Цели: формировать у педагогов потребность тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлекать родителей в жизнедеятельность классных сообществ.
Задачи:
- Проанализировать систему работы с родителями.
- Выявить характерные черты оптимальной организации работы с родителями.
- Наметить пути и способы повышения качества подготовки и проведения классных , общешкольных родительских собраний.
- Разработать программу работы с родителями по повышению родительской компетенции.
Участники: администрация, социальные педагоги, психолог и учителя школы, родители.
Подготовка:
- Создание инициативной группы по подготовке педсовета.
- Изучение научно-методической литературы по проблеме взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся.
- Проведение анкетирования родителей, обработка полученных результатов.
- Собеседование с классными руководителями по проблемам их взаимодействия с родителями.
- Посещение родительских собраний, подготовка по итогам аналитической справки.
Оформление, оборудование:
Пакет методических рекомендаций, памяток для классных руководителей для работы с родителями.
Выставка книг по данной теме.
рабочие места для пяти групп: МО 1, 2, 3 ступени, 1 группы экспертов, группы родителей.
Образцы программ по работе с родителями.
Ход педсовета
I. Вступительная часть.
Краткое выступление директора о задачах и особенности организации данного педсовета.
II. Информационно-теоретическая часть.
Выступление зам директора по ВР.
Современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сломаны старые стереотипы, а новые не выработаны. Поменялись ценностные ориентиры. Средства массовой информации демонстрируют насилие. В школе большой процент учителей, которые не пользуются авторитетом у подростков, да и родители во многих семьях не являются авторитетом для своих детей.
Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. В настоящее время большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Поэтому наметилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Когда же личность не получает такого развития, появляются наркотики, алкоголь, бесцельное и небезопасное времяпровождение.
В настоящее время появляются семьи, где нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
К сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к разного рода специалистам. Многие из них считают, что воспитанием должна заниматься школа. Школа действительно может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовав творческий союз детей и взрослых, поскольку у школы и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети.
“Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего представления ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими детьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, в первую очередь, со своими родителями.” (В. Сатир)
“Проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные” дети, так же как дети “с комплексами”, “забитые”, или “несчастные”, всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родители, не владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит никаких результатов. Именно поэтому благодаря совместной работе учителя, психолога, социального педагога родители и дети научатся понимать и помогать друг другу.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями. Сделать их активными участниками педагогического процесса -это важная, сложная и ответственная задача классного руководителя.
Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся осуществляется по следующим направлениям:
- Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;
- Педагогическое просвещение родителей;
- Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;
- Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
- Индивидуальная работа с родителями;
- Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Таким образом, классный руководитель организует взаимодействие школы и семьи, ведет педагогическое просвещение родителей, по возможности усиливает их положительное влияние на детей и нейтрализует отрицательное.
Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание.
Анализ планов воспитательной работы классных руководителей , анкетирование родителей и посещение родительских собраний позволяют констатировать регулярность и системность встреч педагогов и родителей. Злободневность и сложность обсуждаемых проблем. Приятно и то, что на родительских собраниях не было случаев публичного осуждения родителей за неудачи детей в учебе или нарушение дисциплины. Для обсуждения таких вопросов используются индивидуальные беседы. Методы, используемые педагогами это наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего является низкая активность родителей.
В работе с родителями можно применять как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
На экран
Традиционные | Нетрадиционные |
Родительские собрания Общеклассные и общешкольные конференции Индивидуальные консультации Посещение на дому |
Родительские тренинги Дискуссии Психологические разминки Круглые столы Устные журналы Практикумы Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги |
III. Сейчас я предлагаю Вам небольшую практическую работу в малых группах, результатом которой станет выработка конкретных рекомендаций по взаимодействию семьи и школы.
Предлагается задание
Группа №1:
Перечислить действия классного руководителя по подготовке родительского собрания.
На экран
(Алгоритм подготовки родительского собрания)
Группа №2:
Подготовить памятки “Секреты успешного проведения родительского собрания”.
На экран
Группа №3.
“Правила взаимодействия классного руководителя с родителями”.
№4 – группа родителей.
Формы конструктивного взаимодействия школы и семьи.
Выступление психолога (по взаимодействию семьи и школы) обсуждение выполненных заданий (вывод на мультимедиа).
5 группа – эксперты, дополнения по каждому вопросу.
IV.
- Демонстрация методички “Методические рекомендации по работе с родителями” Артеменко Т.Д.
- Выступление библиотекаря Хлыновой Н.М. “Обзор литературы по теме педсовета”
V. Артеменко Т.Д.
В ноябре в школе прошли родительские собрания по ступеням.
- Приоритет семьи в воспитании ребенка – 1-4
классы,
- Диалог в семейном общении – 5-8 классы
- Значение выбора в жизни человека – 9-11 классы.
Методические объединения классных руководителей творчески подошли к выбору тем собраний, к подготовке и проведению. В ходе встречи родителям было предложено анкетирование.
По результатам этой диагностики можно сделать вывод, что наши родители позитивно оценивают работу школы. Но есть моменты, над которыми следует поработать. Один из них - это низкая посещаемость родителями родительских собраний.
VI. Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя. (Л.Толстой)
В целях активизации родительской общественности необходимо обратить внимание на повышение родительской компетенции, на оптимизацию родительского отношения к детям.
Сейчас мы с Вами начнем работу по решению данной проблемы.
ПРОДУКТИВНАЯ деловая игра.
1 этап.
НЕГАТИВ.
Все группы отвечают на вопрос (на экран)
- Что Вас не устраивает в проблеме взаимодействия семьи и школы? (Разделить коллектив на 2 микрогруппы – ответы с позиции учителей, с позиции родителей. После того, как группы выскажутся, поменять роли местами).
Эксперты фиксируют, классифицируют, формируют проблему.
(Вывод на экран).
2 этап.
НАРАБОТКА ПОЗИТИВА.
- Что Вы можете предложить, чтобы изменить ситуацию? (Высказываются все).
В рамках нашей экспериментальной программы мы планируем разработать и апробировать программу “Родители и педагоги за достойное воспитание детей”.
На ваших столах лежат примеры программ других школ.
Предлагаю вам предложить свои варианты.
3 этап.
Естественно сейчас сразу разработать программу мы не сможем, но начать эту работу в наших силах.
Предлагаю алгоритм по ВЫРАБОТКЕ ДЕЙСТВИЙ для решения проблемы:
- Выбор творческой группы для работы над программо;
- Наработка предложений для будущей программы;
- Определение сроков завершения работы.
Проект решения:
- Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразить формы проведения родительских собраний.
- Активизировать деятельность родительских комитетов по решению вопросов, связанных с жизнедеятельностью классных коллективов.
- Продолжить работу родительского всеобуча.
- Разработать программу “Родители и педагоги за достойное воспитание детей”
Один мудрый человек сказал: “Не важно что ты делаешь, а важно как ты делаешь”.
Любая деятельность должна осуществляться с любовью. К кому бы мы не обратились за помощью, все равно все зависит только от нас с вами!
Релаксация фильм “Нет”.