Использование элементов проблемного обучения при изучении темы "Типовые соединения деталей"

Разделы: Технология


1. Общие методические рекомендации по организации уроков с использованием элементов проблемного обучения по теме “Типовые соединения деталей”.

Процесс формирования понятий об изображениях соединений деталей, необходимо вести от общего представления о назначении различных соединений к ознакомлению с особенностями их графического изображения. Это позволяет подготовить учащихся к восприятию темы “Сборочные чертежи” и способствует развитию правильного восприятия информации, заданной различными графическими способами, а также расширению технического кругозора.

Изучение темы “Типовые соединения деталей” проходит более успешно при применении активных форм работы на уроке. С целью активизации познавательной активности учащихся, использую элементы технологии проблемного обучения. В частности создание проблемных ситуаций, когда ребенок осознает противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить его с помощью имеющихся у него знаний и способов деятельности. Например: определить вид соединения деталей на бытовых приборах на вводном, по данной теме, уроке. В таких случаях необходима готовность и способность детей работать с проблемной ситуацией как с задачей. Этому необходимо учить их на каждом уроке. Систематичная работа в данном направлении дает положительный результат и предполагает формирование у учащихся умения выделять следующие элементы:

  • Анализировать проблему;
  • Вычленять ее суть;
  • Переформулировать проблему в задачу собственной деятельности;
  • Спланировать шаги по решению этой задачи;
  • Осуществить их;
  • Оценить полученный результат с точки зрения поставленной цели.

При создании проблемных ситуаций соблюдаю следующие правила:

  • Проблемная ситуация должна предшествовать объяснению или самостоятельному изучению нового материала учащимися;
  • Проблема должна быть интересной;
  • Решение проблемы должно вызывать определенную познавательную трудность, а ее содержание по трудности и сложности должно быть доступным для учащихся;
  • Сложное проблемное задание расчленять на более мелкие и частные.

Этот прием использован мною при изучении темы “Общие сведения о соединениях деталей” при знакомстве учащихся с классификацией видов соединений деталей. Сначала разделили все соединения на две группы: разъемные и неразъемные, затем разъемные на резьбовые и нерезьбовые. Это позволяет усвоить материал в логической последовательности с представлением общей картины. В результате ребята успешно справляются с заданием, а при подведении итогов демонстрируют прочное усвоение знаний.

Успешному усвоению учебного материала способствует умение учителя продемонстрировать учащимся его актуальность, значимость в практической жизни. Как подвести детей к осознанию того, что изучение темы “Типовые соединения деталей”, им необходимо? В беседе привожу пример из личной жизни или, опираясь на их жизненный опыт, убеждаемся, как важны, даже простому покупателю, знания о соединениях деталей при покупке обуви (клеевые, сшивные), бытовой техники (разъемные, неразъемные), т.е. есть ли возможность заменить то или иное соединение. Считаю, что только в тех случаях цель учителя на уроке становится реальной целью для учащихся, когда:

  • Ребенок уверен, что получаемые знания и умения ему нужны;
  • Все, что он делает, выполняется осознанно, а не только потому, что это задание учителя;
  • Ребенок чувствует свою силу, умение, успех, победу в преодолении трудностей.

2. Пути и средства повышения познавательной активности учащихся на разных этапах урока.

Одним из условий повышения познавательной активности на уроках является использование такого вида графической деятельности, при которой мыслительные операции учащихся проявляются особенно активно. Для этого использую различные учебные задания, в которых процесс разрешения возникающей перед учащимся той или иной ситуации является мыслительной проблемой, а получение ответа связано с необходимость использования графических изображений. Именно такие задания позволяют научить учащихся осознанно переводить образы объектов в комплекс графической информации и, наоборот, извлекать из графического изображения заложенную в нем информацию об объекте. А значит, овладеть лаконичным и образным средством познания, каким является графический язык.

