Цели курса:
- Формировать более глубокие представления о правах ребенка;
- Выработать умения выносить аргументированные суждения;
- Обрести навыки принятия самостоятельных правовых решений.
Задачи:
- Помочь ученику определиться с будущим профилем обучения на 3 ступени;
- Создание основы для дальнейшего изучения права в старшей школе;
- Помочь ученику социально адаптироваться в современных условиях.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащийся должен знать:
- Особенности прав несовершеннолетних;
- Способы их защиты;
- Организации, призванные защищать права ребенка.
Учащийся должен уметь:
- Формировать и аргументировать свою позицию по праву;
- Защищать свои права;
- Принимать решение и мотивировать его.
Занятия по программе в основном строятся на интерактивных методах обучения, что позволяет создать в классе “ткань права”, основанную на сотрудничестве, отрабатывать навыки коммуникации, совместной работы и решения проблем. Учитель выступает организатором процесса усвоения, а не источником информации.
Для того, чтобы использовать интерактивные методы и практико-ориентированный подход, программа предусматривает опережающие задания для учеников, которые они могут решать, лишь прочитав и проработав материал соответствующей беседы.
Ожидаемый результат:
Одновременно с углублением знаний о правах подростка учащиеся научаться работать с нормативными документами, принимать решение и мотивировать его, формировать и аргументировать свою позицию по праву, вести дискуссии, анализировать публикации в средствах массовой информации. На занятиях курса учащиеся должны приобрести опыт погружения в правовые проблемы и определения вариантов их разрешения, научиться выполнять некоторые процессуальные действия.
В конце курса будет проводиться урок-игра в форме “Брейн-ринг”, который покажет, насколько дети усвоили материал, появился ли интерес к изучению права и социально-экономического блока.
Содержание изучаемого курса
I блок. Что такое права человека? | Количество часов |
Введение. | 1 |
Знакомимся с правом. | 1 |
Что такое права человека? | 1 |
Основные принципы прав человека. | 1 |
Личные права и свободы человека. | 1 |
II блок. Мои права. | |
Я и мои права. | 1 |
Конвенция о правах ребенка. | 2 |
Конвенция о правах ребенка. Выполнение государством своих обязательств по защите детства. | 2 |
Права несовершеннолетних и их значение. | 1 |
Права несовершеннолетних. | 1 |
Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. | 1 |
Право на образование и школу. | 1 |
Трудоустройство несовершеннолетних. | 2 |
Урок – игра “Имею право”. | 1 |
ИТОГО. | 17 |
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Цели | Основное содержание | Основные понятия урока | Форма занятия |
1 | Введение. | Ознакомление с целями курса, создание мотивации для учащихся. | Поведение людей . Чем оно регулируется? | Право, политика. | Лекция. |
2 | Знакомимся с правом. | Дать общее представление о том, что такое “право” и каково его значение в жизни общества, развивать логическое мышление, воспитать уважение мнение других. | Право в системе социальных норм. Что рассказывает юриспруденция о праве? |
Мораль, этика, право. | Деловая игра. |
3 | Что такое права человека? | Создать представление о том, что такое
права человека, познакомить с основными
документами о правах человека; Развить аналитическое мышление; воспитать на примерах чувства толерантности и гордость за нашу республику. |
Знакомство с понятием “права
человека”. Зачем нужно изучать права человека. Всеобщая декларация прав человека. |
Конвенция, пакт, права человека, права ребенка, геноцид, Всеобщая декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка. | Эвристическая беседа с играми. |
4 | Основные принципы прав человека. | Познакомить учащихся с основными принципами, закрепленными в международных документах; воспитать чувство личного достоинство; развивать логическое мышление. | Основные принципы прав человека. Международный пакт о гражданских и политических правах. |
Достоинство, права, свобода, равенство, терпимость, толерантность. | Урок защиты позиции. |
5 | Личные права и свободы человека. | Раскрыть содержание личных прав и свобод граждан, формировать навыки самостоятельной работы с документами; воспитать чувство защищенности граждан. | Международный пакт об экономических, культурных, социальных правах, конституция РФ о правах, Конвенция о правах ребенка. | Всеобщая декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка. | Урок с элементами с/ст. работы. |
