Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга. Общение наряду с деятельностью, направленной на познание и преобразование человеком окружающего предметного, физического мира, является одной из основных форм социальной активности человека. В общении друг с другом люди передают друг другу то, чем сами обладают. В результате общения знания, умения и навыки одного человека становятся общими для многих людей.
Общение многофункционально. Особое место занимает воспитательная функция общения как наиболее общая и социально-значимая. Реализация этой функции обеспечивает расширение кругозора, формирование и развитие эмоциональной и волевой сфер, формирование социально- ценных отношений (к образованию, труду, морали, человеку, культуре).
Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлась так.
Необходимым элементом системы психологического знания и мастерства в социальной работе является теория психологии общения. Социальный педагог должен обладать рядом черт, включающих, например, естественную потребность помогать людям, способствовать облегчать их существование и социальное взаимодействие, поддерживать чувство собственного достоинства.
Специалисты выделяют три основных качества, которыми он должен обладать: соответствие гуманистического потенциала личности данному роду деятельности; компетентность, включающая знания и умения, как в области социальной работы, так и в смежных сферах; умение устанавливать адекватные межличностные и конвенциальные отношения в различных ситуациях общения. Два последних качества проявляются в целом ряде умений социального взаимодействия, например, в умение менять ролевые позиции и отношения, умение облегчить отношения, умении формировать социальные роли клиентов.
Специалист социальной сферы должен владеть профессиональной культурой, составной частью которой является педагогическая культура общения.
Внешняя составляющая культура социального педагога – это то, что находит повседневное проявление в его отношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам.
Профессиональное мастерство складывается из владения специалистом технологиями, методами и методиками, средствами и приемами; развитие у него профессиональной техники: самоуправления, вербального, невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека профессиональной деятельности социального работника.
Направленность социального педагога проявляется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.
Нравственные качества – это усвоенные нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, в общении, социальной работе; нравственные чувства – удовлетворение от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), стремление помочь, поддержать клиента в решение социальных проблем. Это удовлетворенность от добросовестного выполнения социальной работы, своей профессиональной деятельности, нравственной по своей сути. Нравственные качества проявляются в таких чувствах специалиста, как долг, совесть, честь. Именно эти чувства способствуют формированию нравственных привычек.
Коммуникативные качества (от лат. – делаю общим, связываю, общаюсь) - способность быстро и правильно строить общение. Социальный работник постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом – тем человеком, кому нужна его помощь. Действенность его деятельности зависит от искусства его общения с клиентом.
Наблюдательность для социального педагога является исключительно важным фактором.
Интуиция – способность видеть взаимосвязь проявления особенностей личности и ее внутреннего состояния, его индивидуальных черт, перспектив их изменения, а также возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Характерный пример проявления перцептивных способностей воспитателя привел А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья». Для социального работника исключительно важно видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и возможности их решения с помощью целенаправленной самореализации.
Рефлексия - умение видеть себя глазами других людей. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответственно относиться к своей профессиональной деятельности.
Эмоциональные качества личности характеризуют переживания специалиста, которые он испытывает при встрече с социальными проблемами человека в процессе социальной работы и оказывающие существенное влияние на его профессиональную деятельность. К ним относятся:
- эмоциональная устойчивость – самообладание, способность к саморегуляции позволяет социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности;
- эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения.
Общаясь с другими людьми, социальный педагог неизбежно должен был научиться общаться с собой. Рефлектируя, то есть, воспринимая свой собственный образ и понимая другого человека, он, для успеха общения, нередко должен был целенаправленно изменять внешние признаки своего образа и характера поведения. Любая деятельность, а тем более выполняемая на пределе возможностей, требует постоянной оценки своих сил и умения заставить себя работать, даже если эти силы, казалось, уже исчерпаны. Для этого используются различные способы, пусть не всегда осознанного, но, тем не менее активного, воздействия на свое состояние и самочувствие. Эти и многие стороны самовоздействия вытекают из сложного многопланового психического процесса, который предполагает все атрибуты общения.
Конкретные же инструменты, позволяющие реализовать различного рода психические действия в этом направлении, есть образ и речь.
Определением общения является положение И.А.Зимней о том, что «общение представляет собой форму общественно-коммуникативной деятельности, где «вербальное общение» является специфически человеческой формой взаимодействия членов общности».
Общение сопровождает производственно-трудовую и учебно-познавательную деятельность, характеризует стиль управления и деловых отношений, происходит в семье и воспитании детей, в дружбе, любви, в поведении в общественных местах и в организациях досуга. Уровень жизнедеятельности человека в каждом из этих сфер зависит от культуры общения. Умение слушать и слышать связано с вниманием, наблюдательностью.
На основе их учета можно критически оценить свои привычки слушать, используя эффективные приемы слушания в практике общения. Так, Л,И. Зотова, Н.А. Нартова предполагает рекомендации, как надо слушать:
- Не уходите от ответственности за общение. Необходимо помнить, что в общении участвуют как минимум два человека, которые попеременно говорят и слушают. Если вам не ясно, о чем говорит ваш собеседник, дайте ему об этом знать или уточняющими вопросами, или переформулировать сказанное с просьбой поправить вас.
- Будьте внимательны, то есть слушайте собеседника всем телом: повернитесь к нему лицом, поддерживайте с говорящим визуальный контакт, помните о расстоянии (дистанции) между вами, которое должно быть удобно для обоих.
- Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Помните, что любой человек может удержать сконцентрированное внимание в пределах минуты.
- Старайтесь понять не только смысл, но и чувства вашего собеседника. Наблюдайте за невербальными сигналами, за тоном голоса, скоростью речи, интонацией, понаблюдайте за тем, что способствуют ли невербальные сигналы большему пониманию речи говорящего или противоречат его словесному содержанию.
- Старайтесь выразить понимание.
- Не притворяйтесь, что слушаете говорящего. Вас быстро разоблачат.
- Не перебивайте без надобности.
- Не делайте поспешных выводов.
- Не задавайте слишком много вопросов.
- Не давайте непрошенных советов.
И в заключении хочется отметить, что культура общения социального педагога - это сложное, многогранное и многоплановое образование. Культура общения формируется в процессе воспитания и продолжается непрерывно в течение жизни и деятельности человека.