Цель:
- Познакомить детей с опасностями, которые могут подстеречь их в уральском лесу, дать элементарные знания по избежанию этих опасностей.
- Развивать наблюдательность, мышление, речь.
- Воспитывать любовь и интерес к родной природе, стремление узнавать новое о родном крае.
Оборудование: электронное учебное пособие “Человек, природа, общество” - слайдовая презентация, учебник А.А.Плешакова “Мир вокруг нас” (2 класс 1-4, часть 2, стр. 32-33); физическая карта Челябинской области, набор открыток с изображением съедобных и ядовитых грибов, рисунок с изображением “Старичка-Лесовичка”, сигналки, плакаты с правилами поведения в лесу.
Ход урока
1. Оргмомент. Целевая установка. (Демонстрация слайда №1)
Учитель. Сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие в уголок уральского леса. Побываем в гостях у Лесовичка. Он проверит, как вы знаете и выполняете его добрые советы. Наш друг Лесовичок познакомит с опасностями, которые могут подстеречь вас в уральском лесу, научит избегать и преодолевать их.
Повторение.
У. Как называется край, где мы живем?
Д. Урал.
У. В какой части Урала мы живем?
Д. Мы живем на Южном Урале в горно-лесной
зоне.
У. Как называется наша область?
Д. Челябинская область. Она находится в
самом центре России.
У. Покажите нашу область на карте. Найдите
на карте областной город.
(Используется карта Челябинской области).
У. Какие леса у нас на Урале?
Д. Леса у нас смешанные.
У. Итак, ребята, давайте отправимся в уголок уральского леса. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и тайн. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и пауки, бабочки и стрекозы. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов!
- Итак, мы с вами в сказочном мире – уральском
лесу.
- Кто хозяин леса?
Д. Хозяин леса Старичок – Лесовичок.
(Вывешивается картинка с изображением Лесовичка).
У. Ребята, пропустит он нас в свое лесное царство только тогда, когда проверит, знаем ли мы с вами правила поведения в лесу. Давайте расскажем ему правила. (По ходу рассказов детей вывешиваются иллюстрации с изображением правил поведения в природе).
Д.
1. Не шуми в природе, в лесу ты не один.
(Старайтесь не шуметь, иначе лес испугается,
затаится и вы не узнаете ни одной его тайны).
2. В лесу не вытаптывай траву, а старайся ходить по
тропинке.
3. Не разоряй муравейники.
4. Не лови животных и птиц. Дом для животных – лес,
в неволе они жить не будут.
Игра “Назови дом для животных уральского леса”.
Ребята, я буду демонстрировать животных, а вы должны назвать их дом:
(Используются слайды № 2-3)
Белка………………………………….(гайно)
Бобр…………………………………..(хатка)
Заяц………………………………… (кустик)
Еж……………………………………(гнездо)
Медведь……………………………. (берлога зимой)
Лиса…………………………………(нора, сама не построит,
а выгонит сурков, барсуков)
Волк…………………………………(логово)
Барсук………………………………(нора)
5. Не рви цветы! Пусть они остаются в природе.
Из лекарственных растений собирай те, которых много в лесу. Часть растений оставляй лесу.
У. Какие лекарственные растения можно встретить в нашем лесу?
(Демонстрируются слайды № 4-5).
Д. Мать-и-мачеха. (Научное название этого растения “туссиляго”, от латинского “туссис” – кашель. Из листьев готовят лекарство от кашля).
Медуница. (Настой травы уменьшает
потоотделение, останавливает кровотечение.
Применяют при кожных сыпях).
Ландыш. (Применяют при заболевании сердца).
Ромашка. (Применяют при зубной
боли, бессоннице, обрабатывают гнойные раны,
полощут горло при ангине).
Клевер. (Обладает отхаркивающим,
мочегонным свойством. Измельченные листья
прикладывают к гнойным ранам).
У. Молодцы, ребята. Лесовичок благодарит вас за прекрасные ответы и приглашает в свое лесное царство.
3. Изучение нового.
У.
“Давай пройдемся медленно по лугу
И, здравствуй, скажем каждому цветку,
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать…”
У. Ребята, в уральском лесу нас могут подстерегать и опасности. Чтобы не случилось беды, опасайтесь ядовитых растений. Сегодня мы познакомимся с ядовитыми растениями, которые очень широко распространены в нашем уральском лесу.
