Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.
- Сформировать знания о нормах и правилах поведения в природе.
- Развивать познавательный интерес, внимание, мышление, воспитывать уважение и любовь к природе.
Оборудование:
Карта природных зон, глобус, рисунки животных, растений леса, в том числе редких, запись голосов птиц, музыка (Музыка счастья для детей и родителей).
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит запись “Голоса птиц”.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
2. Проверка знаний и умений.
– По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем уроке?
– Покажите на карте лесную зону и расскажите, что вы о ней узнали.
– Какие части можно выделить в лесной зоне?
Конкурс рисунков: “Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес”. (Рассказы о каждой части леса).
– Блиц– турнир “Я узнаю лес” (Игра “Да– нет”).
а) лесная зона расположена к северу от зоны тундры;
б) природная зона лесов состоит из трех частей;
в) тайга– это хвойные леса;
г) самую большую территорию занимают широколиственные леса;
д) дуб является символом России;
е) растительный мир лесов богат и разнообразен;
ж) лесным исполином называют лося;
з) лиственница круглый год с иголками.
3. Сообщение темы и цели урока.
– Вы не замечали такую характерную особенность нашего времени: многие сейчас разбираются в музыке, в живописи, знают имена художников эпохи Возрождения и ... не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить клен от каштана, кедр от пихты?
Смотрю на глобус– шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой.
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус– шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
“Я сберегу вас, сберегу!”
– Почему шар земной, природа взывает о помощи?
– А кто должен оберегать лес?
Сегодня речь пойдет о значении леса в жизни людей и о том, как сохранить удивительный мир растений и животных.
4. Работа над новой темой.
- Дети, как вы понимаете слова поэта П. Гвездослава?
“Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал мотылька, и
Он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем”.
- Давайте подумаем, чем является лес для человека?
- Что нас радует в природе? (ответы учащихся)
- Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться обращаться с природой.
Отрывок из рассказа Ю. Дмитриева “Один художник решил нарисовать лес” (на фоне фонограммы).
- Что такое лес?– размышлял он. – Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено нарисовал старичка– лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы. – Это не лес!– послышался голос старичка– лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
– Насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья. Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды – не унимался старичок– лесовичок. Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу!
– Нет, – сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это лес!– сказал старичок и исчез.
Ведь прячутся в нем тысячи жителей. И все они и есть лес.
– Что делают в лесу растения? Чем для них является лес? Для кого еще лес является домом?
– Наша природа– настоящее сокровище. Ценнейшими свойствами обладают растения. Просто мы не всегда знаем о “чудодейственных” свойствах самых обыкновенных трав и веточек. Из одних можно приготовить салаты, гарниры, из других изготавливают стойкие красители, а есть и такие, которые лечат нас от различных недугов.
Много трав растет полезных
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
– Кто знает, что такое Красная книга природы?
– А какие растения можно использовать для заживления ран? (подорожник, чистотел, тысячелистник).
– А какие растения могут помочь при простуде? (малина, медуница, ромашка лекарственная, мать-и-мачеха).
– Лес– это аптека, (открывается еще одна карточка)
– Знаете, что собирать можно только те растения, которых в нашей местности много?
– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (пол, окно, парта, стол и т.д.)
– А что у вас на столах изготовлено из дерева? (карандаш, линейка, тетрадь, книга) Значит лес– это источник древесины.
– Как много значений у леса.
А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе?
5. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
Чтобы река и ручьи не мутнели, Рыбы резвились, и птицы бы пели, Зелень от солнца в жару бы спасала, Каждому правила знать не мешало.
– Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовые пакеты– 20 лет, стекло– 1000 лет.
– Да, ребята, природа наша терпелива, она многое прощает, но и взывает о нашей помощи: Защити!
(Прокомментировать запрещающие знаки).
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не рви в лесу, на лугу цветов. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много.
- Не сбивай грибы, даже несъедобные.
- Не разоряй муравейники.
- Не лови диких животных и не уноси их домой.
- Не разоряй птичьи гнезда.
– Какие знаки вы бы нарисовали сами. (Под музыку дети рисуют).
– Ребята сделайте вывод о взаимосвязи леса и человека.