Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Цель урока: используя интерактивные методы обучения, создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик будет вовлечен в процесс познания
Задачи урока:
Образовательная:
- Повторить понятия давление, единицы давления, давление в жидкости и газе, передача давления жидкостями и газами, закон Паскаля, расчет давления жидкости и газа на дно и стенки сосуда.
Развивающая:
- Формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, грамотно и логически последовательно излагать материал;
- Находить примеры применения знаний закона Паскаля в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы;
- Способствовать формированию информационной культуры.
Воспитательная:
- Воспитание аккуратности, умения слушать и быть услышанным;
- Способствовать формированию коммуникативной культуры.
Содержание урока
Этап№1. Организация начала урока.
Учитель настраивает учащихся на урок, акцентирует внимание учащихся на том, что они должны сделать на уроке. Учащиеся ставят цели.
Основные понятия: определение давления, давление в жидкостях и газах, закон Паскаля, зависимость давления от плотности жидкости и глубины погружения, атмосферное давление, сообщающиеся сосуды.
Формулы для расчета: расчет давления
жидкости на дно и стенки сосуда.
Измерительные приборы: жидкостный манометр,
барометр, металлический манометр.
Применение: сообщающиеся сосуды,
поршневой жидкостный насос, гидравлический
пресс.
Этап №2. Актуализация опорных знаний. Контроль усвоения материала.
Работа с интерактивной доской.
1. Показать с помощью маркера соответствие
физических величин, буквенных обозначений и
единиц измерения, давая определение. Слайд
№3
2. Открыть галерею (физика портреты ученых:
Архимеда, Паскаля, Аристотеля, Ньютона,
Торричелли, Галилея). Используя выделение и
функцию захват ответить на вопросы.
- Кто из ученых открыл выталкивающую силу и правило ее расчета? (Архимед).
- Кто открыл и исследовал ряд свойств жидкостей и газов, а опытами убедительно подтвердил существование атмосферного давления? (Паскаль).
- Кто изобрел ртутный барометр и объяснил его действие существованием атмосферного давления? (Торричелли).
Работа в программе “Живая физика” (исследовательская работа учащихся в группах, подготовленная ранее)
- Установить зависимость давления жидкости от
плотности жидкости.
- Установить зависимость давления от глубины
погружения.
Выполнение тестовых заданий с выбором ответа.
Имеются три одинаковых сосуда: первый наполнен водой, второй- ртутью, третий бензином. В каком из этих сосудов наибольшее давление на дно?
Подумай и ответь:
- Одинаково ли давление жидкостей на дно сосуда?
- Сравните вес жидкостей и давление на дно.
Решение задачи с помощью маркера.
- Одинаковое ли давление испытывают два
водолаза на дне залива?
- Определить давление воды на тело водолаза при
его погружении на глубину 20м в мягком скафандре. (200
кпа)
На слайде приведены два правильных и одно неправильное утверждение. Задача учащихся выбрать правильные утверждения, обосновать.
Как жидкости и газы передают оказываемое на них внешнее давление?
- Если из мелкокалиберной винтовки выстрелить в
варёное яйцо, то образуется отверстие. Если же
выстрелить в сырое яйцо, то оно разлетится. Как
объяснить это явление?
- Почему взрыв снаряда под водой губителен для
всех живущих в воде организмов?
- У костра можно видеть, как от горящих поленьев с
треском разлетаются искры. Почему отскакивают
искры? От каких дров искр больше?
Объясните работу гидравлических устройств. (Галерея интерактивной доски).
- Какой закон объясняет работу гидравлических машин? Ответ: закон Паскаля.
- Какой выигрыш в силе даёт машина изображенная на рисунке? F1 = 200 H, F2 = 2 000 H.
Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.
Учитель вместе с учениками делает обобщение повторенного материала.
Итоговое тестирование.
Каково давление внутри жидкости …
А. В условиях невесомости?
Б. На Земле?
- На разных уровнях давление одинаково.
- На разных уровнях давление разное.
- Давление отсутствует.
В. От какого условия давление жидкости на дно
1) Не зависит?
2) Зависит?
- От высоты столба.
- От массы жидкости.
- От объёма сосуда.
- От формы сосуда.
- От площади дна сосуда.
- От плотности жидкости.
Г. Как изменится давление на дно сосуда, если воду заменить ртутью той же высоты столба?
Д. В сосуд, частично заполненный водой, опущен деревянный брусок. Как изменится давление воды на дно сосуда?
Е. Давление газа на стенки сосуда
1) При уменьшении объёма;
2) Увеличении температуры …
- Увеличится.
- Уменьшится.
- Не изменится.
ОТВЕТЫ: А3; Б2; В12345; В216; Г1; Д1; Е11; Е21
Вы знаете, что…
А. Давление в жидкостях и газах передаётся во
все стороны без изменений;
Б. Давление на дно и стенки сосуда не зависит от
его формы;
В. Давление жидкости на дно сосуда зависит от
высоты столба, жидкости;
Г. Давление на стенки сосуда с ростом высоты
столба жидкости увеличивается;
Д. Величина давления зависит от плотности
жидкости.
Какими из приведённых ниже примеров Вы можете подтвердить эти особенности?
- Если в стеклянную трубку с резиновым дном наливать воду, то с ростом высоты столба жидкости плёнка будет прогибаться больше.
- Бумажный стаканчик из-под мороженного не разрывается, если налить воду, а если ртуть – рвётся.
- В верхних частях высоких водонапорных башен трубы имеют более тонкие стенки, чем водопроводные трубы внизу.
- Футбольная камера и мыльные пузыри принимают форму шаров.
- Дно ведра и кувшина испытывают одинаковое давление, если вода в них налита до одного уровня.
Ответы: А4; Б5; В1; Г3; Д2.
Слайд №18. Дополнительное задание.
Этап №3. Подведение итогов занятия.