Цели урока:
Образовательные:
Знать: основы социальных и правовых гарантий
в области занятости и трудоустройства,
юридические основы трудовой деятельности;
Уметь: различать понятия “трудоустройство”
и “занятость”; работать с источниками трудового
права и находить нужную информацию, формировать
правовые компетенции в области трудовых
правоотношений; использовать психологические
рекомендации при устройстве на работу.
Развивающие: способствовать развитию коммуникативных компетенций в социуме, навыков самопрезентации обучающихся.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к труду как к важнейшей нравственной категории.
Межпредметные связи: история, обществознание, экономика, литература, производственное обучение.
Материально-техническое оснащение урока: экран, проектор, магнитофон.
Средства обучения: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, слайдовая презентация (приложение 1), карточки – задания (приложение 2), “социальный опрос” (вопросы) – (приложение 3).
Элементы урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Приемы и методы преподавателя и обучающихся |
Орг. момент. | 2 мин.
|
1. Проверить готовность к уроку,
отметить отсутствующих. 2. Упражнение “Поплавок в океане” (развитие навыков осознания мыслительных зрительных образов, снятие напряжения). Психолог: Внимание, ребята! “Вообразите, что вы маленький яркий поплавок в огромном океане… У вас нет цели… компаса, карты.. руля.. весел.. Вы движетесь туда, куда несет Вас ветер… океанские волны.. Большая волна может на некоторое время накрыть вас.. но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность.. Попытайтесь ощутить толчки выныривания. Ощутите движение волны… тепло солнца… капли воды… подушку моря под вами, поддерживающую вас. Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас… когда вы представляете себя маленьким ярким поплавком в большом океане…” Я увидела ваш позитивный настрой, сегодня нас ожидает успех, к уроку вы готовы! 3. Сообщение темы и целей урока: Преподаватель: Люди трудились всегда, но отношение к труду не было одинаковым. В первобытную эпоху человек четко знал: не пойдешь охотиться на мамонта – останешься голодным и умрешь. Прошли века. Появились бедные и богатые. Чтобы прокормиться, богатым не обязательно было работать. За них это делали другие. Закон вмешался в деятельность человека. Он определил правила, согласно которым люди должны зарабатывать деньги. Совокупность этих правил, действующих в трудовой сфере человеческой жизни, и образовало трудовое право. Лишь только работа на себя не регулируется правом. Вопрос: Какие Вы знаете виды работ, которые человек осуществляет лично для себя? Нормы трудового права записаны в ТК РФ. Их знание помогает понять, как вести себя в конкретных ситуациях. Тема сегодняшнего урока: “Трудоустройство и занятость”, которую мы будем изучать в течение 2 часов, сегодня на уроке мы рассмотрим один вопрос: Обеспечение занятости и гарантий реализации, прав на труд. В течение урока Вам будет предоставлена возможность получить заработную плату в виде валюты, которая называется “Доходики”, заработная плата будет зависеть от вашей активности и правильности ответов. На уроке вы научитесь находить ответы на вопросы: - Что необходимо знать, чтобы не допустить нарушение трудовых прав? - Как себя вести, как выглядеть, как вести беседу, как отвечать на вопросы при трудоустройстве? Познакомитесь с состоянием рынка труда г.Ачинска для профессий сферы обслуживания. |
Информация старосты о готовности к
уроку.
Ответы обучающихся: Стирка белья, ремонт собственного магнитофона, работа на приусадебном участке и т. д. |
Сообщение с элементами беседы.
