Курс по выбору для 9-х классов по праву "Я и мои права"

Разделы: История и обществознание


Цели курса:

  • Формировать более глубокие представления о правах ребенка;
  • Выработать умения выносить аргументированные суждения;
  • Обрести навыки принятия самостоятельных правовых решений.

Задачи:

  • Помочь ученику определиться с будущим профилем обучения на 3 ступени;
  • Создание основы для дальнейшего изучения права в старшей школе;
  • Помочь ученику социально адаптироваться в современных условиях.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащийся должен знать:

  • Особенности прав несовершеннолетних;
  • Способы их защиты;
  • Организации, призванные защищать права ребенка.

Учащийся должен уметь:

  • Формировать и аргументировать свою позицию по праву;
  • Защищать свои права;
  • Принимать решение и мотивировать его.

Занятия по программе в основном строятся на интерактивных методах обучения, что позволяет создать в классе “ткань права”, основанную на сотрудничестве, отрабатывать навыки коммуникации, совместной работы и решения проблем. Учитель выступает организатором процесса усвоения, а не источником информации.

Для того, чтобы использовать интерактивные методы и практико-ориентированный подход, программа предусматривает опережающие задания для учеников, которые они могут решать, лишь прочитав и проработав материал соответствующей беседы.

Ожидаемый результат:

Одновременно с углублением знаний о правах подростка учащиеся научаться работать с нормативными документами, принимать решение и мотивировать его, формировать и аргументировать свою позицию по праву, вести дискуссии, анализировать публикации в средствах массовой информации. На занятиях курса учащиеся должны приобрести опыт погружения в правовые проблемы и определения вариантов их разрешения, научиться выполнять некоторые процессуальные действия.

В конце курса будет проводиться урок-игра в форме “Брейн-ринг”, который покажет, насколько дети усвоили материал, появился ли интерес к изучению права и социально-экономического блока.

Содержание изучаемого курса

I блок. Что такое права человека? Количество часов
Введение. 1
Знакомимся с правом. 1
Что такое права человека? 1
Основные принципы прав человека. 1
Личные права и свободы человека. 1
II блок. Мои права.  
Я и мои права. 1
Конвенция о правах ребенка. 2
Конвенция о правах ребенка. Выполнение государством своих обязательств по защите детства. 2
Права несовершеннолетних и их значение. 1
Права несовершеннолетних. 1
Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. 1
Право на образование и школу. 1
Трудоустройство несовершеннолетних. 2
Урок – игра “Имею право”. 1
ИТОГО. 17

Учебно-тематический план

№ занятия Тема занятия Цели Основное содержание Основные понятия урока Форма занятия
1 Введение. Ознакомление с целями курса, создание мотивации для учащихся. Поведение людей . Чем оно регулируется? Право, политика. Лекция.
2 Знакомимся с правом. Дать общее представление о том, что такое “право” и каково его значение в жизни общества, развивать логическое мышление, воспитать уважение мнение других. Право в системе социальных норм.

Что рассказывает юриспруденция о праве?

Мораль, этика, право. Деловая игра.
3 Что такое права человека? Создать представление о том, что такое права человека, познакомить с основными документами о правах человека;

Развить аналитическое мышление; воспитать на примерах чувства толерантности и гордость за нашу республику.

Знакомство с понятием “права человека”.

Зачем нужно изучать права человека. Всеобщая декларация прав человека.

Конвенция, пакт, права человека, права ребенка, геноцид, Всеобщая декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка. Эвристическая беседа с играми.
4 Основные принципы прав человека. Познакомить учащихся с основными принципами, закрепленными в международных документах; воспитать чувство личного достоинство; развивать логическое мышление. Основные принципы прав человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах.