(Демонстрация слайда №6).
У. Ребята приготовили сообщения о ядовитых растениях. Давайте их послушаем и познакомимся с этими растениями.
Волчье лыко.
Прутья волчьего лыка (или лесной дафны) усажены лиловато-розовыми цветками. По величине и форме они похожи на лиловую сирень, только розовее её. Цветков много, сидят они на корне прута: ни стебелёчка, ни веточки. Словно взял какой-то голый прут и налепил на него цветки. Красивое растение, а прозвали его волчьими ягодами. Почему так нехорошо назвали растение?
Прозвище дано не зря. Кора со стебля легко сдирается. Она очень ядовита. Если чуть лизнуть её изнанку, начинает жечь во рту и горле. Только смочил горький сок губы, и они распухают, вздуваются. Запачкал пальцы в соке, задел губу, и она может припухнуть. Цветки этого растения хорошо пахнут, но долго нюхать их нельзя: заболит голова.
В конце лета на стебле появятся несколько ярко-красных ягод. Их мало, так как насекомые опылят не все цветки. Эти ягоды ядовиты, а для детей могут быть и смертельны. Но птицы клюют их, так как не для всех птиц ядовито то же, что и для нас.
“…Неясно, отчего нигде не встречаются заросли этого растения. Существует мнение, что эти растения отравляют друг друга. Возможно. Ведь кустарник и впрямь растет в одиночку, на значительном расстоянии от своих родственников…”.
Вороний глаз.
“… Но вот подул ветерок, закачались травинки и вдруг…Что такое? Из глубины “травяного леса” глянул черный внимательный глазок. Глянул – и скрылся. Снова набежал ветерок – и опять показался черный глазок. Уж не прячется ли там кто-нибудь? Да, прячется. В траве, в обрамлении четырёх, заострённых на концах листочков притаилась чёрная крупная ягода. Это вороний глаз. Его ягода напоминает птичий глаз. Конечно, такого чёрного глаза ни у кого не бывает. У ворон они тоже не такие. А вот перья – чёрные. Вот и назвали ягоду за её форму – глазом, а за цвет – вороньим. Вороний глаз встречается часто. Его ягоды нельзя пробовать на вкус, так как они ядовиты.
У. Молодцы, ребята, вы настоящие знатоки уральского леса. Запомните эти растения и ни в коем случае не берите их в рот.
Физкультминутка.
У. Ребята, Старичок – Лесовичок приготовил нам загадку. Если вы отгадаете ее, то сами сможете определить, о какой следующей опасности пойдет речь. Итак, загадка:
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
У. Правильно вы определили. Это гриб. И следующая опасность, которая подстерегает нас в уральском лесу – это грибы. Среди грибов имеются очень опасные. У человека, съевшего такие грибы, наступает тяжелое отравление, нередки случаи смерти. Этих грибов надо опасаться и, в первую очередь, бледную поганку. (Показ открыток с изображением грибов съедобных и несъедобных в сопоставлении). Бледная поганка – это белый мухомор. Другие мухоморы – их несколько видов – тоже ядовиты.
Ложный белый гриб – его называют желчным грибом. На изломе мякоть настоящего белого гриба остается белой, а у ложного розовеет – это главное отличие, по которому вы можете отличить ложный белый гриб от настоящего.
Ложные опята от настоящих отличаются яркой окраской, нет кольца на ножке.
И у веселых лисичек есть двойник – ложная лисичка. У ложных лисичек края ровные, а у настоящих – вогнутые или гофрированные. Настоящие лисички желтые, а ложные – красно-оранжевые или медно-красные.
В нашем уральском лесу очень много грибов. Поэтому мы должны знать съедобные и несъедобные грибы. Сейчас мы с вами определим, кто из вас является настоящим грибником. Будьте очень внимательны и осторожны!
Игра “Будь осторожен”.
Класс делится на две команды. Используется набор открыток с изображением грибов. Первая команда выбирает съедобные грибы, а вторая команда – несъедобные.
Съедобные грибы | Несъедобные грибы |
Рыжик | Валуй |
Груздь | Опенок ложный |
Подосиновик | Свинушка |
Подберезовик | Мухомор красный |
Дождевик | Мухомор вонючий |
Сыроежка | Бледная поганка |
Белый гриб | Дождевик ложный |
Опенок | Лисичка ложная |
Масленок | |
Лисичка настоящая |
У. Давайте проверим, ребята, как мы справились с заданием. (Проверка осуществляется при помощи сигнальных карточек).
