Организация проверки знаний учащихся на уроках географии

Разделы: География


Одна из задач учителя – совершенствование системы проверки и оценки знаний, учащихся и умение применять эти знания для выполнения практических работ. Причем такой системы проверки, при которой продолжался бы процесс, направленный на развития познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Одной из форм такой проверки, является географический диктант.

В зависимости от формы и метода проведения диктанта он может решать следующие задачи:

  • Проверка знания содержания понятий и терминов, изучаемых в соответствующих разделах курса;
  • Проверка правильности написания данных слов (словарный географический диктант);
  • Проверка умения учащихся применять полученные знания для решения практических и самостоятельных работ.

Предлагаемый ниже вариант диктанта включает в себя 7-10 понятий и терминов. И если эта работа проводится систематически, то нет необходимости заранее предупреждать учащихся о диктанте. Непосредственно перед уроком учитель пишет на доске ответ учащихся под номерами (справа – для I варианта, слева – для II варианта). Учитель диктует объяснения понятия, учащиеся пишет цифру (номер) ответа на поставленный вопрос. Если ученик не вспомнил или не знает то или иное определение, то в ряду цифр делает прочерк.

После диктовки можно назвать ключ, чтобы ребята могли предварительно оценить свои ответы. Проверка и контроль знаний – обязательное условие результативного учебного процесса. Об уровне подготовки учащихся должен знать не только учитель, но и ученик.

9 класс. Географический диктант на тему: “История исследования и освоения Иркутской области”.

  1. Положил начало открытию русскими Восточной Сибири, доказал, что р. Верхняя Тунгуска и р. Ангара - одна и та же река. (П.Д. Пянда)
  2. В 1643г первым из русских землепроходцев вышел к берегам оз. Байкал в районе о. Ольхон и составил “ Чертеж Байклу и в Байкал падучим рекам и землицам”. (Курбат Иванов)
  3. Этот землепроходец в 1630 г. с казаками открыл второй северный путь через р. Лену. (М. Васильев)
  4. Он обошел вокруг Байкала и основал Верхнеангарский острог в 1647 г. (В. Колесников)
  5. Один из землепроходцев, всю жизнь провел в Восточной Сибири, на Лене и ее притоках. По праву считается первым земледельцем в Иркутской области, солеваром и мукомолом. (Е.П. Хабаров)
  6. Первым ученым-естествоиспытателем, направленным в Сибирь был… (Д.Г. Мессершмидт)
  7. Русский академик и путешественник, путешествовал вместе с Палласом, Фальком. Высказал ряд гипотез и теорий о происхождении котловины озера Байкал. (И. Георги)
  8. Первые исследования академика, известного русского геолога и географа, были связаны со строительством XIX в. Транссибирской железнодорожной магистрали. (В.А. Обручев)

В настоящее время в целях проверки результатов обучения все более широко используются тестовые задания. Толчком использования тестовых заданий стало применение компьютерной техники в качестве средства контроля.

В нашей школе есть специальный кабинет, который позволяет на компьютерах провести проверку знаний по любой теме. Эта методика позволяет активно развивать креативное мышление и реализовывать множество учебно-воспитательных задач урока.

Карточки-задания – один из видов раздаточного материала, назначение, которого - помочь активизировать учебный процесс, эффективнее проводить учет знаний учащихся. Эти карточки удобны своей наглядностью и простотой использования. Кроме того, в зависимости от условий учитель может предложить ученику ответить на определенные вопросы, как письменно, так и устно. Ведь задача учителя, помимо обучения географии, состоит еще и в том, чтобы научить ребят правильной речи.

Дидактические карточки-задания по всем разделам географии могут быть составлены по различным алгоритмам. Самый простой и чаще всего используемый тип задания - работа с текстом учебника.

Учащиеся получают карточку с заданием или учитель пишет на доске вопросы, а ребята находят на них ответы в соответствующем параграфе учебника. Такая работа может проводится индивидуально и по группам.

9 класс учебник Бояркин В.М. “География Иркутской Области”.

История хозяйственного освоения и заселения Иркутской области.

Вопросы:

  1. Какие народы проживали на территории иркутской области до прихода русских, на севере, в центре, на западе Присаянья?
  2. Какой вели образ жизни, чем занималась эти народы?
  3. Почему строительство острогов началось на севере Иркутской области?
  4. Что привлекало русских промышленных, служилых., торговых людей в Сибирь?
  5. Объясните следующие выражения: “В Сибирь переселялись “ по указу”, “вольно” и в ссылку”.
  6. Какое важное событие в середине XVIII века способствовало развитию торгового капитала, строительству новых поселений: Тулун, Зима, Черемхово, Усолье?
  7. Какие отрасли хозяйства получили развитие с приходом русских в Сибирь?
  8. Какое влияние оказала железная дорога на заселение Иркутской области?
  9. В чем причина значительного притока населения в Иркутскую область в советский период?

Проверка знаний подводит итог главного труда школьника – учения. От организации проверки в системе урока, характера и содержания проверяемых знаний зависят успехи в обучении и воспитании.

Используемая литература:

  1. В.М.Боярин География Иркутской области: Учебное пособие для учащихся старших классов.- Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2007
  2. Раб тетрадь “Физическая география Иркутской обл.