Цели:
- Обобщить краткое знакомство с авторской финской сказкой;
- Увидеть отличие героев финских сказок от героев русских народных сказок;
- Развитие навыков анализа и синтеза произведения;
- Развитие читательского кругозора и интереса к чтению;
- Развитие речи.
I. Организационный момент.
- Подготовка к уроку.
- Чтение индивидуальной литературы (3-5 минут).
II. Речевая разминка.
Откройте тетради для чтения на странице 13 задание 1.
- Прочитайте песенку.
- Определите . что это за песенка? (колыбельная)
- Кому и когда ее поют? А что еще рассказывают ребенку на ночь? (сказки)
III. Вводная беседа.
1. Сообщение темы урока. Сегодня и мы будем продолжать работать с отрывками сказки Туве Янссон «Шляпа Волшебника». На предыдущих уроках мы определили жанр прочитанного отрывка как сказка? Так ли это, докажите? (волшебные герои, волшебные предметы, явления).
Вы почувствовали. Что здесь переплелись реальность и вымысел? Найдите подтверждение в тексте или скажите своими словами (зимняя спячка, как у обычных животных; пью кофе, как люди, описание местности соответствует георграфическому описанию Финляндии).
Поняли ли вы, что сказка написана финской писательницей? (герои – тролли родом из финского фольклора, только в скандинавских сказках они, как, правило, злые, а Туве Янссон сделала их другими).
2. Где происходят действия сказки? (в Муми-доме).
В ходе чтения очень мало встречается описание Муми-дома, опираясь на иллюстрацию и собственное воображение опишите каким вы его видите. А вот таким его увидела Туве Янссон – ведь она сама не только написала сказку, но и проиллюстрировала книгу.
3. Кто обитатели Муми-дома? (Муми-мама, Муми-папа, Муми – тролль; постоянные жители, а так же Снусмумрик, Снорк, Фрекен Снорк, Снифф).
Как выглядят эти сказочные герои? (вместе с рисунками учитель зачитывает описание героев).
Муми – папа женат на Муми-маме, он же отец Муми-тролля. Был рожден при самом необычном расположении звезд. В молодости много путешествовал, сам построил Муми-дом. Так же, он самый известный писатель в Мумидоле и окрестностях.
Муми – мама, лучшая в мире мама! Всегда готова принять новую порцию друзей любимого сына, накормить, обласкать и положить спать всю ораву...
Муми – тролль, сын Муми-мамы и Муми-папы, ужасно трогательный, добрый и отзывчивый, в целом храбр, но иногда трусит... Легко заводит новые знакомства, чем доставляет некоторую головную боль своей маме...
Снифф, сын зверюшки Сос и Шнырька, немного жадный, любит поныть. Неравнодушен ко всему яркому и сладкому...
Снусмумрик, птица вольная. Неутомимый искатель приключений. Любит выкурить трубочку и поиграть на губной гармошке. Не любит запрещающих табличек. Дома и сторожа парка. Каждое лето проводит в Мумидоле, а осенью уходит в далекие края.
Фрекен Снорк, сестра Снорк, обладательница шелковистой челки и золотого ножного браслета. Любит украшения и крутиться перед зеркалом.
Снорк, внешне похож на Муми-тролля, но меняет цвет, в связи с настроением. Любит вести всякие собрания, очень серьезный тип...
4. Каковы обычаи и привычки жителей Муми-дома? Если можете подтверждайте текстом, словами автора (зимняя спячка, гостеприимство, терпеливость, доброжелательность, вежливость).
5. Какими чертами характера наделены Муми-тролли? (любознательны, фантазеры, любят путешествовать).
IV. Работа над произведением.
1. Подробный пересказ отрывка.
Самая волшебная часть -4, где и начинают происходить необыкновенные превращения. Расскажите подробно, что произошло с яичными скорлупками. Что же из этого эпизода мы узнаем о шляпе волшебника? (все, что в нее попадает, превращается в нечто иное).
2. Выборочное чтение.
Мы отметили, что основной чертой Муми-троллей, является любознательность. Найдите и прочитайте, как они исследуют тучки.
Тучки оказались не просто тучками, но и управляемыми. Подтвердите это текстом.
Если бы вы увидели такую картину, как Мумми-тролли скачут на тучках, как бы вы отреагировали? Прочитайте, а что сказал Муми-папа?
Какую новую игру изобрели герои? С чем хочется сравнить тучки? (с маленькими лошадками).
Мысли Туве Янссон оказались созвучны с мыслями поэта С. Козлова и композитора В. Шаинского и они написали замечательную детскую песню «Белогривые лошадки» (прослушивание 1-2 куплетов).
Можно ли этой песней озвучить прочитанные отрывки?
3. Чтение по ролям.
Заключительный эпизод отрывка это разговор на тучках Муми-тролля и Фрекен Снорк. Что же мы узнаем из разговора о Волшебнике? Читаем по ролям. Наконец-то упоминание о Волшебнике, Добрый он или злой? Где они его увидели? Почему он оставил эту шляпу? А что же случится дальше? (а об этом мы узнаем, когда прочитаем всю книгу).
V. Итог урока.
1. Коментирование оценок за урок.
2. Домашнее задание. В рабочей тетради с. 13-14.