Молодцы, ребята, вы настоящие грибники. Лесовичок очень доволен и приглашает нас дальше в свое лесное царство. Ой, какая- то вывеска! Давайте все вместе прочитаем, что же там написано. (Дети читают хором надпись на вывеске):
“Не убивай змей, даже ядовитых, из яда получают лекарства”. Это, ребята, предупреждение о следующей опасности, с которой вы можете столкнуться в нашем лесу. В первом классе на уроках ознакомления с окружающим миром мы с вами говорили о том, какие змеи водятся у нас на Урале. Давайте вспомним, какие змеи встречаются у нас?
Д. У нас на Урале встречаются ужи, гадюки.
У. А что вы о них знаете? (Рассказы детей.
Учитель дополняет их ответы новыми сведениями.
Демонстрация слайдов № 7-8).
Гадюка обыкновенная – единственная ядовитая змея, распространенная в нашей области. Да, укус ее небезопасен. И в то же время гадюка не так страшна, как это часто представляют. Ведь многие убеждены: змея только тем и живет, что подкарауливает людей, только и ждет случая, чтоб вцепиться в кого-нибудь и впрыснуть ему в ногу или руку хорошую порцию яда. Ей так этого хочется, что она сама готова гоняться за человеком. На самом же деле змеи при встрече с людьми стараются поскорее спрятаться, уползти. И кусают они, только будучи рассерженными или в случае необходимой обороны. Это было известно давно.
Мало того, если гадюке случается встретиться с человеком, то и тогда она нападает далеко не сразу. Сначала шипит, делает ложные выпады, - предупреждает и как бы предлагает разойтись мирно. И стоит человеку отступить – гадюка немедленно уползает.
Гадюка обыкновенная может быть и серого, и бурого, и зеленого цвета, но обязательно имеет волнистую или зигзагообразную линию, проходящую вдоль всей спины. Это верный признак, по которому можно отличить ее от других змей. Гадюка обычно малоподвижна, кажется какой-то флегматичной, не любит ни жары, ни холода. Живет в лесах и лесостепях, по берегам водоемов, на болотах и лугах – в общем, всюду, где влага, где можно укрыться от зноя и холода. У гадюк есть собственная территория площадью от двух до четырех гектаров, на которой, как правило, эти змеи живут парами. Так называемые “змеиные очаги” - скопления змей, встречаются редко. Правда, на зимовку собираются в одной какой-нибудь пустующей норе или яме, глубиной как минимум в метра два, от нескольких штук, до нескольких десятков гадюк. В отличие от других хлоднокровных животных, которые часто массами гибнут в суровые зимы, гадюки почти всегда доживают до весны. И не только потому, что, собравшись в клубок, они, таким образом, в какой-то степени согревают друг друга, и не только потому, что свои зимние убежища они устраивают ниже зоны промерзания, но и потому, что очень хорошо чувствуют приближение холодов. Никогда похолодание даже временное не застанет их врасплох. В зимней спячке гадюки проводят примерно 180 дней и вылезают из убежищ ранней весной.
Основная пища молодых гадюк – насекомые. Взрослые питаются главным образом грызунами. Но насекомыми они тоже не пренебрегают.
Уж – безопасная змея. Средняя величина этой змеи примерно – метр, типичный цвет – бурый (хотя часто встречаются и темно-серый, черный), а по бокам ее изящной, четко очерченной головы хорошо видны характерные для ужей светло-желтые пятна. Впрочем, пятна могут быть и оранжевыми, и белыми, но все они окрашены спереди и сзади черными полосками, делающими их еще заметнее. Эти пятна как бы сигнал, как бы предупреждение: я – не ядовитый, я – не опасный. Но люди не обращают внимания на “сигналы” и, увидев обыкновенного ужа, как правило, стараются расправиться с ним. И. будто зная это, уж почувствовав опасность, стремится скорее уползти подальше. Если же это не удается, начинает пугать: свернется и, приподняв голову, время от времени выбрасывает ее вперед, в сторону противника, издавая громкое и грозное шипение. не подействует – попытается защититься резким неприятным запахом. Но если даже и это не произведет впечатления на врага, у ужа остается последнее средство: притвориться мертвым. А притворяться уж умеет. Глядишь – налицо все признаки смерти: открытый рот и заведенные глаза, высунутый, болтающийся язык и полная аморфность (бесформенная расплывчатость) всего тела. Но стоит опасности миновать, уж “оживает” и устремляется в воду, если она поблизости, или прячется под корень дерева, в норку грызуна, а то и в дупло – ужи ведь прекрасные древолазы.
