Цели:
- формировать умение записи и чтения числовых равенств и неравенств;
- проверить умение сравнивать прямые, отрезки и лучи, находить между ними сходство и различие.
Оборудование:
- карта с обозначением этапов урока;
- кукла фея Математики;
- цветок с семью разноцветными лепестками;
- табличка «Добро пожаловать»;
- табличка с изображением цифры 7;
- индивидуальные карточки с изображением геометрических тел;
- магнитные цифры;
- цифровой веер;
- индивидуальные наборы геометрических тел;
- лента цифр;
- грамоты;
- сюжетные картинки для составления математических рассказов.
Тип урока: урок-путешествие.
I. Организационный момент.
Ученик:
Гулять сегодня некогда:
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам,
И мы их удивим.
Учитель:
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка?
И линейку не забудьте.
А сейчас, ребята, поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь
А спрошу вас, отвечайте.
Вам условие понятно?
Дети: Да!
Учитель:
Это слышать мне приятно.
Путешествие зовёт
Первоклашек на урок.
А куда пойдут ребята?
В необычную страну,
Очень нужную страну,
Очень важную страну-
М-А-Т-Е-М-А-Т-И-К-У!
II. Сообщение темы и целей урока.
На доске карта с обозначением заданий урока, изображение феи Математики, табличка «Добро пожаловать».
Учитель: Поможет нам в путешествии волшебный цветок (на доске появляется цветок с семью лепестками разного цвета). Сколько лепестков у цветка? Что необычного в нашем цветке? Ребята, кто узнал, из какой сказки прилетел к нам этот цветок.
Дети: В.Катаев «Цветик - семицветик».
Учитель: Верно. А кто догадался, с какой цифрой, и каким числом мы сегодня с вами познакомимся, отправляясь в наше путешествие?
Дети: С числом и цифрой 7.
Учитель: Молодцы. Вы, верно, догадались, а что помогло вам ответить на мой вопрос?
Дети: Цветик-семицветик.
Физкультминутка.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают.
Головой качают.
III. Работа по теме.
Учитель: Нам сегодня надо преодолеть много препятствий, чтобы фея Математике была нами довольна и наградила нас. За работу во время урока фея будет награждать самых успешных, быстрых и сообразительных. И так мы отправляемся в путешествие. Помогать нам будет волшебный цветок. Отрываем первый лепесток и читаем задание.
1-е задание. Область геометрии. На партах у учащихся карточки с чертежами, изображающими прямые, отрезки, лучи, пересекающиеся и нет.
Учащиеся работают в парах, выполняя задания порядно.
1-й ряд - Сколько прямых линий на чертеже?
2-й ряд - Сколько лучей?
3-й ряд - Сколько отрезков?
Выполнив задание, учащиеся вместе поднимают руки вверх. Проверка задания идёт с опорой на чертёж на доске.
- Как убедится в том, что линия прямая?
- Назовите отличительные признаки отрезков.
- Чем луч отличается от отрезка?
2-е задание. Республика равенств и неравенств. Работа ведётся по рабочей тетради стр.31 №66.
Каждое неравенство или равенство составляется учащимися на доске при помощи магнитных цифр, остальные ребята записывают в тетрадь.
3-е задание. Числовой лес. Физкультминутка.
На наборном полотне: 7 зелёных ёлочек и 7 красных кругов.
Сколько ёлочек зелёных
Столько сделайте наклонов.
Сколько видите кружков
Столько сделайте прыжков.
4-е задание. Цифроград. На доске рисунки из сказок «Волк и семеро козлят», «Цветик - семицветик», «Семь Симеонов», «Белоснежка и семь гномов».
Учитель: Из каких сказок эти иллюстрации? Как вы думаете, почему эти картинки висят рядом?
Дети: В названии этих сказок встречается число 7. А ведь тема нашего урока сегодня «Число и цифра 7».
Учитель: Верно. Это число 7. Особым почтением пользовалась в древности семёрка. Когда-то семёрка была предельным числом и обозначала «всё».
- Вспомните, в каких выражениях, пословицах или поговорках вам встречалась семёрка?
Дети: «Семеро одного не ждут», «На седьмом небе от счастья», «Семь бед один ответ», «Семь чудес света».
Учитель:
Кто со сцены нам поёт,
Знает:
Семь в октаве нот.
Сам я подтвердить готов:
Семь у радуги цветов.
Дней в неделе тоже семь.
Ну, уж это ясно всем!
Учимся писать цифру 7.
- На что похожа цифра 7?
Работаем в тетради стр.33 №69.
5-е задание. Числовая поляна. Учебник стр.52 №96. Работа ведётся с набором геометрических фигур.
- Положите столько кругов, сколько на рисунке бабочек.
- Положите столько квадратов, сколько стрекоз на рисунке.
- Положите столько треугольников, сколько на рисунке жуков.
- Кого больше всего?
- На сколько жуков больше, чем стрекоз? Бабочек?
6-е задание. Тропинка цифр. Работа ведётся по ленте цифр, с использованием числового веера у каждого ребёнка.
- Назовите число, следующее за числом 5.
- Какое число стоит между числами 6 и 8.
- Назовите соседа справа числа 2.
- Какое число предшествует числу 9.
- Какое число меньше на один числа 7.
- Назовите соседа слева числа 5.
- Следующее число за числом 8.
7-е задание. Море задач. Составление рассказов по картинкам. Рассказ составляется учащимися по каждой картинке и содержит вопрос по содержанию картинки.
IV. Итог урока.
Учитель: Молодцы ребята вы на славу потрудились. Фея Математики вами довольна и просила вас всех наградить (вручаются грамоты).
- Что вам понравилось на уроке?
- Что было интересного?
- Какое задание хотелось бы повторить на других уроках?