6 | Я и мои права. | Обобщить и актуализировать приобретенные теоретические знания о содержание международных документов о правах человека; формировать логику мышления, воспитать толерантное отношение к другим. | Конвенция о правах ребенка, отражение прав ребенка и человека в периодической печати. | Ответственность, конвенция, права. | Урок-практикум. |
7-8 | Конвенция о правах ребенка. | Дать общее представление о правах ребенка; формировать умение рассуждать, делать выводы; воспитать чувство коллективизма. | Всеобщая декларация прав человека и гражданина о правах ребенка, Закон РФ “об основных гарантиях прав ребенка в РФ”. | Конвенция, права ребенка, Всеобщая декларация прав человека, права и обязанности. | Урок-практикум. |
9-10 | Конвенция о правах ребенка. Выполнение государством своих обязательств по защите детства. | Систематизировать знания учащихся об основных правах и свободах ребенка закрепленных в Конвенции о правах ребенка; Воспитать чувство коллективизма на основе общей работы; формировать умение логической мыслить. | Кто такой ребенок Семейный кодекс о правах и обязанностях ребенка, Гражданский кодекс о правах ребенка. | Защита, гарантия прав детей, конвенция, принципы конвенции. | Урок-практикум. |
11 | Права несовершеннолетних. | Повысить уровень правовой культуры учащихся; формировать и способствовать профессиональному самоопределению; научить их уважать законы и отстаивать свои права. | Разминка. Заморочка. Ты мне-я тебе. Юридическая консультация. Синквенй. |
Семейный кодекс, трудовой кодекс, закон об образовании, уголовный кодекс. | Урок-соревнование. |
12-13 | Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. | Сформировать представление о правоспособности и дееспособности; показать практическую применимость указанных выше понятий. | Дискуссия о правах человека Правоспособность – что это? Обязанности человека. |
Правоспособность, дееспособность. | Урок-дискуссия. |
14 | Право на образование и школу. | Актуализировать знания учащихся о праве на образования; развивать навыки работы в группе. | Право ребенка на образование Устав школы. |
Устав образовательного учреждения. | Урок-практикум. |
15-16 | Трудоустройство несовершеннолетних. | Познакомить с особенностями трудоустройства, трудовой деятельности и увольнения несовершеннолетних. | Трудовой договор , трудовая книжка, увольнение , обязанности и права сторон, труд. дисциплина | Трудовой договор , трудовая книжка, увольнение. | Ролевая игра. |
17 | Итоговый урок “Имею Право”. | Повторить, углубить и закрепить знания, полученные по курсу; воспитать чувство ответственности за свой выбор. | Разминка. Имею право. Знания. Заморочка. Ролевая ситуация. |
Права ребенка, обязанности ребенка. | Урок-игра. |
Итого: 17 часов. |
Литература для учителя:
- Аминов Р.Ф. Основы правоведения. К. Магариф. 1999
- Аминов Р.Ф. Хрестоматия по правоведению. Казань. Магариф, 2000
- Всеобщая Декларация прав человека и гражданина.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. М. Эксмо. 2007
- Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”
- Закон Республики Татарстан “Об образовании”
- Закон Российской Федерации “Об образовании” Спб, Весь, 2008
- Кодексы и законы Российской Федерации. Спб, Весь, 2008
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция Республики Татарстан. Казань. Хатер. 2007
- Конституция Российской Федерации. М.., Дрофа. 2008
- Мушинский В.О. Основы правоведения. М. просвещение.1998
- Никитин А.Р. Правоведение.10-11 кл. М. Просвещение. 2007
- Основы правовых знаний. Книга 1 М., 1999
- Основы правовых знаний. Книга 2 М., 1999
- Певцова Е.А. Основы правовой культуры. М. 2007
- Преподавание истории и обществознания в школе. №5 2007
- Преподавание истории и обществознания в школе. №9 2007
- Семейный кодекс Российской Федерации. М, ОМЕГА-Л, 2009
- Трудовой кодекс Российской Федерации. М., Эксмо. 2007
- Уголовный кодекс Российской Федерации. М., ОМЕГА-Л,2005
- Устав школы
- Основы правовых знаний. СД. Просвещение
- http//www.ychitel.ru
- http//www. edu.rin.ru
- http//www.ilpp.ru
Литература для учащихся:
- Аминов Р.Ф. Основы правоведения. К. Магариф. 1999
- Аминов Р.Ф. Хрестоматия по правоведению. Казань. Магариф, 2000
- Всеобщая Декларация прав человека и гражданина
- Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция Республики Татарстан. Казань. Хатер. 2007
- Конституция Российской Федерации. М.., Дрофа. 2008
- Мушинский В.О. Основы правоведения. М. просвещение.1998
- Никитин А.Р. Правоведение.10-11 кл. М. Просвещение. 2007
- Устав школы
- Основы правовых знаний. СД. Просвещение
- http//www.ychitel.ru
- http//www. edu.rin.ru
- http//www.ilpp.ru