Урок математики в 4-м классе по теме "Письменное умножение чисел, в записи которых есть 0"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: создание условий для

  • освоения учащимися приёма умножения многозначных чисел, оканчивающихся 0, на однозначное число;
  • формирования вычислительных навыков,
  • формирования самоконтроля и самооценки,
  • развития внимания, расширения кругозора, познавательного интереса к окружающему миру,
  • создание условий для воспитания положительного отношения к математике.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Устный счёт.
  4. Изучение нового материала.
  5. Физкультминутка.
  6. Работа над пройденным материалом.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Мы продолжаем работу над новой и интересной темой, и сегодня на уроке мы будем учиться решать примеры и задачи, в которых встречается умножение с числами, оканчивающимися 0.

3. Устный счёт.

- Работая над темой урока, вы будете узнавать новые и интересные сведения о зимних месяцах.

1) Арифметический диктант с выбором ответа.

- Про один зимний месяц вы узнаете пословицу, если выберите правильный ответ, сопоставите его со словом, а слово запишите в тетрадь. По окончанию диктанта, у вас должна получиться записанная пословица.

Запись на доске

начинает

4

декабрь

3

кончает

160

зиму

240

год

60

Диктант

  • ¼ года – сколько это месяцев? (3)
  • 5 лет - сколько это месяцев?(60)
  • 2 ч 40 мин – сколько это минут?(160)
  • 10 суток – сколько это часов?(240)
  • 240 минут – сколько это часов?(4)

- Какая пословица получилась?

(Декабрь год кончает – зиму начинает)

- У кого получилась такая пословица в тетради, нарисуйте снежинку на полях.

- Почему так говорят про декабрь?

2) В декабре есть день – день зимнего солнцестояния – самый короткий в году день и самая длинная ночь. Вы отгадаете эту дату следующим образом.

На доске

Запишите числом, ответив на вопросы.

5400 – сколько всего десятков?

208 дес. – сколько это единиц?

156348 – сколько тысяч?

- У вас должно получится одно четырёхзначное число и два трёхзначных.

- А теперь сложите полученные числа столбиком удобным для вас способом.

- А теперь сложите числа в записи ответа. Какое число получилось, запишите рядом в скобках.

- Какое число получилось? (22)

Кто получил верный ответ, рисует снежинку на полях.

22 – декабря день зимнего солнцестояния. С 23 декабря день начнёт прибывать, становиться длиннее, а ночь убывать – короче.

3) - На доске зашифровано древнерусское название декабря. Вычислите значения выражений и, используя ключ к шифру, запишите слово у себя в тетради:

800 ∙ 4 =

60 ∙ 5 =

20 ∙ 6 =

400 ∙ 3 =

700 ∙ 5 =

90 ∙ 3 =

0 ∙ 1200 =

Ключ к шифру:

120

270

300

1200

3200

3500

0

У

Н

Т

Д

С

Е

Ь

Студень – так называли декабрь за морозную пору, за длительную стужу.

Кто получил верный ответ, рисует снежинку на полях.

4. Изучение нового материала.

Работа по учебнику устно.

1) Откройте учебник на стр. 82. Рассмотрите вверху записи и объясните вычисления:

- Как умножали 800 ∙ 7?

- Чем отличаются два решения примера?

- Обратите внимание на нижнюю запись решения: сколько «0» в первом множителе, сколько «0» в произведении, какой мы можем сделать вывод?

- Такие примеры можно записать в столбик.

- Сравните 1, 2 и 3 столбики. Что вы заметили в записи?

- Где пишем второй множитель?

- Что происходит с «0»?

2) Решение примеров с комментированием.

№ 446 – 1 строка с объяснением у доски; 2 строка самостоятельно.

3) Самостоятельная работа.

Решая примеры, поставьте под каждым ответом соответствующее слово.

390 ∙ 3 =

6800 ∙ 6 =

20080 ∙ 7 =

932 ∙ 8 =

4329 + 7456 =

месяц

4080

год

14560

нос

11785

ломонос

40800

береги

140560

январь

1170

Январь ломонос - береги нос.

За каждое правильно отгаданное слово нарисуйте снежинку.

5. Физкультминутка.

6. Работа над пройденным материалом.

1) Работа над задачей №447

Как в старину называли январь, вы узнаете, если решите правильно задачу.

полузимник

14300

просинец

13300

хмурень

22200

Какой у вас получился ответ и какое слово? (просинец).

У кого получился такой ответ, нарисуйте снежинку на полях.

- После хмурого небосвода декабря, в январе бывают первые «проталины» на небе – островки синего неба – просияние от прибавления долготы дня, солнечного света.

- Как вы думаете, какой месяц так называли в старину? (январь)

2) Самостоятельная работа.

- А древнерусское название февраля вы узнаете, самостоятельно решив два выражения и 4 примера.

(285 + 15) : 3 ∙ 5 + 280 =

400 – (60 +30) : 10 ∙ 1 =

Примеры.

509 ∙ 7 =

7640 ∙ 8 =

80700 ∙ 6 =

6410 ∙ 8 =

780

Л

512000

И

484200

Н

51280

Ь

391

Ю

3633

О

3563

Т

61120

Е

- Какое слово у вас получилось?

- За каждую правильную букву поставьте снежинку?

- Как вы думаете, почему так называли февраль?

7. Итог урока.

- Чему учились на этом уроке?

- Над чем ещё хотели поработать на следующем уроке?

- Кто отличился сноровкой и точностью – подсчитайте снежинки.

8 и выше – «5»

7-8 – «4»

ниже 7 – «3»

8. Домашнее задание.

Стр. 82, №448, 451.