Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Рисуем весну"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • Дать представления о характерных признаках весны в живой и неживой природе. Показать связь между изменениями в неживой природе и живой природе.
  • Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  • Воспитывать интерес и любовь к природе.

Оборудование: предметные картинки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

2. Введение в тему урока.

- Послушайте стихотворение А.А.Фета и скажите, о каком времени года в нем говориться?

Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лёд.
Солнце тёплое ходит высоко,
И душистого ландыша ждет.

(Весна).

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне, какие признаки весны автор назвал? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше, цветение ландыша).

3. Изменения в неживой природе.

- Представьте что доска – это наш альбомный лист, на котором мы изобразим , как меняется природа весной.
- Перечислите название весенних месяцев.(вывешиваю таблички)
- Какой по счету месяц сейчас?
- Это значит середина весны.
- Послушаете загадки о весенних месяцах и скажите, о каком из них идет речь.

Дует теплый южный ветер
Солнышко все ярче светит
Снег худеет, мякнет, тает
Грач горластый прилетает
Что за месяц, кто узнает?

- Слово “март” не русское. Оно пришло к нам из Византии. Март –первый месяц весны назван так по имени бога войны-Марса. Наши предки называли его “протальником”. В этом месяце сыреет снег под ногами. В тени еще зима, а на солнышке-капель. Потому еще март называют “капельником”.

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришел?

Считают, что название свое апрель получил от латинского слова “аперире” – открывать. В этом месяце земля открывается, появляются ростки, лопаются почки на деревьях. Наши предки называли его “снегогоном”, “солнечником”. За непостоянство погоды, ее изменчивых характер имеет апрель и другие названия – “обманщик”, “плут”, “капризник”.

Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это?

Месяц май назван в честь богини гор-Майи, дочери Зевса. Майя-мать, кормилица, богиня плодородия и внешнего обновления земли. Наши предки называли его “травником”, “птичьим пересвистом”.

- Итак. все перечисленные признаки нам надо изобразить в нашей картине. Начнем с неживой природы. В первую очередь нарисуем солнце.
- Какое оно весной? (яркое, греет сильнее, выше поднимается, прибавляется день)
- Посмотрите на эти два солнышка, какое мы возьмем для нашей картины?

Это – бледное, или это- яркое, горячее? (крепим солнышко на доску)

- Одинаково ли солнышко греет весной во все весенние месяцы?
- Какой месяц самый холодный? Самый теплый?
- Теперь нарисуем небо. Какое оно весной? (голубое, высокое, светлое, плывут легкие облака, вывешиваю небо)
- Какие осадки выпадают весной? (в марте-снег, а апреле – снег и дождь, в мае- дожди, прикрепляю снежинки и капельки дождя)
- Бывают ли грозы весной? Когда? (вывешиваю молнию)
- Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева, как он описывает первую грозу.

Люблю грозу в начале мая.
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые
Вот дождик брызнул пыль летит
Повисли перлы дождевые
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам
И гам лесной и шум нагорный
Все вторит весело громам.

- А что происходит со снегом весной? (становится теплее и снег тает, появляются первые проталины)
- Вот и на нашей картине сугроб с первой проталиной.
- Что происходит с водоемами? (лед темнеет покрывается трещинами, тает, начинается ледоход)
- В это время очень опасно находится на льду. Он может надломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.
- На нашей реке уже тронулся лед? А в какое время это произойдет?

4. Живая природа.

- Скажите ребята ,что происходит с деревьями и кустарниками весной? (набухают почки, появляются сережки, листочки, меняется цвет коры у хвойных деревьев, вывешиваю картинки деревьев)
- Что происходит с травянистыми растениями? (появляется молодая травка, растения начинают цвести)
- Обычно раннецветущие растения называют подснежниками. Почему?
- Вот и у нас на проталинки появился подснежник. В народе подснежники называют “снежные цветы”, зацветает он с первыми теплыми весенними лучами, когда чуть подтает снег.
- К раннецветущим растения относят и другие .

Едва в апреле снег растает
На склонах или вдоль дорог
А весна уж примеряет
Из мать-и-мачехи венок.

