Цели урока:
- Формирование чувства любви к природе, родному краю; умение видеть прекрасное в окружающей действительности.
- Знакомство с литературным произведением и литературоведческими понятиями – строфа, четверостишие.
Задачи урока:
- Раскрыть следующие основные задачи, входящие в содержание темы урока: обогатить представления о понятиях: стихотворная строка, строфа, рифма, стиха; учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);
- Работать над навыком выразительного чтения.
- Развивать мыслительные процессы, выразительность и монологичность речи.
Методические приёмы: беседа, работа с книгой, видеометод, обучающий контроль, иллюстрация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма работы на уроке: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.
Оформление урока: осенние листья.
Оборудование урока: Техническое обеспечение: персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой на урок.
Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришла гостья. Давайте посмотрим на экран и попробуем догадаться, хозяйка какого Царства посетила нас? (Видеосюжет после 1 слайда)) Какое же время года пришло в гости? Правильно, у нас в гостях Осень.
Сколько ярких красок принесла она с собой, сколько новых чувств! Недаром об этом времени года написано столько произведений. Но больше всего восторгались нашей гостьей поэты. Один из них - Фёдор Иванович Тютчев (слайд № 2). Вот как он отзывался о нашей прекрасной гостье.
II. Работа над стихотворением.
1. Выразительное чтение учителем стихотворения Ф.И.Тютчева “Есть в осени первоначальной…” (слайды 3-10)
2. Беседа по первичному восприятию стихотворения.
Ответим на следующие вопросы (слайд 11)
Какое чувство испытывает автор?
Какую пору поэт называет “дивной”? Встречались ли вы когда-нибудь с такой порой?
3. Работа над содержанием.
Прочитайте первый столбик стихотворения и отметьте слова, которые помогут ответить на вопросы (слайд 12).
- Когда бывает эта “дивная” пора? (“…в осени первоначальной…”)
- Как вы понимаете “первоначальной”? (Т.е. только начавшейся)
- Каким поэт видит день, прочитайте. (“…как бы хрустальный…”)
- Он называет его “хрустальным”. Почему? (Прозрачный лес, воздух)
- Что автор говорит о вечерах? Что значит “лучезарны”? (Т.е. полны светом)
Прочитайте второй столбик и ответьте на вопрос. (Cлайд 13)
- Как поэт пишет о поле? Какое поле? (Пустое)
- Какие слова подчёркивают пустоту поля? (“…лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде…”)
- С чем сравнивает Фёдор Иванович паутину? (С тонким волосом)
- А как вы понимаете словосочетание “праздная борозда”? (С полей убран урожай, земля отдыхает)
Прочитайте последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последний вопрос.
- Как поэт описывает небо? ( “…пустеет воздух,…льётся лазурь…”)
- Какое чувство пробуждает у вас эта картина? (Грусть, покой)
Физминутка.
Мы листочки, мы листочки
Мы осенние листочки.
Мы на веточке сидели
Ветер дунул – полетели.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Закрепление понятия рифмы.
Ребята, какой жанр помог нам представить эту картину? (стихотворение) Почему вы считаете, что это стихотворение? Что отличает стихотворение от рассказа или сказки? (Есть рифма).
2. Работа в тетради.
Откроем тетрадь на с. 35, задание №2. Прочитайте задание. Найдём рифмы в нашем стихотворении и подчеркнём их. Назовите их. А сейчас проверим себя. Внимание на экран. (Слайд 14) Молодцы!
3. Знакомство с понятием “строфа” и “четверостишие”.
Ребята, какое незнакомое слово встретилось нам в задании? (Строфа) Давайте узнаем, что же называется строфой. (Слайд 15)
IV. Закрепление.
1. Работа по учебнику.
Вернёмся к нашему стихотворению (слайд 16). На экране вы видите первую строфу, прочтём её.
Найдите и прочитайте вторую строфу, третью.
Обратите внимание, сколько строк содержит одна строфа? (четыре).
Такое количество строк в строфе называется четверостишием.
Прочтите второе четверостишие.
2. Работа в парах.
Прочтите друг другу третье четверостишие. Молодцы!
3. Подготовка к выразительному чтению.
Давайте подумаем, с каким чувством нужно читать это стихотворение? (Cпокойным, т.к. мы любуемся природой).
При чтении обратите внимание на паузы. Давайте расставим их. (Учитель читает стихотворение, а дети расставляют паузы в учебнике).
Подготовьтесь прочитать это стихотворение так, чтобы передать те чувства, которые вы испытываете.
4. Самостоятельная работа над стихотворением.
- Индивидуальное чтение.
- Чтение в парах.
5. Выразительное чтение стихотворения.
6. Работа в тетради.
Найдите строчки стихотворения, которые вам особенно понравились и запишите их себе в тетрадь.
V. Итог.
Подводя итог нашей работы, ответим на вопрос (слайд 17).
Назовите автора стихотворения.
Что такое строфа?
Сколько строк входит в четверостишие?
VI. Домашнее задание.
(Слайд 18) У.с.103- стихотворение Ф.И.Тютчева “Есть в осени первоначальной…” вы можете выучить наизусть или подготовить выразительное чтение – по выбору.
VII. Оценивание.
Осень благодарит вас за работу и дарит вам на память вот эти листья. Но они не простые. Повернув листок, вы увидите, как оценила вашу работу на уроке наша гостья. (Листок должен получить каждый ребёнок. Там может быть отметка или словесное оценивание).