Урок истории в 7-м классе по теме: "Два разных мира: быт и обычаи россиян в XVIII веке"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Образовательные: иметь представление о повседневной жизни россиян в XVIII в.;
  • Развивающие: уметь воссоздавать исторический образ; сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.
  • Воспитательные: оценить влияние реформ Петра I на повседневную жизнь людей; осознавать роль личности в истории.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Ребята, во сколько вы встаете утром? (Примерно в 7.30).
- А дальше? (Умываемся, завтракаем под музыку, собираемся и идем в школу).
- А зачем вам музыка? (Это настроение, ритм будущего дня, мечты, которые отражены в текстах).

- Итак, утро – это начало, опережающий образ будущего дня. Давайте заново попытаемся пережить утро современного человека как образ будущего дня. Нам поможет в этом ваша и моя любимая музыка, которая звучит в наших квартирах по утрам (музыка).

- Ребята, как вы думаете, во сколько вставали люди в XVIIIвеке? (С петухами, затем кушали и начинали трудиться).

- Почти правильно, но вы забыли о главном. Прежде, чем начать день, русский человек 18 столетия подходил к иконе и обращался к Богу с молитвой (образок на столе). В молитве человек просил у Бога прощения, обещал не делать зла и творить добро во имя Господа. Представьте, ребята, весь русский люд в одно мгновение утра поклонялся иконе Божьей и только после молитвы начинал трудиться… Вот и мы с вами, узнав об этом отправимся сейчас в XVIII век и посмотрим, как жил русский человек, сравним жизнь и быт россиян разных сословий.

Тема нашего урока. Два разных мира: быт и обычаи россиян в XVIII веке (запись на доске).

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

ЖИЛИЩЕ.

Самыми крупными царскими дворцами были Зимний в Петербурге (Рисунок 1. Зимний дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли), Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой в Петергофе, созданные по проектам Растрелли. Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тыс. свечей и 150 тыс. лампад (Рисунок 2. Колонный зал дома Благородного собрания. Архитектор М. Казаков). Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием (Рисунок 3).

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Дворцы по приказу царей строились и для их фаворитов. По приказу Екатерины II богатейший Мраморный дворец был построен для Г. Орлова, Таврический – для Г.Потёмкина (причём у него он был выкуплен за 600 тыс. руб. и сразу вновь ему подарен). Старались не отставать от царей и вельможи. Они строили себе по нескольку дворцов не только в Петербурге и Москве, но и в пригородах (Рисунок 4. Таврический дворец. Архитектор И. Старов).

Рисунок 4

Причём старались не уступать друг другу в роскоши обстановки: украшали дома фресками, мозаиками, соболиными и тигровыми шкурами; в мраморных бассейнах плавали золотые рыбки, а в позолоченных клетках пели канарейки и говорили по-французски попугаи.

Жилища простого городского населения по-прежнему строились из дерева. В связи со строительством Петербурга правительство запретило делать каменные постройки из-за нехватки строительного камня. При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже всего города. Городские дома строились теперь иначе. Если раньше в центре дома была печь, вокруг которой размещались жилые помещения, то теперь центральное место занимал коридор, в который выходило большинство комнат. Печное отопление совершенствовалось, в домах становилось теплее, поэтому окна стали делать больше, вставляя в них стекло, а не слюду, как прежде.

Крестьянские избы и строились, и содержались по-старому (Рисунок 5).

Рисунок 5

- Ребята, давайте послушаем аудиозапись фрагмента из произведения Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”:

- …Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок, по крайней мере, поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь сморкающийся в полдень пропускал свет; горшка два или три (счастливая изба, коли в одном из них всякий день есть пустые шти!). Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется. К счастию, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина...

ОДЕЖДА.

В одежде знати в течение XVIII в. произошли огромные изменения. Русское дворянство сначала выписывало модные одежды из Европы, а вскоре стало приглашать модельеров из Франции, Австрии, Голландии прямо в Петербург. (Рисунок 6. В.Л. Боровиковский. Портрет князя А.Б. Куракина).

Рисунок 6

Дворяне надевали теперь тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного шёлка. Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, иногда даже бриллиантами. В обязательном порядке не только женщины, но и мужчины должны били носить напудренные парики. Не менее сложными и дорогими были женские наряды (Рисунок 7. Императрица Екатерина I).

Рисунок 7

Обязательным атрибутом был корсет, в который женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на нее платье. Нижняя часть платья, наоборот была сильно расширена с помощью специального каркаса. Шили платья из разных очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном месте (Рисунок 8. Императрица Елизавета Петровна).

