Цель:
- Раскрыть прекрасный мир природы языком музыки.
- Вызвать эмоциональный отклик на прослушанные произведения музыки.
- Воспитывать через музыку любовь к природе родного края.
Задачи:
- Окунуться в мир звуков живой природы и прислушаться к ним более внимательно.
- На музыкальных примерах «услышать» окружающий природный мир и получить эстетическое наслаждение.
- Познакомиться с природным уголком Красноярья «Заповедник Столбы» в песенной лирике Красноярского клуба авторской песни.
Оборудование:
- компьютер
- проектор
- экран
- синтезатор
- гитара
- звукозаписи произведений и голосов живой природы
- портрет красноярского поэта и фантаста Вячеслава Назарова
- слайды «Красноярские Столбы»
Ход урока
Звучит аудиозапись голосов природы: «Голоса птичьего леса», «Дождь», «Гроза».
- Как восхитительно и гармонично звучат голоса живой природы! Природа всегда искренна и чиста с нами, мы слышим и созерцаем ее, мы переживаем ее красоту, ее ритмы могут менять наше настроение, мы можем печалиться и радоваться, восхищаться и успокаиваться и, желая выразить высшую прелесть природного мира, говорим: «Музыка природы»
И сегодня мы с вами, ребята, услышим природу в музыке! И это будет также интересно и волнующе, как и почувствовать живое дыхание природных стихий.
Звучит оркестровое произведение О. Мессиана «Пробуждение птиц».
Дети описывают лес, в котором пробуждается утро, пытаются назвать птиц по голосам.
Звучит сцена летней грозы из IV части Симфонии №6 Л. Бетховена.
Дети отвечают на вопрос учителя: «Какое явление природы изображает музыка?»
Общими усилиями учеников и учителя описываем прослушанную сцену грозы: хмурится небо, начинается разгул стихии, усиливается ветер, слышны удары грома, видны молнии, гроза постепенно затихает.
Перед прослушиванием пьесы К. Дебюсси звучат строки из стихотворения С. Малларли «Явление»
Эти поэтические строки могут быть отнесены к музыке К.Дебюсси - удивительного композитора – выразителя неуловимых чудес природы. Краски, звуки, свет и тень, мерцание - передается в музыке тонко и зримо.
Звучит пьеса «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» К. Дебюсси.
По прослушивании дети пробуют описать картину лунной ночи, сияние лунного света, делятся впечатлениями воздействия музыки на чувства, возникающие в душе, и высказывают мысли о волшебстве и таинственности лунной ночи, увиденной и услышанной в пьесе.
Звучат строки из стихотворения В. Назарова:
Я знаю, как ели в Сибири растут
Как- будто шальные, вслепую, враскрут,
Высокое небо навылет пробив,
Уходят в космический холод глубин.
Так увидел и рассказал о сибирской тайге поэт В. Назаров, живший в нашем городе Красноярске в 70-х годах. Вы услышите песню на его стихотворение «Колыбельная птичьей страны», музыку к ней сочинил Казначеев Александр Дмитриевич.
Под аккомпанемент гитары звучит песня «Колыбельная птичьей страны».
Есть страна за высоким и диким хребтом, за чертой золотого песка
Там в высокое небо уходят легко обнаженные лопасти скал……
Не узнаете ли вы, ребята, в этой песне удивительный уголок природы Красноярска?
Верно, это Красноярские Столбы.
На экране проходят слайд - ряд с видом природы заповедника «Столбы».
Вывод урока: Природа и человек не разделимы, вся жизнь человека тесно связана с природой, и искусство музыки тесно связано с миром чувств человека, с прекрасным миром природы, и поэтому красота музыки вдохновляется красотой природы и учит нас любить и беречь природу.