Цели:
Предметные: продолжить формирование умений
передавать отношения величин отношением
отрезков; выполнять предметное действие
сравнение по количеству (способ
взаимно-однозначного соответствия);
Развивающие: развивать навыки
самоконтроля и самооценки-взаимооценки, умения
работать в паре;
Воспитательные: воспитание
любознательности, толерантного отношения к
ответам других.
Ход урока
1. Организация урока.
Учитель: Ребята, вчера мы с вами совершили увлекательное путешествие на поезде в город Звуковичков. Я поняла, что вы уже готовы и к более серьезным путешествиям, потому что все станции вы преодолели быстро, помогая друг другу.
Сегодня на математике мы можем попасть на островок Успех. Нам помогут ваши умения слушать друг друга и инструкцию, оценивать. А отправимся мы на двухэтажном виртуальном автобусе (показываю его на интерактивной доске). Водители соблюдают правила дорожного движения, а нам важно соблюдать правила школьного сотрудничества, чтобы достичь цели.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Автобус ждет нас, но мы еще не приобрели билеты. За билет будем расплачиваться знаниями. Вам нужно назвать величину и способ сравнения для названной величины.
Дети:
- Длина. Способ приложения.
- Площадь. Наложение.
- Объем. Переливание (пересыпание).
- Масса. Взвешивание.
- Количество. Соотнесение.
Каждый ребенок получает билет, если не получается ответить с первого раза, он слушает других и потом подходит второй раз.
Учитель: Билеты куплены. Вот наш
маршрут. Какие остановки нам надо преодолеть от
гимназии?
Дети: Интерактивная, учебная, тетрадная,
островок Успех – конечная.
Учитель: На что похож наш путь?
Дети: Это ломаная линия состоящая из
4-х отрезков-звеньев.
Учитель: Да, молодцы. Устраиваемся на
занятых местах. Во время поездки давайте будем
петь песню, чтобы было интереснее.
Дети вместе с учителем берут в руки виртуальный руль и поют:
Мы едем, едем, едем
На островок Успех
Внимательные дети
Доедут быстрей всех.
3. Сравнение групп объектов по количеству. Работа на интерактивной доске.
Учитель: Остановка “Интерактивная”. Задание №1.
Посмотрите на доску и сравните группы объектов по образцу.
(Дети определяют, соединяя попарно предметы. Один-два ученика у доски. Все оценивают их работу знаками “согласие”, “несогласие”).
Дети: Остался цветок, значит цветов больше, чем пар бабочек. Отрезками это можно показать вот так:
Учитель: Задание №2. Установите
соответствие между предметами (листок и
цыпленок) и сравните.
Дети: Вопрос. Мы не знаем, по какому
образцу нужно сравнивать. Или мы должны знать, в
каком соотношении они находятся, что больше, а
что меньше.
Учитель: Это умные вопросы, не ответив
на них, нельзя справиться с заданием. Вот образец:
(Опять выходит одна из пар учеников, находят соответствие, остальные показывают результат измерения полосками).
Дети: Нет лишних и недостающих
предметов. Значит количество листьев равно
количеству троек цыплят.
Учитель: Задание №3. Самое сложное:
нужно определить по какому образцу сравнивали
количество рыбок и количество медвежат, если
получилось вот такое соотношение:
(У доски работает следующая пара учеников, которые договорились, нашли образец для сравнения).
Дети: Рыбки останутся в том случае, если их объединять по две. Образец будет такой:
Учитель: Ребята, вы молодцы! Все задания на этой остановке вы выполнили дружно и правильно, оценивали работу одноклассников, умели договариваться. Пора двигаться дальше.
Дети вместе с учителем берут в руки виртуальный руль и поют:
Мы едем, едем, едем
На островок Успех
Внимательные дети
Доедут быстрей всех.
4. Работа с учебником.
Учитель: Остановка “Учебная”. Откройте учебники на странице 21. Найдите задание 3. Читаем инструкцию хором. Что нужно сделать в этом задании?
Дети: Сравнить по количеству, результат сравнения показать полосками.
(Коллективно обсуждаем. Результат учащиеся показывают с помощью полосок, лежащих на парте).
Учитель: Молодцы. А теперь в задании №4 попробуйте сами определить проблему и решить ее в парах.
(Дети читают задание и по очереди высказывают свое мнение, оценивая ответ соседа. Далее проверяем работу пар, оцениваем).
Учитель: Вы работали внимательно, вдумчиво, поэтому и на этой остановке нам сопутствовал успех. Едем дальше.
Дети вместе с учителем берут в руки виртуальный руль и поют:
Мы едем, едем, едем
На островок Успех
Внимательные дети
Доедут быстрей всех.
5. Работа в тетради.
Учитель: Откройте рабочие тетради на странице 16, найдите №3. Читаем задание хором. Что не понятно? (Поясняем). Предлагаю выполнить это задание самостоятельно.
(Самостоятельная работа учащихся).
Учитель: А теперь давайте оценим
вашу работу. Какое умение будем оценивать?
Дети: Умение сравнивать объекты по
количеству.
Учитель: Нарисуйте оценочную шкалу.
Оцените свою работу. Сдайте тетради, я тоже хочу
оценить ваши работы. Теперь нам можно следовать
дальше.
Дети вместе с учителем берут в руки виртуальный руль и поют:
Мы едем, едем, едем
На островок Успех
Внимательные дети
Доедут быстрей всех.
6. Подведение итога урока. Оценка урока.
Учитель: Чему вас учило наше путешествие? Что было трудным? Что показалось интересным? Мы преодолели все расстояние, решили все проблемы, возникшие на пути, вот и достигли островка Успех. Мы молодцы! Что помогало нам? Какие проблемы нам предстоит решить?
7. Домашнее задание (по желанию).
Учитель: Ребята, если вы захотите оставить память о нашем уроке, вы можете придумать карточку, на которой будет образец для сравнения по количеству и отношение показано с помощью отрезков. Это задание вы сможете предложить своим друзьям.
Урок окончен. Спасибо за работу.