Процесс выполнения подобных заданий позволяет осмыслить учащимся используемые операции и усвоить структуру графических действий, соединить воедино логические и фактические построения и позволяет уйти от репродуктивной деятельности, дает возможность сформировать у учащихся тот объем знаний и умений, который необходим для успешного овладения изучаемой темы. Подобные задания использую на разных этапах обучения (см. таблицу ниже) и пришла к выводу, что процесс их применения превращается в продуктивное средство на уроке лишь тогда, когда:

  • В подборе заданий соблюдается строгая последовательность в переходе от простых к сложным;
  • Соответствуют уровню подготовки;
  • Привлекают внимание и интерес;
  • Учащемуся оказывается необходимая помощь.

Использование подобных заданий на уроках дают возможность мне формировать у учащихся целый ряд обобщенных мыслительных операций (анализ, синтез, выделение, соотнесение, конкретизация и др.), приемов учебной работы, необходимых для успешного овладения навыками чтения и выполнения чертежа типовых соединений деталей.

3. Способы создания проблемных ситуаций при изучении темы.

“Типовые соединения деталей” и их влияние на формирование ключевых учебных компетенций учащихся.

Очень удачно проходит проблемное введение в урок: подведение учащихся к выводу, раскрытию которого посвящается изучение нового учебного материала.

Активизируется познавательная деятельность учащихся и при создании ситуаций, в которых детям необходимо практически использовать свои знания и умения в новых непривычных условиях.

Один из способов создания проблемной ситуации – это доведение учащихся до необходимости выбора правильного решения из ряда известных им решений.

Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе выполнения проблемного задания нужно осуществлять путем анализа данных, сравнений, сопоставлений, применения направляющих, корректирующих, мобилизующих “подсказок”, проведения с учащимися эвристических бесед. Также необходимо выделять по ходу урока частные познавательные задачи, соотносить их с основной познавательной задачей, проблемой.

Таким образом, считаю, что основная роль учителя на уроке - роль координатора.

Использование элементов технологии проблемного обучения способствует приобретению учащимися личного опыта самостоятельного учения, продвижению по индивидуальному маршруту познавательной деятельности, формированию ключевых учебных компетенций.

Таких как:

Учебно-познавательная компетенция. Выдвижение идеи, целеполагание и формулирование задач, планирование своей деятельности, формулировка выводов, самоанализ и рефлексия.
Информационная компетенция. Навыки работы с различными источниками информации, отбирать нужную информацию, уметь выделять в ней главное и необходимое.
Коммуникативная компетенция. Слушать и понимать других, взаимодействовать внутри группы, вести обсуждение и дискуссию, владеть графическими способами выражения информации.
Социально-трудовая компетенция. Ориентироваться в мире профессий, осознавать свою роль и предназначение.

4. Показатели оценки знаний и умений учащихся по теме.

“Типовые соединения деталей”

Оценка, баллы Основные показатели Косвенные показатели
Знания Умения Применение знаний, умений в новых условиях
5 Знание особенностей графического изображения типовых соединений деталей; их практическое назначение; владение приемами чтения сборочных чертежей. Умение читать и выполнять чертежи типовых соединений деталей; умение пользоваться справочными таблицами. Самостоятельное применение знаний и умений в процессе выполнения графических работ; выполнение заданий как воспроизводящего, так и творческого характера. Проявление познавательной активности и стремление выполнить более сложное задание.
4 Знание особенностей графического изображения типовых соединений деталей; их практическое назначение; владение приемами чтения сборочных чертежей.

Допускаются отдельные несущественные ошибки.

Умение читать и выполнять чертежи типовых соединений деталей; умение пользоваться справочными таблицами. Применение знаний в процессе выполнения графических работ; выполнение заданий как воспроизводящего, так и творческого характера с помощью учителя. Проявление познавательной активности и эпизодическое стремление выполнить более сложное задание.
3 Изложение знаний неполное, но не препятствующее усвоению последующего материала, допускаются отдельные ошибки, исправляемые учителем. Затруднения при чтении и выполнении чертежей типовых соединений деталей; умение пользоваться справочными таблицами. Недостаточная самостоятельность при выполнении графических работ; выполнение графических работ воспроизводящего характера с помощью учителя. Пассивность, слабый интерес к изучаемому предмету.

5. Тема урока: Общие сведения о типовых соединениях деталей.

Цель: познакомить с общими сведениями о соединениях деталей, подготовить учащихся к восприятию темы: “Сборочные чертежи”.

