Цели: помочь родителям осознать важность и значимость целенаправленного формирования уверенности ребенка в себе; способствовать просвещению родителей студентов по данной проблеме.
Форма проведения: семинар-практикум.
Вопросы для обсуждения: причины неуверенности ребенка в себе; как бороться с неуверенностью ребенка в себе.
Подготовительная работа: метод встречных характеристик; составление памятки для родителей.
План собрания родителей:
- Вступительное слово.
- Метод встречных характеристик.
- Работа родителей с памятками.
- Подведение итогов.
Ход собрания
I. Вступительное слово.
Добрый день уважаемые родители!
Наше собрание мы посвящаем такому важному качеству характера человека, как уверенность в себе, своих силах.
Без уверенности в себе человеку трудно состояться в обществе. Можно иметь хорошее здоровье, блестящий ум, хорошее образование, но остаться не у дел только потому, что ты не веришь в себе, своим возможностям, своим умениям, все время находишься в сомнениях. Наше собрание важно потому, что ваши дети – первокурсники. Сегодня им нужно принимать массу собственных решений. Они связаны с выбором моральных ценностей, которые лягут в основу их будущих достижений, выбором друзей, окружения, выбором человека, с которым ему захочется разделить свои сомнения и надежды на будущее.
II. Метод встречных характеристик.
Для того чтобы мы с вами могли способствовать формированию уверенности ребенка в себе и поддержать в нужный момент, я сегодня вам предлагаю использовать метод встречных характеристик.
Вам необходимо заполнить характеристику на вашего ребенка, в которой нужно рассказать о следующем:
- Хобби, интересы, увлечения;
- Способности и умения;
- Преобладающие и недостающие черты характера;
- Взаимоотношения с близкими людьми и товарищами, одногруппниками;
- Планы на будущее, стремления, цели, пути их достижения.
Бланк характеристики перед вами. Время работы – 10 минут.
Заполненные характеристики родители сдают.
Далее мастер производственного обучения зачитывает выдержки из характеристик самих студентов группы 601. Родителям предлагается сравнить свои характеристики с тем, что сам обучающийся написал о себе.
Затем они получают оригиналы характеристик своих детей и анализируют их.
После самоанализа мастер производственного обучения, спрашивает, у родителей есть вопросы? Предлагает желающим записаться на индивидуальную консультацию к психологу, если есть необходимость.
Суть данного метода состоит в том, что учащимся предлагается написать на себя характеристику, в которой нужно указать не только свои внешние данные, но и внутренние. Может быть, после работы с характеристиками кто-то из вас по другому, взглянул на своего ребенка, открыл в нем что-то новое, доселе вам неизвестное.
III. Работа родителей с памятками.
Мы переходи к следующему этапу. Прошу обратить внимание перед вами на столах памятка для родителей, которая состоит из 19 правил. Прошу вас прочитать все эти правила, которые помогут нам быть, более внимательнее к детям.
Памятка для родителей.
Уважаемые родители!
Человек может многое не уметь, но если он верит в себя, в свои силы, ум, волю, упорство – он непременно достигнет успеха. Но отсутствие уверенности человека в себе порождает множество проблем. Несказанное кому-то вовремя нужное слово, нерешительные действия, несовершенный поступок – все это "может стать причиной душевных мук и терзаний человека. Для того чтобы избежать потерь, огорчений, страданий собственного ребенка и своих страданий, родители должны помнить следующее:
- Верьте в своего ребенка, несмотря ни на что!
- Отмечайте словом, взглядом, жестом любой хороший поступок своего ребенка.
- В любой сложной ситуации оценивайте поступок ребенка, а не самого ребенка.
- Откажитесь от ярлыков в адрес своего ребенка и не позволяйте другим членам семьи награждать его ярлыками.
- Указывайте на ошибки ребенка, предлагая при этом пути их исправления.
- Учите ребенка признавать свои ошибки как возможность совершенствования и продвижения вперед, а не как падение с высоты.
- Говорите с ребенком, не допуская криков и оскорблений.
- Хвалите ребенка справедливо, не возвеличивая его достижения.
- Хвалите ребенка за значительные поступки, а не за выполнение обязательных поручений.
- Похвала за поступок и решение, принятое ребенком по собственной инициативе, должна быть более весомой и значительной.
- Реально оценивайте возможности своего ребенка и ставьте ему задачи по силам.
- Если у ребенка что-то не получается, а вы понимаете, что он не может это сделать в силу своих природных данных и способностей, не обвиняйте его в этом.
- Не заставляйте своего ребенка в угоду вам лгать, лавировать, приспосабливаться.
- Помните, что без проб и ошибок не может состояться ни один человек.
- Учите своего ребенка самоуважению собственным примером или примером других людей.
- Старайтесь говорить с ребенком по душам даже тогда, когда вам очень трудно это сделать.
- Создавайте ситуации, в которых ваш ребенок будет иметь возможность проверить, насколько он уверен в себе.
- Любите своего ребенка. Именно этим, в первую очередь, внушайте ему уверенность в себе!
- Будьте ему во всем примером!
Итак, давайте проанализируем, всегда ли мы выполняем эти требования? С чем вы не согласны? Как вы думаете, сложно ли соблюдать данные заповеди? Кто-то может поделиться опытом или методами, воспитывающими уверенность у детей?
IV. Подведение итогов.
Сегодня на родительском собрании речь шла о том, что мы не ставим целью воспитать самоуверенного человека, готового пройти по другим людям для достижения своих целей. Мы ведем разговор о разумной уверенности человека в своих силах.
Подводя итог нашей встречи, обращаю ваше внимание на то, что, воспитывая у подростка чувство собственной ценности, мы с вами формируем у него чувство уважения к окружающим его людям, сознание ценности других людей.