Цели урока:
Образовательные:
- Сформировать представление об истории освоения и экономического развития территории региона.
- Познакомить учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природы, сформировать знания о географических понятиях: “анклав”, “полуанклав”, “СЭЗ”.
Развивающие:
- Способствовать формированию информационной культуры учащихся.
- Формировать умение работать с разными источниками географической информации.
- Анализировать собранную информацию, логически доказывать выдвинутое предположение.
- Развивать географическое мышление школьников. Формировать их картографическую грамотность.
Воспитательные:
- Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине.
- Развивать коммуникативную деятельность.
Оборудование: экономическая карта России, атласы, у каждого ученика план изучения ЭГП и план практической работы, бланк практической работы, учебник, тетрадь, украшения из янтаря, картины украшенные янтарем, компьютерные презентации учащихся, обзор-выставка по Северо-западу России, видеофильм “Царское село”, компьютер.
Ход урока
1. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с “Северо-западным экономическим районом России”.
Цели урока:
- Определить особенности ЭГП района, изучить специализацию его;
- Дать представление о проблемах Санкт-Петербурга;
- Дать понятие о СЭЗ, анклаве и полуанклаве;
- Развивать умение работать с экономическими картами.
Учитель: Пользуясь атласом (с.39)
скажите какие области входят в состав
Северо-Западного экономического района?
Ученики: Ленинградская обл., Псковская
обл., Новгородская обл., Калининградская обл.
(показать на карте).
Учитель: Что вы можете сказать о площади
этого района?
Ученики: Это самый маленький по площади
экономический район.
Учитель: Где проживает основная часть
населения?
Ученики: В Санкт-Петербурге.
Учитель: А теперь по плану рассмотрим
ЭГП Северо-западного экономического района (план
у каждого ученика на парте).
План.
- Приморское положение.
- Выход в море.
- Соседние экономические районы.
- Пограничное положение.
- Транспортное значение.
Ответы учеников:
- Район имеет приморское положение, он омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет морские порты Санкт-Петербург и Калининград. После распада СССР роль порта Санкт-Петербурга возросла, т.к. Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии, Латвии, Литвы. И остались два порта Санкт-Петербург и Калининград (показать на карте).
- Через систему каналов имеет выход в Волгу и в Белое море (показать точно через какие каналы и назвать их).
- Соседи района – Северный (Европейский север) и Центральный районы (показать на карте).
- Район имеет приграничное положение – он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, а Калининградская область с Литвой и Польшей (показать на карте).
- По территории района проходят железнодорожные и автомобильные дороги. Они расходятся от Санкт-Петербурга веером во все соседние территории.
Учитель: ЭГП района менялось. Район был рано заселен, т.к. находился на торговом пути “Из варяг в греки”. Здесь находятся древнерусские города: Новгород (Великий Новгород), Псков, Великие Луки, Старая Русса.
В начале 17 в. выход в Балтийское море был закрыт шведами и только после победы в войне со шведами выход на Балтику был возвращен России.
- А теперь рассмотрим специализацию основной
территории Северо-запада, а потом отдельно
разберем Калининградскую область.
- По атласу (с.39) определите ресурсную базу
экономики Северо-запада. Скажите, а достаточно ли
здесь природных ресурсов?
Ученики: Нет.
Учитель: А что здесь добывают?
Ученики: Горючие сланцы, фосфориты,
алюминиевые руды.
Учитель: А кроме полезных ископаемых
есть еще природные ресурсы?
Ученики: Водные – самые крупные
Ладожское и Онежское озера и многоводные реки.
Учитель: Это тоже природные ресурсы, но
здесь еще встречаются лесные и рекреационные
ресурсы.
- Какая ведущая отрасль по вашему мнению является ведущей в Санкт-Петербурге?
Ученики: Машиностроение:
судостроение и военное производство станков
(артиллерийское оружие, танки, спутники, турбины
и генераторы электростанций).
Учитель: Достаточно ли своих природных
ресурсов, чтобы развивать свою энергию и металл и
если недостаточно, то откуда их берет
Санкт-Петербург? (атлас).
Ученики: Энергия Ленинградской АЭС и
Волховской ГЭС, а металл поставляет Череповецкий
металлургический комбинат, которые выпускают
большей частью военную продукцию.
Учитель: Санкт-Петербург – самый северный из крупнейших городов мира. Построенный в устье Невы и Финского залива, на стыке морского и речного пути. Санкт-Петербург является вторым после Москвы промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры. Структура Санкт-Петербурга не могла получить радиально-кольцевой характер, как у Москвы, кольца не замыкаются – они упираются в Финский залив. Поэтому в Санкт-Петербурге сформировалась радиально-дуговая структура.
(Показ презентаций учащихся и показ выставки-обзора по Северо-западу России. Приложение1).
Учитель: Санкт-Петербург имеет проблемы и перспективы его развития.
- Какие?
1. Наводнения – одна из важных проблем города, чаще случающиеся осенью из-за нагонных явлений. Вода затопляет улицы, первые этажи домов Санкт-Петербурга. Для защиты от наводнения была построена дамба высотой 6-7 метров над уровнем моря. Дамба не дает водам Финского залива подниматься к Неве.
2. Следующая проблема конверсия.
- Что такое конверсия?
Ученики: Это переход с военного производства на гражданское.
