эстетические чувства, умение видеть, воспринимать красоту, гармонию форм и красок природы и явлений, происходящих в ней.
- Прививать любовь к русской национальной культуре через знакомство с изобразительным искусством.
- Учить работать с природным материалом, сочетая разные виды изобразительной деятельности /рисование, лепка, аппликация/ развивать творческие способности детей.
- Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования и использовать полученные навыки при изображении природы.
Каждый из видов работ решает определенные задачи экологического воспитания и изобразительной деятельности.
Краски и формы природы. Эту работу нужно проводить обязательно на природе, во время целевых прогулок, экскурсий, в заранее выбранное место, где дети непосредственно видят объект, имеют возможность его обследовать, задавать вопросы, получить объяснения.
Такие занятия учат детей замечать красоту, развивают эстетические чувства, пробуждают интерес к окружающему миру, воспитывают доброе отношение к природе. Полученные знания о пропорциональности формы, гармоничности цветовых соотношений дети используют в изобразительной деятельности.
Работа с природным материалом
Эта работа вызывает большой интерес у детей. Они всегда работают увлеченно и старательно. В зависимости от темы, занятия проводятся как в группе, так и на свежем воздухе. Обязателен показ образцов нескольких вариантов готовых работ, последовательное объяснение, а затем самостоятельная работа детей, которая позволяет детям погрузится в мир природы, познать ее красоту, «продлить жизнь», уже кажется, засохшему, ненужному природному материалу. Работа с природным материалом развивает фантазию, творческие способности детей, трудолюбие, умение видеть и ценить в природе прекрасное. Полученные на занятиях по изодеятельности и изобразительному искусству знания, умения и навыки дети закрепляют в работе с природным материалом, который заготавливается заранее летом и осенью. К заготовке можно подключить детей.
Икебана
С искусством составления букетов знакомятся дети старшего возраста и все желающие, проявляющие интерес, остальные могут посмотреть. Занятия проводятся в группе или на свежем воздухе. Для композиций используется сухой материал, иногда в сочетании с живым, но декоративным, специальным.
Такая работа позволяет познакомиться с самыми простыми законами композиции, приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности. Икебана - это источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Игра
Дидактические игры чаще всего проводятся с детьми на каникулах. Творческие игры природоведческого содержания и игры с природным материалом /песок, глина, снег, камешки, шишки/ проводят воспитатели.
В методическом кабинете имеется картотека игр, позволяющая легко и быстро подобрать нужную игру.
Играя, дети уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности.
Опыт
Нужно отметить, что детям очень нравится поисковая работа, равнодушных к ней нет. Чаще всего участвует вся группа. К опыту готовится необходимый материал и оборудование. Проводить его можно и на занятиях и в свободное время.
Опыт включает в себя четыре этапа:
- Точно определяем проблему.
- Из предложенных детьми путей решения проблемы, выбираем самый подходящий.
- Проводим сам опыт или наблюдение.
- В конце, беседуя с детьми, обсуждаем итоги, делаем выводы.
Чаще всего опыт связывается с изодеятельностью ( рисованием, лепкой, аппликацией), где дети, сразу же после опыта, воплощают свои наблюдения, впечатления, эмоции.
Мы заметили, что больший эффект производят на детей кратковременные опыты, результаты которых дети видят сразу же.
Благодаря опытам дети знакомятся с внешними признаками природных объектов, познают некоторые взаимосвязи и закономерности, раскрывают причины многих явлений природы.
Поисковая деятельность развивает интерес к природе, любознательность, стремление получить конечный результат, развивает логическое мышление, способность выражать свои мысли, делать выводы и умозаключения.
Полученные знания и впечатления дети часто используют в изодеятельности.
Знакомство с изобразительным искусством.
С изобразительным искусством один раз в месяц знакомлю детей на специальных занятиях. К ним готовлюсь тщательно: разрабатываю конспекты, подбираю необходимый материал, стихи, музыку, продумываю организацию занятия. Главное на таких занятиях, нужно сразу заинтересовать детей и излагать материал в доступной и интересной форме. Иначе интерес теряется, дети отвлекаются и результат не достигается. Полученные знания, впечатления помогают в изодеятельности.
Природа в нетрадиционной технике рисования.
С нетрадиционными способами рисования дети знакомятся один раз в неделю когда к ним в гости приходит сказка под названием «Путешествие в страну Рисовандию». Дети с нетерпение ждут начала занятия они удобно рассаживаются на ковре. Сказка им приподносит новое волшебство, знакомит их с очередным нетрадиционным способом рисования. За год дети имеют понятие о 15-20 способах рисования. Нужно отметить, что сказка пробуждает в детях какие-то дополнительные силы творца, поэтому работы чаще всего получаются очень интересные, не похожие друг на друга. Обычно дети испытывают на таких занятиях восторженную радость. Свои работы они забирают домой, чтобы показать или подарить родителям.
Значение таких занятий огромно, они вызывают радость труда, закрепляют полученные технические навыки, воспитывают доброту. Правда, на таких занятиях чаще всего оказываются испачканными столы, руки , одежда. Зато заряда радости хватает надолго не только у детей, но и у воспитателей.
Простые объекты и явления в природе, предлагаемые для наблюдения, успешно развивают детское воображение, фантазию, так необходимые в изодеятельности.
Выставка
Выставки, которые я оформляю во все времена года, представляют собой вернисаж детских работ, выполненных в традиционной и нетрадиционной технике, и является итогом предшествующей работы за три месяца. Они проводятся во всех возрастных группах.
Несмотря на то, что эта работа осуществляется только второй год, можно подвести некоторые итоги, подтверждаемые результатами диагностирования, проведенного по истечении года:
- дети пополнили знания о природе, о гармонии цвета и цветовых оттенках;
- познакомились с разнообразием видов национального декоративно-прикладного искусства;
- у детей пробудился интерес, появились некоторые навыки в работе с природным материалом;
- в своих работах дети научились сочетать разные виды изобразительной деятельности, свободно применять нетрадиционную технику рисования наряду с традиционной;
Самое главное, что дети стали добрее и внимательнее относится ко всему, что их окружает, а это и является той крупицей в решении глобальной проблемы - экологического воспитания человека.
Работу с природным материалом и обучение составления композиций в текущем году мы думаю проводить в форме кружка, в который можно привлечь заинтересованных детей из подготовительных групп, а также продолжу накопление практического материала.