Методическая разработка занятия "От доброго добро родится"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Народная мудрость гласит? “Человеком не рождаются, человеком становятся”. Но где та грань, которая отделяет человека от животного, как донести до ребенка сущность человеческого бытия, помочь ему осознать свою значимость, стать человеком, достойным уважения. И это особенно важно сейчас, когда в современном обществе в связи с изменениями социально-экономической ситуации наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно-нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение: люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам. Нежелание оказывать помощь бескорыстно обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях. Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего понимания этой необходимости. Именно свобода выбора является основанием нравственных ценностных ориентаций. Именно ценностные ориентации выступают внутренним регулятором поведения человека даже тогда, когда за ним никто не следит. И, однажды, вырвав ребенка из этого порочного круга, он приходит к нам, в детский дом, растерянным, замкнутым, чаще откликающийся на зло, чем на добро. И перед воспитателем встает вопрос: “Что делать? С чего начать?”

Структура занятия

Цепочка занятий ориентирована на формирование у детей чувства доброты, эмпатии, коллективизма, умения делать свой выбор и совершать поступки, основываясь на нравственных ценностях.

Главной целью цепочки занятий является формирование у детей духовно-нравственного потенциала.

В ходе реализации занятий решаются следующие задачи:

  1. Прививать чувства заботливости, уважения, честности, ответственности, надежности, гражданственности.
  2. Развивать чувство ответственности за свои поступки, анализировать свою деятельность, выражать отношение к поступкам с позиции известных правил.
  3. Воспитывать коллективизм, справедливое отношение к близким и товарищам, чувство долга перед Родиной.

Данное занятие является промежуточным в цепочке занятий, но может быть отдельным, самостоятельным.

Тема занятия: “От доброго добро родится”.

Форма занятия: комплексное занятие.

На занятии была поставлена цель: формирование духовно-нравственного потенциала.

Задачи:

  • продолжить закреплять представление о добре и зле, о добром человек и добром поступке;
  • развивать умения различать доброе в окружающем через анализирование поступков героев литературных произведений;
  • воспитывать доброжелательность;

Адресность

Данное занятие апробировано. На занятии было 8 человек – разновозрастного состава 10-13 лет.

Формы работы

Занятие является комбинированным, в нем используются различные методы и приемы, такие как беседа, рассмотрение таблицы с правилами поведения, чтение притчи “Ветер и Солнце”, просмотр видеоэпизодов сказки “Морозко”, игры, разбор изречения, цитаты и пословицы, рисование силуэта.

Ожидаемый результат

  1. Закрепится представление о добре и зле, о добром человеке и добром поступке.
  2. Разовьётся умение различать доброе в окружающем.
  3. Воспитается доброжелательность.

Оценка эффективности занятий

Отслеживание результатов данного занятия возможно непосредственно на занятии посредством заданий на закрепление (чтение и обсуждение изречения К. Бови, притчи “Ветер и Солнце”, разбор пословиц).

По окончании работы по цепочке занятий предлагается также анкетирование или тестирование (задание “закончи предложение”), либо литературно-художественная композиция, сценическая постановка или другое, на усмотрение педагога.

Ход занятия и Приложения