Врагов у ужей много: хищные птицы, крысы, лисы, куницы, енотовидные собаки. А сам уж вовсе не так вреден, как иногда считают, - вопреки установившемуся мнению, он почти не поедает рыб. Конечно, он уничтожает лягушек и тритонов – животных полезных. Но ведь все в природе относительно.
Яйца ужи откладывают под опавшими листьями или в трухлявых пнях. Это – тоненькие мешочки, сквозь стенки которых видно, как бьется сердце будущей змейки. Яиц может быть и несколько штук, и несколько десятков. Они лежат отдельно друг от друга или соединены в цепочку, но всегда находятся в своеобразном инкубаторе, т.е. в таком месте, где тепло и влажно. Там через полтора – два месяца появятся маленькие ужата, сантиметров 15 длиной, которые сразу начнут вести активный образ жизни.
Живут ужи обычно у воды. Правда, если лето дождливое, они могут уползти и далеко от водоема. В конечном итоге для ужа главное не вода, а влажность.
У. Ребята, Лесовичок очень доволен вашими рассказами и приглашает нас продолжить путешествие в лесное царство. Отправляемся дальше по уральскому лесу. Снова вывеска: “Не разоряй гнезда жалящих насекомых”. Возможно, это следующая опасность, с которой мы можем встретиться в лесу.
У. Каких жалящих насекомых вы встречали в
нашем лесу?
Д. В наших лесах мы встречали пчелу, осу,
шмеля.
У. Правильно, ребята. Но еще есть
насекомые, которых называют шершни.
- А кто такие шершни? (Это самые крупные осы).
У. Рассмотрите в учебнике на странице 33 это насекомое. Часто поселяются шершни около пасек, ловят пчел и этим очень сильно вредят пчеловодству. Да и вообще насекомое это неприятное – укол его болезнен и может вызвать у человека сильное повышение температуры.
А теперь рассмотрите остальных жалящих насекомых, изображенных на рисунке.
У. Пчелы, которые живут в ульях, стали почти домашними животными. А в природе одиночные пчелы. Пчелы эти прекрасные опылители, заботливые родители, обеспечивающие свое потомство и едой, и жильем. Укус пчелы вызывает у человека жгучую опухоль.
Осы живут большими семьями в гнезде, которое строят сами. Я думаю, вряд ли найдутся желающие разрушить это гнездо – ведь осы немедленно встанут на защиту своего жилища. Поэтому держитесь подальше от гнезд жалящих насекомых.
У. Ребята, в какой зоне Урала мы живем?
Д. Мы живем в горно-лесной зоне.
У. Живописна природа уральского края.
Большая часть зоны ( 90%) лежит в горах. У нас очень
много горных хребтов. Таганайский горный узел
расположен на территории национального парка “
Таганай”. Этот парк находится на
административной территории нашего Кусинского
района и является едва ли не самым красивым на
Южном Урале.
(Демонстрация слайдов № 9-11)
У. Недалеко от нашего поселка находится скалистая гора, которая называется “ Лягушка” (высота 656м). У подножия горы заболоченная низина. Название по всей вероятности, происходит от характерных очертаний одной из скал на вершине горы.
У. Протопоп – гора, которая находится в 2 км к востоку от нашего поселка. Высота 807м. Находится на территории национального парка “Таганай”. На горе Протопоп очень много опасных зон – обвалившиеся шахты, разрезы, которые огорожены проволокой и имеется надпись “ Опасная зона”, поэтому в этих местах уральского леса надо быть особенно осторожными.
4. Закрепление нового материала.
Выполнение заданий №1 и №2 в тетради по
окружающему миру А.А. Плешакова, стр. 31
5. Домашнее задание.
6. Итог урока.
У. Вот и закончилось наше путешествие по уральскому лесу. Что вам хочется сказать на прощание Старичку – Лесовичку?
С какими лесными опасностями вас познакомил Старичок – Лесовичок? Как избегать эти опасности?