Цели урока:
- Обобщение и систематизация знания по обработке древесины ручным инструментом, продолжить знакомство с профессией столяра.
- Развивать умения применять знания на практике, соблюдая технику безопасности при работе с инструментами (ножовкой, рубанком);
- Воспитывать умения работать в группе дружно, проявлять взаимопомощь, самостоятельность в трудовой деятельности.
- Развитие словаря, использование в речи специальных терминов, умения правильно и быстро подбирать необходимое слово, наиболее полно и адекватно выражающее мысль.
Методы обучения: частично-поисковый, беседа, самостоятельная работа, практический: выполнение и анализ практической работы, методы преподавания: игровой, объяснительно-побуждающий, тестовый контроль, взаимоконтроль.
Содержание урока:
Теоретическая часть: Свойства. Строение древесины. Техника безопасность при работе с инструментами. Профессии. Операции и инструменты.
Практическая часть: Изготовлении игрушки из древесины, выполнение операций разметки. Пиление, частично строгание.
Дидактический материал: Карточки для игры “ Найди (написаны по Брайлю”. Тест, карточки с цифрами написаны по Брайлю.
Оборудование и инструменты: Верстаки, ножовки, рубанки, линейки специальные, для игры (напильник, отвертка. Молоток, дрель).
Межпредметные связи: Математика, биология.
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Все вы готовы к уроку. Будьте внимательны на уроке и у нас все получится.
Девизом нашего урока будет пословица “Есть терпение – будет и умение”.
2. Постановка цели урока.
Сегодня вы попали в мастерскую, где пахнет стружкой, много инструментов лежит.
Как вы думаете, как называется профессия, человек этой профессии занимается ручной обработкой древесины? В мастерскую кого мы попали? (Столяра)
Мы сегодня покажем свои знания, навыки и умения работы с инструментами линейкой, ножовкой, рубанком. К нам пришел сказочный гость (перчаточная кукла Буратино)
Буратино: Здравствуйте ребята, как вкусно пахнет стружкой, деревом как в доме моего отца папы Карло. Я деревянный человек с длинным носом. Я очень люблю бывать в гостях, я пришел к вам. Я узнал, что в школе№75 есть ребята, которые умеют работать с деревом. Вы узнали, как меня зовут?
Учитель: Здравствуй Буратино. Ты прав здесь, ребята уже давно занимаются на уроках технологии, изучают свойства древесины, учатся работать с различными инструментами. Ты можешь, проверить нас чему мы, научились за это время.
2. Теоретическая часть. Проверка знаний.
Буратино: Хорошо, я приготовил тест, вы будете отвечать на вопрос только не вслух, молча. Правильный ответ будете выбирать, показывая карточку с № 1 или № 2 или № 3(за правильный ответ вы получаете жетон)
Тест. Приложение.
3. Игра “Найди”.
Вам даны карточки с названиями операций. (КАРТОЧКИ НАПИСАНЫ ШРИФТОМ БРАЙЛЯ).
Вы должны найти инструменты, которые нужны для выполнения той или иной операции, которая написана на вашей карточке. На столах разложены инструменты (рубанки, ножовки, напильники, молотки, дрель), карточки с операциями: строгание, зачистка, пиление, соединение, сверление
Буратино: Грустно мне, я один такой деревянный, как хорошо, если у вас много друзей. Вы не могли бы сделать из древесины - много деревянных человечков похожих на меня. Вот бы так много сказочных друзей у меня появилось сразу.
Учитель: Трудно без друзей Буратино, а сегодня мы дружно будем работать, поможем тебе. Знаешь, Буратино мы не только с деревом работать можем, но и еще с другими материалами на уроках технологии.
- С какими материалами мы работали? (Пластилин, глина, бумага).
Буратино: Я даю вам задание сделать из древесины для меня сказочных друзей.
Учитель: Сделаем ребята, поможем нашему Буратино?
4. Практическая часть.
Мы получили задание от Буратино сделать игрушку – это наш творческий проект.
- Нам известен материал из чего мы будем делать игрушку? (Материал-древесина)
- Нам неизвестно. Какие операции нужно выполнить?
- Мы не знаем. какие инструменты нужно взять.? Из скольких частей состоит игрушка? Какую первую операцию нужно выполнить? (Ответы учеников индивидуальное задание, комментирует один ученик)
Вводный инструктаж проводит ученик, а так же правила разметки. (Ученики выполняют операцию разметки под руководством этого ученика).
Учитель: Отмерить 200мм как вы думайте, это сколько сантиметров, будет? (1СМ=10ММ)
Проверяет точность разметки другой ученик.
Учитель: Справились все с заданиями? (Оцениваем жетонами)
Какая операция предстоит дальше?
Какие инструменты нужно взять?
Расскажет нам технику безопасности при пилении……(другой ученик). Учащиеся выполняют пиление. Ученик проверяет точность пиления (оценивание жетоном).
Буратино: что-то я устал, надо отдохнуть. А вы знаете физкультминутку про меня?
5. Физкультминутка.
Буратино потянулся
Раз нагнулся
Два нагнулся
Руки в сторону развел
Видно ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать
На носочки нужно встать.
Учитель: Ключик Буратино ищет, а что мы сегодня ищем на уроке? (Проверяем знания. Проверяем чему научились. Как мы умеем работать с инструментами. Мы ученики столяра).
- Какую операцию нам предстоит сделать дальше (строгание).
- Каким инструментом?
- Правила строгание расскажет нам …….(следующий
ученик) ученик комментирует.
Ученики выполняют строгание, взаимопроверка.
Справились с заданием? (Оценивание).
6. Подведение итога урока.
- Что мы сегодня начали делать (творческий
проект игрушку из древесины похожую на Буратино).
- Какие операции выполнили? (Разметка, пиление,
строгание).
- Мы справились, как вы думайте?
Что предстоит нам сделать на следующих уроках?
- Подсчитаем наши баллы…
7. Уборка рабочего места.
Поможем убраться друг другу.