Урок музыки на тему "Путешествие по Италии"

Разделы: Музыка


Цель урока: Познакомиться с музыкой страны, которая имеет очень давние музыкальные традиции. Сравнить итальянскую музыку с русской, почувствовать характерные черты баркаролы.

Ход урока

Сегодня мы с вами побываем в удивительной стране. Стране - с очень давними музыкальными традициями.

(Слайд 1, Приложение 1)

- Вы догадались, куда мы попали?

Да, это Италия. Знаете ли вы, как называется этот город, расположенный на воде? Там вместо улиц – каналы, а вместо машин – лодки, небольшие катера, трамвайчики.

У – Венеция.

На слайде мы видим старинную Венецию.

А так выглядит Венеция сейчас.

(Слайд 2)

Многие композиторы интересовались жизнью народов других стран мира (музыкой, живописью, литературой, обычаями).

У многих композиторов есть произведения, которые в названии своём имеют слово «итальянский». Например: «Итальянское каприччио», «Итальянская песенка», «Итальянский танец» и др.

- Как вы думаете, почему?

У – Они побывали там, и Италия им очень понравилась…

Да, но некоторые композиторы в Италии никогда не были, но посвящали свои произведения этой стране, используя свои знания о ней, о музыке этого народа.

Например, И.С. Бах никогда не выезжал из своей страны, а написал произведение «Итальянский концерт».

- Какие произведения вы знаете, связанные с Италией?

У – «Итальянскую польку» С.В. Рахманинова.

- Знаете ли вы итальянских композиторов?

У – Вивальди.

Да, Антонио Вивальди - один из величайших композиторов 17-18 вв.

И вы, наверное, слышали его произведение «Времена года».

Но мы поговорим сегодня о музыке русского композитора, который написал своё произведение, посетив эту страну. Он наслаждался красивым пением гондольеров, пейзажами этой страны и музыкой этого народа.

Узнаёте этого композитора.

(портрет М.И.Глинки)

Вслушайтесь в музыку, обратите внимание на характер исполнения, на окраску произведения.

Слушание романса «Венецианская ночь» М.И.Глинки.

(слайд 3)

Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями, настроением, которое оставила она у вас.

У – нежная, мягкая, лёгкая…

- Обратили внимание на ритм этого романса?

Давайте, попробуем передать этот ритм движением руки, почувствовать его ещё раз интонацию его.

(пластическое интонирование)

Движение короткие, лёгкие, мягкие, но упругие.

Это ритм баркаролы, что означает - песнь на воде.

Среди гондольеров очень много хороших певцов, которые поют прекрасные песни для туристов, которые любуются красотой Италии, проплывая на лодке.

(возвратиться к слайду 1)

В духе таких песен написал Глинка своё произведение.

(повторное слушание романса)

- Какой голос исполнил романс?

У – высокий мужской – тенор.

 - Этот голос ещё больше подчёркивает лирический характер музыки.

- Вы помните, с какой музыкой М.И.Глинки мы встречались с вами на наших уроках?

У – ария Сусанина, хор «Славься», «Попутная песня».

 - Вы обратили внимание, какие разные эти произведения – трагические, торжественные, бодрые и лирические.

Но раз мы с вами в Италии, то должны привезти музыкальный сувенир домой из нашего путешествия. И этим сувениром будет песня.

Слушание «Песни итальянских пионеров».

- Какое настроение вызвала у вас эта песня?

У итальянских детей свои песни, но они такие же бодрые, жизнерадостные, оптимистичные, как и песни русских детей.

Разучивание «Песни итальянских пионеров»

Италия - страна, где славится вокальная школа, куда стремятся

попасть лучшие певцы, чтобы более совершенным сделать свой голос, добиться его безукоризненности, т.е. пению бельканто.

Многие выдающиеся певцы пели в этом знаменитом итальянском оперном театре Ля Скало.

(слайд 4)

Пора возвращаться домой.

Вывод

Что нового узнали?

Чем похожа итальянская музыка на русскую?

Чем отличалась?

На следующем уроке мы побываем ещё в одной стране.

Выход с урока под песню И.О.Дунаевского «Летите, голуби».