Рисунок 8

Например, после смерти Елизаветы Петровны осталось 15 тыс. ее платьев. Украшались платья огромным количеством драгоценностей. Знаменитое жемчужное ожерелье дочери Алексея Орлова оценивалось в 600 тыс. рублей – стоимость Таврического дворца.

Для небогатых дворян и чиновников такая роскошь была невозможной, но они стремились следовать моде в фасонах одежды (Рисунок 9).

Рисунок 9

Крестьянство же оставалось обутым и одетым так же, как и сто лет назад до этого.

Ребята, у вас на партах лежат иллюстрации женских костюмов и их описания. Прочитайте и приготовьтесь пересказать, используя иллюстрации.

ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ (конец XVIII – начало XIX вв) (Рисунок 10)

Рисунок 10

Молодые жительницы города Торжка из состоятельных семей изображены в летних праздничных нарядах. Они одеты в сарафаны “ферязи” и душегреи на лямках, по-местному “фуфайки”, из ярких шелковых, гладких и узорных тканей. Сарафаны обычно подпоясывались шелковой опояской (пояском), на которой хозяйки носили ключи. Белые кофты с пышными рукавами украшены тончайшими золотными узорами. На голове у женщин жемчужные головные уборы “ряски” с волнистой длинной поднизью. С них спускаются прозрачные покрывала, по-местному “флер”, испещренные мелкими блестящими узорами. Такие яркие, переливающиеся золотными узорами костюмы дополнялись жемчужными серьгами и двойными галстучками с жемчужными узорами. Башмачки всегда были из цветного сафьяна.

ДЕВИЧИЙ И ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ СЕВЕРА И ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИИ (конец XVIII – начало XIX ВВ) (Рисунок 11)

Рисунок 11

Сарафан косоклинный распашной “ферязь” изготовлен из русской полушелковой сарафанной ткани (в узорах подражали французским тканям), отделан оловянными пуговицами, шелковым шнуром.

Душегрея на лямках называлась “телогрея”, “перо”, “перышко”. Изготовлена из русской сарафанной ткани. Из простых недорогих тканей носили в будни, а праздничные шили из гладкого или узорного шелка.

Рубаха изготовлена из коленкора и кисеи, украшена вышивкой и коклюшечным кружевом. Девушки носили в основном белые рубахи с пышными рукавами до локтя.

Ожерелка – шейное украшение – состоит из шнура, перламутровых и стеклянных бус.

ПИТАНИЕ.

- Питание основной части населения оставалось традиционным. Давайте вспомним, какие основные продукты питания использовали крестьяне в XVII веке? (примерные ответы учащихся – зерновые культуры: рожь, просо, пшеница, овес; много овощей, мясные и рыбные блюда; садовые культуры и ягоды, дары леса).

Для богатого и среднего городского населения в XVIII веке привычными стали сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Впервые стали использовать плиты и сковороды. Трапезы стали совместными: в них принимают участие и мужчины, и женщины. У каждого теперь появляется свой столовый прибор.

В XVIII веке знать познакомилась с лучшими образцами европейской кухни. В дворянских усадьбах нередко служили повара-иностранцы. По преданию, повар Строганова, имевшего плохие зубы, придумал для своего барина специальное блюдо: мелко нарезанное мясо с соусом – “бефстроганов”. А повар-француз по имени Оливье изобрел рецепт самого известного и сегодня салата, называемого в его честь, а на Западе просто “русским”.

Широкое распространение в XVIII в. получили званые обеды. На ваших партах тоже лежит приглашение на подобное мероприятие – на маскарад в доме обершталмейстера Льва Александровича Нарышкина. Рассмотрите его. (Рисунок 12)

Рисунок 12

- Как вы думаете, какие развлечения предлагались гостям? На основе чего сделаны такие выводы? (беседа)
- На обратной стороне билета прочитайте меню:

Закуски – икра, сыры, соленая рыба.

Ужин: десять видов различных супов, куриные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. К мясным блюдам – красное, а к рыбным – белое вино. Горячие мясные блюда – ростбифы и антрекоты. Салаты, фаршированные козлята и поросята под соусами, копченые языки, угри, раки и креветки, потроха по-королевски, устрицы. Чай и кофе, конфеты и торты, экзотические фрукты.