Учитель: Для предприятий Санкт-Петербурга, которые выпускают большей частью военную продукцию, остро стоит проблема конверсии, Город должен перестроить структуру своей промышленности.
3. Необходимо улучшить экологическую ситуацию: уменьшить уровень сбросов промышленных вод в Финский залив, Ладожское озеро.
4. Реконструкция – Санкт-Петербург имеет многочисленные памятники архитектуры, большинству из которых более 200 лет. Необходима реконструкция, восстановление уникальных зданий, дворцов города и его пригородов.
Учитель: А кто был в Санкт-Петербурге и его пригородах?
Я тоже мечтаю там побывать! И у нас с вами есть такая возможность. Сейчас мы отправимся на экскурсию в Царское село, которое является пригородом Санкт-Петербурга.
(Просмотр фильма “Царское село”, 3 мин, Приложение2)
Учитель: Калининградская область
стала анклавом в России. Давайте вспомним, что
такое анклав?
Ученики: Это часть территории страны,
окруженная со всех сторон территорией других
государств.
Учитель: Но Калининградская область с
одной стороны омывается Балтийским морем. А если
анклав имеет морской берег его называют
полуанклав.
- Калининградская область является еще и Свободной Экономической Зоной (СЭЗ) – Что это такое?
Ученики: Это самостоятельные территориально-географические анклавы, полуанклавы, обособленные от остальной территории страны. СЭЗ представляются льготы (таможенные, налоговые) для привлечения иностранного капитала с целью организации производств с новейшими технологиями.
Ученики: СЭЗ Калининградской области называется “Янтарь”.
- Почему? Посмотрите в атласе.
Ученики: Потому что там добывают
янтарь.
Учитель: В области находится
единственный в мире карьер по добыче янтаря.
Ежегодно здесь добывается более 1000 т янтаря. Из
прозрачных экземпляров этой окаменевшей древней
смолы деревьев изготавливают ювелирные
украшения
(Показать картины украшенные янтарем, ювелирные изделия из янтаря).
Особо ценные экземпляры с древними насекомыми, застывшими внутри янтаря. Крошки янтаря используют как удобрение.
- Какие отрасли промышленности являются главными в области.
Ученики:
- Машиностроение (судостроение, судоремонт).
- Рыбная (лов и переработка рыбы)
- Целлюлозно-бумажная (на древесине привозной с
Севера России)
- Легкая.
Практическая работа
“Сравнение ЭГП и планировки двух столиц:
Москвы и Санкт-Петербурга”.
План.
- Географическое положение.
- Положение окраинное, центральное.
- Положение приморское, сухопутное.
- Транспортное положение.
- Положение на реке.
- Планировка города.
- Год основания и кем основан.
(Работа выполняется по вариантам: 1 вариант (слабые ученики) – они работают по пройденному материалу и дают характеристику по плану г. Москвы. (атлас с. 34-35) 2вариант (сильные ученики) – они работают по новому материалу и дают характеристику г. Санкт-Петербург (атлас с.38-39), Для выполнения практической работы каждому ученику выдается бланк. Приложение4)
(После окончании работы на экране по очереди высвечиваются правильные ответы и ученики самостоятельно проверяют свою работу).
Москва | Санкт-Петербург |
1. Расположена в центре европейской части России. | 1. Находится на северо-западе европейской части России. |
2. Центральное положение. | 2. Центральное положение. |
3. Сухопутное положение. | 3. Приморское положении, на берегу Финского залива. |
4. Крупнейший транспортный узел от города расходятся много автомобильных и железных дорог, авиалинии. | 4. Крупнейший транспортный узел, от города расходятся веером автомобильные и железнодорожные магистрали. Это город порт. |
5. Находится на реке Москве. Через реки и каналы (им. Москвы, Волго-Донской, Волго-балтийский и Беломоро-Балтийский) имеет выход в 5 морей: Азовское, Черное, Каспийское, Белое, Балтийское. | 5. Находится в устье реки Невы. Через судоходную Неву и Волго-Балтийский канал имеет выход в Белое море, в Волгу. |
6. Радиально-кольцевая. | 6. Радиально-дуговая. |
7. Год основания 1147г. – Юрий Долгорукий. | 7. Год основания 1703г. Петр 1. |
(В конце практической работы сделать вывод).
(На экране).
Балловая шкала.
“5” – за 7 правильных ответов;
“4” – за 6-5 правильных ответов;
“3” – за 4-3 правильных ответа;
“2” – за 2-0 правильных ответов.
(Каждый ученик по балловой шкале ставит себе оценку).
(Для выполнения практической работы каждому ученику выдается бланк).
Закрепление:
- Какие области входят в состав Северо-запада России (Ленинградская, Псковская. Новгородская, Калининградская).
- Назовите ведущую отрасль промышленности Санкт-Петербурга (Машиностроение: судостроение, энергетическое машиностроение. Особенно высока доля продукции: боевые корабли, танки, самоходные орудия).
- В чем отличие пригородных районов Санкт-Петербурга и Москвы (Пригороды Санкт-Петербурга – это бывшие царские резиденции, ныне дворцово-парковые города. Пригороды Москвы – это технополисы и промышленности города.
- Назовите достопримечательности Санкт-Петербурга. (Эрмитраж, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, мосты, Зимний дворец, Крейсер “Аврора”, Смольный и др.)
Домашнее задание: § 46 (высвечивается на экране).
Урок окончен.