Достоинство, права, свобода, равенство, терпимость, толерантность. Урок защиты позиции.
5 Личные права и свободы человека. Раскрыть содержание личных прав и свобод граждан, формировать навыки самостоятельной работы с документами; воспитать чувство защищенности граждан. Международный пакт об экономических, культурных, социальных правах, конституция РФ о правах, Конвенция о правах ребенка. Всеобщая декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка. Урок с элементами с/ст. работы.
6 Я и мои права. Обобщить и актуализировать приобретенные теоретические знания о содержание международных документов о правах человека; формировать логику мышления, воспитать толерантное отношение к другим. Конвенция о правах ребенка, отражение прав ребенка и человека в периодической печати. Ответственность, конвенция, права. Урок-практикум.
7-8 Конвенция о правах ребенка. Дать общее представление о правах ребенка; формировать умение рассуждать, делать выводы; воспитать чувство коллективизма. Всеобщая декларация прав человека и гражданина о правах ребенка, Закон РФ “об основных гарантиях прав ребенка в РФ”. Конвенция, права ребенка, Всеобщая декларация прав человека, права и обязанности. Урок-практикум.
9-10 Конвенция о правах ребенка. Выполнение государством своих обязательств по защите детства. Систематизировать знания учащихся об основных правах и свободах ребенка закрепленных в Конвенции о правах ребенка; Воспитать чувство коллективизма на основе общей работы; формировать умение логической мыслить. Кто такой ребенок Семейный кодекс о правах и обязанностях ребенка, Гражданский кодекс о правах ребенка. Защита, гарантия прав детей, конвенция, принципы конвенции. Урок-практикум.
11 Права несовершеннолетних. Повысить уровень правовой культуры учащихся; формировать и способствовать профессиональному самоопределению; научить их уважать законы и отстаивать свои права. Разминка.
Заморочка.
Ты мне-я тебе.
Юридическая консультация.
Синквенй.
Семейный кодекс, трудовой кодекс, закон об образовании, уголовный кодекс. Урок-соревнование.
12-13 Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Сформировать представление о правоспособности и дееспособности; показать практическую применимость указанных выше понятий. Дискуссия о правах человека
Правоспособность – что это?
Обязанности человека.
Правоспособность, дееспособность. Урок-дискуссия.
14 Право на образование и школу. Актуализировать знания учащихся о праве на образования; развивать навыки работы в группе. Право ребенка на образование
Устав школы.
Устав образовательного учреждения. Урок-практикум.
15-16 Трудоустройство несовершеннолетних. Познакомить с особенностями трудоустройства, трудовой деятельности и увольнения несовершеннолетних. Трудовой договор , трудовая книжка, увольнение , обязанности и права сторон, труд. дисциплина Трудовой договор , трудовая книжка, увольнение. Ролевая игра.
17 Итоговый урок “Имею Право”. Повторить, углубить и закрепить знания, полученные по курсу; воспитать чувство ответственности за свой выбор. Разминка.
Имею право.
Знания.
Заморочка.
Ролевая ситуация.
Права ребенка, обязанности ребенка. Урок-игра.
Итого: 17 часов.

Литература для учителя:

  1. Аминов Р.Ф. Основы правоведения. К. Магариф. 1999
  2. Аминов Р.Ф. Хрестоматия по правоведению. Казань. Магариф, 2000
  3. Всеобщая Декларация прав человека и гражданина.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. М. Эксмо. 2007
  5. Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”
  6. Закон Республики Татарстан “Об образовании”
  7. Закон Российской Федерации “Об образовании” Спб, Весь, 2008
  8. Кодексы и законы Российской Федерации. Спб, Весь, 2008
  9. Конвенция о правах ребенка.
  10. Конституция Республики Татарстан. Казань. Хатер. 2007
  11. Конституция Российской Федерации. М.., Дрофа. 2008
  12. Мушинский В.О. Основы правоведения. М. просвещение.1998
  13. Никитин А.Р. Правоведение.10-11 кл. М. Просвещение. 2007
  14. Основы правовых знаний. Книга 1 М., 1999
  15. Основы правовых знаний. Книга 2 М., 1999
  16. Певцова Е.А. Основы правовой культуры. М. 2007
  17. Преподавание истории и обществознания в школе. №5 2007
  18. Преподавание истории и обществознания в школе. №9 2007
  19. Семейный кодекс Российской Федерации. М, ОМЕГА-Л, 2009
  20. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., Эксмо. 2007
  21. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., ОМЕГА-Л,2005
  22. Устав школы
  23. Основы правовых знаний. СД. Просвещение
  24. http//www.ychitel.ru
  25. http//www. edu.rin.ru
  26. http//www.ilpp.ru

Литература для учащихся:

  1. Аминов Р.Ф. Основы правоведения. К. Магариф. 1999
  2. Аминов Р.Ф. Хрестоматия по правоведению. Казань. Магариф, 2000
  3. Всеобщая Декларация прав человека и гражданина
  4. Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”
  5. Конвенция о правах ребенка.
  6. Конституция Республики Татарстан. Казань. Хатер. 2007
  7. Конституция Российской Федерации. М.., Дрофа. 2008
  8. Мушинский В.О. Основы правоведения. М. просвещение.1998
  9. Никитин А.Р. Правоведение.10-11 кл. М. Просвещение. 2007
  10. Устав школы
  11. Основы правовых знаний. СД. Просвещение
  12. http//www.ychitel.ru
  13. http//www. edu.rin.ru
  14. http//www.ilpp.ru