Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф'] и буквы Ф, ф"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1. Познакомить с новыми звуками и буквой.

2. Закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости.

3. Совершенствовать навык плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами.

4. Развивать устную речь, умение выделять главное и делать обобщение, а так же работать над выразительностью чтения.

5. Воспитывать аккуратность при работе в тетради, любовь к Родине на основе произведений русских поэтов. 

Этап  урока

Время

Оборудование

I.

Оргмомент

 

 

II.

Повторение пройденного материала

Возьмите «слоговичок»:

1. Прочитайте слоги с мягкими согласными.

Почему они являются мягкими?

2. Давайте пропоем слоги с согласными:

«Р», «С», «К», «Л».

Молодцы!

3 мин.

«слоговичок», слоговая таблица

III.

Новый материал

Ребята, к нам в гости пришел кот, а зовут его Фома. Он очень шаловливый. Посмотрите, прыгнул на стол и опрокинул вазу. А в вазе лежали ,(учитель показывает  на доске, а дети называют) яблоко, абрикос,  виноград, груша, слива. Поможем Фомке собрать все обратно?(Да). Но положить предмет в вазу мы сможем после того, как выполним задание. Согласны? (Да).

Ребята, а как фыркает кот? (Ф – Ф – Ф)

Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся со звуками [Ф], [Ф’]  и буквой  «Ф».

1. Откройте учебник.

Посмотрите, что за предмет изображен? (Шарф). Произнесите слово четко. Какой звук слышится на конце слова?  [Ф]  Дайте  ему характеристику. (Согласный, твердый, парный, глухой). На магнитной доске составьте схему слова, определите количество слогов, ударение.

Как ласково назвать этот предмет? ( Шарфик). Произнесите слово четко по слогам. (Шар-фик). Какой звук слышится вначале второго слога? [ф’] Дайте ему характеристику (согласный, мягкий, парный, глухой). На магнитной доске составьте схему слова, определите количество слогов, поставьте ударение. На письме эти звуки обозначаются буквой  «Ф». (Показать). Ребята, а на что похожа буква «Ф»? (На ключ, на филина, другие ответы детей). А теперь, послушайте веселые стихи о букве  «Ф»:

8 мин.

Рисунок кота, ваза, яблоко, груша, слива, абрикос, виноград. Шарф. Магнитная азбука.

 

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

Филин – два огромных глаза –
Букву «Ф» напомнит сразу.
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.

Я футбольный судья.
Целый день с мальчишками.
Два футбольных мяча
У меня подмышками.

Вы очень хорошо потрудились! Теперь мы можем положить в вазу яблоко.

 

Иллюстрации к стихам

 

А теперь отдохнем (физминутка). Вставайте, если услышите звук [Ф] в словах : кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, ферма, вагон, фазан, вилка, фирма, букет, буфет, привет.

2 мин.

 

 

2. Работа в тетради.

А) Написать целую строку заглавную и строчную буквы  «Ф», «ф».

Б) Прочитать (на доске), а затем написать слоги слияния : фу, фе, фы, фи, фа, фо, фё.

Умницы! Теперь мы можем положить в вазу абрикос.

4 мин.

Тетрадь

 

3. Работа у доски. Игра “Буква потерялась“. На магнитной доске вставить нужную букву в слова : -абрика, ко-та, шо-ёр, -у-айка, бу-ет, кон-ета.

Замечательно! Наша ваза наполняется! В ней уже лежит груша. 

2 мин.

Магнитная азбука.

 

4. Работа по учебнику. 

А) Чтение слов с четким проговариванием и постановкой ударения.

Б) Беседа по иллюстрации.  Что изображено? Какие корабли? Как одним словом назвать то, что вы видите? Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов. Ребята, а вы знаете, что первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался «Орел»! Особое внимание флоту стал уделять Петр Первый. В 1696 году, 20 октября, Боярская Дума, высший совещательный орган Государства, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.

7 мин.

Портрет Петра Первого

 

В) Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии:

«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.»  (читает учитель)

 

Портрет А.С. Пушкина 

 

Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства. А «прорубить окно», это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути (карта).

· Чтение детьми (жужжащее).

· Чтение вслух хором (отработка выразительности).

· Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)

 

Географическая карта

 

А теперь, отдохнем (физминутка).

На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет! (Сопровождать чтение движениями.)

3 мин.

 

 

Г) Стихотворение А.С. Пушкина читает ученик:

… Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Из какого произведения взяты строки? («Сказка о царе Салтане…».) Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к  стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)

Отработка выразительного чтения. (Спросить нескольких учащихся.)

Молодцы! Кладем в вазу сливу.

3 мин.

Книга А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

 

Д) Словарь крылатых выражений.

«Филькина грамота». Так мы называем, не имеющую никакого значения пустую бумажку, не обладающий какой-либо реальной ценностью документ. Первоначальное значение было несколько иным, чем сейчас. Об этом говорит слово «Филька» в значении «глупый, недалёкий человек». «Филька» образовано от имени «Филя», «Филимон» и употреблено здесь пренебрежительно. Таким образом, «филькина грамота» буквально значило: глупо составленный, плохо написанный документ. 

Вы просто прелесть! Что осталось положить в вазу? Правильно, виноград.

3 мин.

 

IV.

Итог урока

Ребята, всё ли мы собрали, что рассыпал Фомка? (Да) А как одним словом назвать то, что лежит в вазе? Правильно, фрукты. Давайте составим это слово на магнитной доске. Какой звук слышится в начале слова? [Ф] Дайте ему характеристику. Измените кличку кота так, чтобы первый звук стал мягким. Что является показателем мягкости согласного? (Гласные буквы «И», «Е», «Ё», «Ю», «Я»). Какой буквой обозначаются на письме изученные сегодня звуки? Правильно, буквой «Ф».

А что ещё нового вы узнали сегодня на уроке? (Вспоминают).

Молодцы! Вы замечательно работали на уроке.

4 мин.

Магнитная азбука

V.

В свободное время по желанию можете выучить

 стихотворение А.С. Пушкина “…Ветер на море гуляет…”

1 мин.

 

Приложение 1: Презентация «Проделки кота Фомки»