Задачи:

  • Познакомить с классификацией видов типовых соединений деталей;
  • Научить распознавать виды соединений в стандартных и новых условиях;
  • Выявить способы практического применения типовых соединений деталей.

Оборудование: ПК.

Наглядные пособия: учебные таблицы типовых соединений деталей; натуральные наглядные пособия: бытовые предметы, детали машин; электронный справочник учебных заведений города Бийска; раздаточный материал приложение 1.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Актуализация знаний учащихся.

 

 

Вывод:

Вводная беседа.

Привожу пример из жизни, когда получила на фабрике некачественный товар - кухонный стол, ножки которого были неустойчивы.

Как вы думаете, в чем причина данного дефекта?

Самостоятельное определение темы урока.

 

 

Формулировка вывода: даже простому покупателю необходимы элементарные знания о соединениях деталей.

II. Определение цели и задач урока. Что вы знаете о соединениях деталей?

А что хотели бы узнать?

Ответы учащихся.

Предполагаемые ответы:

- виды соединений;
- название;
- назначение, применение.

 

III. Изучение нового материала.

 

 

Вывод:

Введение понятий: деталь, изделие, сборочная единица.

Предлагаю внимательно рассмотреть соединения деталей в представленных бытовых предметах (утюг, плойка, теннисная ракетка, мясорубка и др.) и разделить на две группы.

 

Демонстрация первого слайда “Классификация типовых соединений деталей”.

 

 

Выполняют практическое задание.

Формулировка вывода:

Не все соединения деталей можно разобрать, таким образом, существует два вида соединения деталей: разъемные и неразъемные

Эвристическая беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса.

 

 

Постановка проблемного вопроса.

В чем преимущество разъемных или неразъемных соединений?

 

 

 

Внимательно рассмотрите группу предметов, в которых представлены неразъемные соединения. Как их можно назвать? Демонстрация следующего слайда.

На какие две группы можно разделить разъемные соединения?

Организация работы с раздаточным материалом.

Предлагаю поработать с раздаточным материалом и соотнести теорию с практикой, дать названия резьбовым соединениям деталей.

 

Демонстрация слайда.

К какому виду соединений отнесем шпоночное и штифтовое?

Демонстрация слайда, обращение к таблицам и учебникам.

 

Можно ли на данном предмете (столовый нож) вместо заклепочного соединения применить болтовое?

 

Беседа о функциональном назначении и применении каждого вида изученных соединений деталей.

А если потеряется болт, соединяющий крышку парты и ее основу? Что будем делать?

Предполагаемый ответ:

Разъемные соединения можно разобрать не разрушая детали, а неразъемные без разрушения разобрать невозможно.

Работа в парах.

Отвечают на вопрос (заклепочные, сварные, клеевые).

 

 

Участие в беседе.

(резьбовые и нерезьбовые)

Работают с раздаточным материалом, вывешенными таблицами, учебником и с натуральными наглядными пособиями.

Называют резьбовые соединения деталей: болтовое, винтовое, шпилечное.

Работают с раздаточным материалом, вывешенными таблицами, учебником и с натуральными наглядными пособиями.

 

Формулировка вывода:

Каждое соединение деталей имеет свое функциональное назначение.

 

Беседа, формулировка вывода: стандартизация дает возможность взаимозаменять детали.

IV. Закрепление изученного материала.

 

Применение знаний в новых условиях.

 

Почему соединения деталей, о которых мы говорили на уроке, называют типовыми?

Назовите виды соединений, используемые в данных деталях (представлена другая группа бытовых предметов и деталей).

Индивидуальная работа по карточкам

Разгадывают кроссворд и получают ответ на поставленный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

V. Профориентация. Перед вами, как выпускниками, сейчас остро стоит проблема выбора профессии. Как вы думаете, людям каких профессий необходимы знания о соединениях деталей? Называют профессии.

Работа с электронным справочником учебных заведений г. Бийска.

VI. Подведение итогов урока. Как вы считаете, мы достигли поставленных целей?

Пригодятся в жизни полученные знания? А их достаточно? Хотели бы вы получить более глубокие знания о соединениях деталей?

Этим мы займемся на следующем уроке.

 
VII. Рефлексия.   Оценка своей работы на уроке.