Мать-и-мечеха многолетнее растение высотой до 25см. Цветет ренней весной до появления листьев. Когда отцветает появляются листья. Сверху зеленые, снизу-беловойлочные. Нижняя сторона мягкая, теплая, верхняя- холодная, жесткая. Это растение распространено почти на всей территории России. Растет на сырых берегах рек, оврагов, на холмах, канавах и обочинах дорог.

- Свое название это растение получило за листья: верхняя сторона холодная, как злая мачеха из сказки, нижняя -теплая как мать родная.

Медуница – лесное растение с шершавыми листьями. В самую красивую пору медуница вступает ранней весной, когда покрывается множеством цветков. Медуница ценится за свою красоту, раннее цветение и прекрасные медоносные качества.

- А это растение получило свое название за то, что является любимым цветком пчел.
- Меняется весной и жизнь насекомых. Прочитайте текст, который у вас на парте, и скажит, какие насекомые первые встречают весну.

Вот наступила весна. Только пригрело солнышко, а муравьи уже начинают работу. Хлопочут, несут веточки и сухие листики к муравейнику.

Над первыми цветами порхают разноцветные бабочки и жужжат пчелы.

- И так, какие насекомые встречают весну? (вывешиваю на доску)
- Вносит весна свои изменения и в жизнь животных. Как изменяется жизнь птиц с приходом весны? (прилетают перелетные птицы, строят и ремонтируют гнезда, откладывают яйца)
- Отгадайте загадки и скажите когда прилетают эти птицы?

Всех перелетных птиц черней
Чисти он пашню от червей
Взад вперед он пашне вскачь
А зовется птица….

- Грачи прилетают в марте. (вывешиваю картинку)

Прилетел к нам на конец
Лучший наш певец
Дни и ночи напролет – он поет.

(Соловей).

- Середина мая.

Прилетает к нам с теплом
Путь проделав длинный
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

(Ласточка).

- Возвращаются ласточки в конце мая.
- С прилетом птиц в лесу становится веселее.
- Но находясь в лесу нельзя тревожить птиц. Иначе они могут покинуть гнездо, нельзя трогать яйца руками, разорять гнезда.
- Как встречают весну звери? (просыпаются от зимнего сна, у многих животных появляются детеныши)
- Сейчас мы немного отдохнем и побудем в роли веселых медвежат, сделаем физминутку.
- Послушайте, что расскажут ребята о некоторых животных.

Ёжик – колючий. Это все сразу запоминают. У взрослого еже бывает до 16 тысяч иголок. Взрослый еж весит килограмм, длина его тела 30см. На зиму ежи залегают в спячку до марта месяца. Проснувшись весной, еж начинает сразу жадно поедать насекомых, слизней, мышей.

Барсук довольно крупный зверь до 90 см с серебристой щетиной. Этот зверь очень осторожен. Охотится он ночью. Зиму барсуки проводят в своих норах, где спят до весны. Выйдя весной он сразу принимается за дело. Во-первых, надо поесть как следует, во-вторых, сменить подстилку или вырыть новую нору.

Медведь обитатель лесов. Живет в местах глухих с буреломом, болотами и водоемами.

Днем он скрывается и только ночью выходит на поиски корма. Питается ягодами, кореньями, насекомыми, мелкими грызунами. При случаи нападает и на лосей, диких кабанов, оленей, коров и лошадей. С виду медведь неуклюж, а в действительности очень быстро бегает, влезает на деревья и плавает. Проснувшись, весной он сразу начинает усиленно питаться, накапливать жир.

Послушайте диалог двух жителей леса на поляна ранней весной.

- Всем ты еж хорош и пригож. Да вот колючки тебе не к лицу.
- А что лиса я с колючками некрасивый что ли?
- Да не то чтобы некрасивый.
- Может я с колючками неуклюжий?
- Да не то чтобы неуклюжий.
- Так какой же я с колючками?
- Да какой то ты брат с ними несъедобный!!!

Вот так ребята, хитрая лиса не страшна ёжику.

5. Рефлексия и итог.

- Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Мы отобразили все признаки весны.
- Спасибо вам за урок. В память о нем я подарю вам это весеннее солнышко.