Сообщение темы урока и цели урока. |
Актуализация знаний (подготовка обучающихся к изучению материала). | 5 мин. | В связи с кардинальными изменениями в
социально-экономической жизни России
значительно изменился возраст вступления
молодежи в трудовую деятельность. По данным
Фонда “Общественное мнение”, до 80% опрошенных
начали зарабатывать свои первые деньги в
возрасте до 18 лет. Уже имеется достаточно много
фактов нарушения трудовых прав
несовершеннолетних со стороны работодателей. Встречались ли вы с нарушением трудовых прав? |
Ответы обучающихся “Соц. опрос” (слайды о трудовой занятости города Ачинска). |
|
Изучение нового материала. | 22 мин. | Обеспечение занятости и гарантий
реализации, прав на труд. Преподаватель: Основополагающим источником всех отраслей права, включая трудовое право, является Конституция РФ. Задание обучающимся: 1. Найти в тексте Конституции РФ ключевую статью для трудового права. Преподаватель: В условиях рыночной экономики государству особенно важно обеспечить трудовую занятость населения, способствовать предупреждению и сокращению безработицы (незанятости граждан). В этом состоит один из важных принципов РФ как социального государства, призванного к созданию условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Вопрос: Как вы понимаете термин “трудоустройство” и “занятость”? В чем их отличие? Трудоустройство – это деятельность граждан, связанная с поиском нужной работы, которая удовлетворяет личные и общественные потребности, не противоречит законодательству России и нормам международного права и приносит заработок (трудовой доход). Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству и приносит им заработок (трудовой доход). Преподаватель: В России действует Федеральный Закон от 20 апреля 1996 г. п.36 “О занятости населения в РФ”. Он закрепляет порядок обеспечения незанятого населения рабочими местами, а так же признания граждан временно незанятыми (безработными) в случае их обращения за помощью в трудоустройстве в органы Федеральной службы занятости предоставления им пособия по безработице и других социальных гарантий. Помимо государственной службы занятости граждане, а так же иностранцы и лица без гражданства, законно проживающие в России, вправе самостоятельно устраиваться на работу. Таким образом, согласно Конституции РФ и трудовому законодательству существуют специальные социальные и правовые гарантии. Вопрос: Встречались ли Вы с нарушением данных гарантий? Преподаватель: Каждый гражданин России имеет право на труд. Это значит, что вы свободно можете выбирать профессию, место работы. В трудовых отношениях все равны: и работник, и работодатель. Психолог: Действительно, это так, но в большинстве случаев бывает полезно знать, как себя вести, как выглядеть, как вести беседу, как отвечать на вопросы при трудоустройстве на то, или иное место. Я предлагаю вам ролевую игру “Прием на работу”. Нам нужны по одному добровольцу от каждой команды, им раздаются роли: 1) Воспитанный, уверенный в себе человек; Психолог выполняет роль сотрудника кадров. Я буду вести интервью с претендентами на должность “Парикмахера” в элитный салон. Перечень вопросов:
Как вы думаете, кого все-таки из этих трех претендентов примут на работу? Сейчас я попрошу вас свое предпочтение в соответствии с номерами выступающих отразить по уровню раскачивания качели, чем выше значит, у этого претендента больше шансов устроиться на работу. Объясните почему? Не могу с вами не согласиться. Добавлю еще, что современные работодатели обращают внимание на состояние здоровья своих работников, стараются, чтобы у них отсутствовали вредные привычки. В некоторых учреждениях даже оборудованы тренажерные залы и комнаты психологической разгрузки. Видите, быть здоровым становится модным и престижным. Я предложу вам ряд рекомендаций о том, как нужно вести себя при устройстве на работу:
Желаем успехов! Преподаватель: Из опроса, проведенного учащимися группы Вы увидели, какова же картина примерного положения дел в нашем городе. (Хотя мы понимаем, что каждый опрос имеет определенную долю погрешности). Сейчас мы предлагаем познакомиться с официальной информацией службы занятости нашего города и экономическим отделом администрации города. Вопрос: Как Вы можете прокомментировать представленные данные? Преподаватель: какой мы можем сделать вывод? Сфера обслуживания в нашем городе, несмотря на прогнозы об экономическом кризисе, развивается. Работа в группах (обучающимся раздаются слова с “крылатыми” выражениями о труде). Вопрос: Какие слова мы бы выбрали эпиграфом к нашему уроку и почему? Какое слово вы считаете ключевым на сегодняшнем уроке? Задание: Расшифровать слово “Труд”. |
Запись темы в рабочих тетрадях.
Ключевой статьей Конституции РФ для трудового права является ст. 37. Пункт 1,3. Ответы.
Обучающиеся зачитывают гарантии с текстов слайда. Ответы обучающихся.
Обучающиеся в роли трудоустраивающихся в салон – парикмахерскую.
Ответы обучающихся.
Выполнение творческого задания. |
Сообщение информации из Трудового кодекса РФ.
Краткий анализ. “Перспективы развития сети предприятий сферы обслуживания г. Ачинска”, “Прогноз кадровой потребности на рынке труда города”. Организация работы групп. |
Закрепление. | 5 мин. | Преподаватель: Понятие
“Трудоустройство”- слово не простое, оно
состоит из двух корней.
Сейчас мы вам предлагаем произвести подсчет своих “Доходиков” (перед вами оценочные листы, в которых вы должны проставить общее количество “Доходиков”). |
Ответы обучающихся
Подсчет “Доходиков”. |
Фронтальный опрос.
Предварительное оценивание обучающихся |
Подведение итогов урока. | 3 мин. | Преподаватель: Сегодня на уроке мы
увидели, что вы коммуникабельны, умеете
ориентироваться в непростом правовом
пространстве нашего общества, использовать
знания источников российского законодательства. Сегодня вы честно заработали свою заработную плату. В ходе подготовки и проведения урока выявились наиболее успешные ребята, которые мы уверены, что в будущем будут востребованы на рынке труда (объявление оценок). |
||
Домашнее задание на выбор.
|
3 мин.
2 мин. |
Вам предлагаются задания:
Психолог: Наш поплавок доплыл до острова, над которым вы увидели яркую радугу. Нам бы очень хотелось знать, до какой вершины добрался ваш поплавок на сегодняшнем уроке? |
Обучающиеся определяют вершину радуги. |