Застолья обычно длились по 4-5 часов. Пока собирались гости, пришедшим предлагалась водка с легкой закуской — икрой, сырами, соленой рыбой. После же приглашения в обеденный зал начиналась основная часть. За обедом могли быть поданы 80—100 блюд. (Рисунки 13-16)

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16

Вначале – до десяти различных супов. За ними следовали закуски – куриные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. К мясным блюдам подавали красное, а к рыбным – белое вино. После этого выносили горячие мясные блюда – ростбифы и антрекоты, салаты, фаршированных козлят и поросят. К ним подавались специально приготовленные соусы. Затем следовали новые закуски – копченые языки, угри, раки и креветки, потроха по-королевски, устрицы. В завершение всего подавали сладкий десерт. Завершался званый обед чаем и кофе, к которым предлагали конфеты и торты, экзотические фрукты.

ДОСУГ.

Дворяне участвовали в балах, карнавалах и званых обедах, уставая от них “до невозможности”. При этом они искренне считали себя не менее тяжело загруженными, чем их крепостные. Новым видом досуга стало посещение театральных представлений, как в государственных, так и в крепостных театрах.

Часто устраивались танцы. Обычно их открывала хозяйка дома с самым почетным гостем, за ними шли хозяин и почетная гостья. Затем в танце проплывали остальные. В XVIII веке основным танцем был менуэт.

Одним из самых популярных занятий знати стало коллекционирование картин, скульптур, табакерок, драгоценностей, тростей, портсигаров и т. п.

Крестьяне не имели свободного времени даже в религиозные праздники и в воскресные дни (вплоть до указа Павла I 1797 года). Поэтому и организованного досуга как такового у них не было. В свободное от работы время они чаще всего занимались домашними делами или ходили в церковь. В зимние праздники и на Масленицу катались на санях с гор. В Рождество колядовали.

Горожане (особенно в столицах) могли “принимать участие” в праздниках знати, наблюдая за ними со стороны. В дни коронационных торжеств или вступления на престол нового царя они могли получать от его щедрот вино и пироги. Все могли наблюдать за устраивавшимися по этому случаю фейерверками и иллюминациями.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

- Ребята, для того, чтобы закрепить пройденный материал, давайте поиграем. Игра называется “Мнемотехника”, она основана на технике запоминания. Игра проводится в три тура. Я зачитываю 8 слов, вы внимательно слушаете, но ничего не пишете. Как только я остановлюсь, сразу записывайте в столбик слова, которые запомнили, в любом порядке, не обязательно, как я их зачитывала. На это предоставляется время – 1 мин. В первом столбике слова будут простые для запоминания, во втором и третьем – посложнее. В конце мы выясним, кто больше всех запомнил фамилий, понятий, названий и терминов из материала сегодняшнего урока. Тот, кто победит во всех трех турах, получит “5”.

1 тур 2 тур 3 тур
Дворец

Вельможа

Город

Изба

Стекло

Картофель

Бал

Печь

Барокко

Фаворит

Екатерина II

Модельер

Камзол

Корсет

Оливье

Фейерверк

Растрелли

Званый обед

Бефстроганов

Ассамблея

Менуэт

Коллекционирование

Зимний дворец

Императрица

Подсчет результатов игры, выявление победителей.

4. ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Итак, ребята, мы сегодня хорошо потрудились и узнали много нового. Заполните, пожалуйста, оценочное окно: поставьте свои метки на линии, соответствующие вашему восприятию материала урока (листки на партах). Сдайте их.

“ОЦЕНОЧНОЕ ОКНО”

Домашнее задание: составить тест по теме сегодняшнего урока: вопрос и три варианта ответа, один из которых правильный. На отметку “3” – из пяти вопросов, на “4” – из восьми, на “5” – из десяти вопросов. Для желающих – творческое задание: сделать рисунок по теме урока или написать мини-сочинение от имени россиянина, жившего в XVII веке, повествующего о повседневной жизни.

Список источников:

  1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-160 с.
  2. Данилов А.А. История России: конец XVI- XVIII век: учебник для 7 класса.- М.: Просвещение, 2005.-240 с.
  3. История. 5-11 классы: технологии современного урока\ авт.-сост. В.В. Гукова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.- 207 с.
  4. Кацва А.В., Юрганов М.П. История России XVI- XVIII век. – М.: МИРОС, РОСТ, 1998, -424с.
  5. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: Молодая гвардия,1975.-232с.
  6. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие.- Ростов н\Д: Феникс, 2007.- 475с.