Цель: создание условий на уроке для формирования ответственного, бережного отношения к природе.
Задачи:
- Познакомить детей с Красной книгой;
- Расширить и углубить знания о животных и растениях Удмуртии, занесенных в Красную книгу;
- Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой;
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности.
Оборудование: учебник “Мир вокруг нас”, 2 кл., часть1 (автор А.А.Плешаков), Красная книга России, Красная книга Удмуртии, картинки животных и растений; цветная бумага, клей картон, ножницы (для работы в группах).
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит стихотворение С. Смирнова (музыкальный фон):
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
- Храм природы… Давайте мысленно, закрыв глаза, попробуем представить этот храм, удивительно красивый, загадочно интересный для каждого из нас (звучит музыка леса, звуки ручейка, птичьи голоса). Поделитесь своими впечатлениями.
2. Актуализация знаний.
“Открываем” ворота храма и, первое, что мы видим (на доске) – это слова “Природа и люди – одно целое”. Как вы понимаете эти слова? Что значит эта фраза?
Посмотрите внимательно на доску. О чем мы будем говорить на уроке?
Вступительная беседа учителя:
- Когда-то, очень давно, еще в первобытные времена, у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной для нас одежды и обуви. Не было фабрик и заводов.
Жизнь людей зависела от капризов природы. Из-за неудачной охоты они голодали. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далекие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствуя свою зависимость от нее. Они не могли объяснить силу дождя, ветра, огня, молнии.
Но век за веком постепенно многое изменилось. Появились заводы, фабрики, фермы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее ее. Более того человек решил покорить природу. Вооруженный техникой, он вообразил себя всемогущим, решил, что ему все на планете подвластно…
Забыв о том, что сам он – часть природы, человек стал небрежным, грубым, безответственным, расточительным и даже преступным в своих действиях по отношению к лесам, рекам, животным.
Есть страшные вещи, когда человек, не задумываясь меняет направление рек, взрывает горы, уничтожает целые леса…
Можно привести массу примеров, вы услышите лишь некоторые из них.
(Сообщения учащихся об исчезнувших видах животных).
3. Постановка проблемы.
- По чьей вине это произошло? Кто виноват?
- А знаете ли вы, что растения и животные умеют страдать, переживать и порой им бывает так же больно, плохо, как и человеку. Только они, в отличие от нас, не могут выразить эти чувства словами. Как же их понять? Как им помочь?
4. Решение проблемы.
- Что делать в данной ситуации? (стать другом
природы)
- Давайте рассмотрим схему на стр. 86 учебника
(работа по учебнику; значение слова “браконьер”
- по словарю)
- Но есть удивительная книга, в которую занесены
редкие и исчезающие виды растений и животных.
- Как она называется? (Красная книга)
- Почему? (красный цвет-сигнал опасности,
тревоги)
- Для чего она существует? (чтобы люди знали,
какие растения и животные охраняются законом)
(Сообщения детей).
- А так как мы живем в Удмуртии, то должны
знать редкие и исчезающие виды растений и
животных нашей местности (сообщения детей).
- Оказывается, простые и с детства знакомые
растения и животные занесены в Красную книгу и
охраняются законом.
- Давайте мы с вами немного посчитаем:
- Что произошло бы, если бы каждый ученик нашего класса сорвал 5 штук прекрасных кувшинок? А если не 5, а 10? Какой вывод из этого можно сделать?
- Почему многие растения не оставят потомства, если дети будут ловить бабочек?
- Что может произойти с деревьями, если в лесу станет мало птиц?
- Вспомним правила поведения в лесу. Составим Правила друзей природы и сделаем экологические знаки.
5. Групповая работа (музыкальный фон).
Правила работы в группе:
6. Презентация экологических знаков. Оценка работы каждой группы.
7. Вывод: Необходимо бережно и заботливо относиться к природе. Все зависит от каждого из нас!
(Отрывок из стих. Н. Заболоцкого “Просьба”).
… Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
8. Дом. задание (с.90-91 прочитать и подготовиться к обсуждению в классе).