Цель: формировать представление о природном сообществе как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов и, на основе этого, развивать представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
- показать необходимость охраны лесов;
- учить самостоятельно получать информацию;
- учить работать по плану, со схемой, с гербариями;
Развивающие:
- расширение кругозора учащихся,
- развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- преодолеть традиционное разделение организмов на вредных и полезных, учить детей смотреть на проблемы, связанные с этим, глазами экологов.
- совершенствование навыков коллективной работы в группах.
Оборудование:
- компьютерная презентация,
- лист ватмана для экологической газеты,
- гербарии,
- карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, отгадайте загадку:
С подругами и сёстрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.
(газета)
(Презентация, слайд 1, щелчок)
- Для чего нужны газеты?
(Узнавать новости: происходящие события в жизни людей)
- Школьники тоже создают газеты о жизни в школе. (Щелчок)
- Сегодня и мы создадим свою газету – экологическую.
II. Проверка домашнего задания.
- Прежде чем выпустить газету, корреспонденты проводят опрос – когда нужно узнать мнение определенного количества людей по какому-то вопросу. Например, о курении, об охране воздуха. После опроса данные анализируют и помещают в газету.
Я тоже хочу узнать мнение некоторых учеников нашего класса о почвах нашего края.
Индивидуальные карточки:
Уровень Б. Выберите правильный ответ:
1) В какой природной зоне находится наш край?
А) в тундре
Б) в зоне лесов
В) в пустыне
2) Какая почва в нашем крае?
А) подзолистая
Б) тундровая
В) чернозёмная
3) Какая главная часть почвы?
А) песок
Б) перегной
В) глина
4) Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
А) песок
Б) перегной
В) ил
5) Один сантиметр почвы в природе образуется за …
А) 5 – 10 лет
Б) 250 – 300 лет
В) 700 – 800 лет
Уровень А. Найди ошибки в тексте.
Почвой называют верхний твёрдый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают чернозёмные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
III. Сообщение темы и целей урока.
1) - Мы создадим необычную - лесную газету. В обычных газетах пишут про людей и их дела. Но многим ребятам интересно узнать и о том, какая жизнь в лесу. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идёт работа, бывают праздники, несчастные случаи, победы, поражения. Назовём мы нашу газету по-научному. Расшифруйте её название с помощью волшебных часов, которые бьют через каждые 2 часа.
Работа в парах.
Ключевая фраза –«Лес – природное сообщество» - тема урока.
(Открываю название газеты) (Презентация, слайд 2)
- Как вы понимаете словосочетание «природное сообщество»? (Ответы детей)
- Обратимся к словарю Ожегова: «Группа растительных или животных организмов, живущих вместе».
- Как вы думаете, о чём же мы можем рассказать в своей лесной газете?
2) Составим план:
- Название сообщества.
- Организмы, составляющие сообщество.
- Экологические связи в сообществе.
- Охрана сообщества.
IV. Объяснение нового материала.
1) (Презентация. Слайд 3) «Смешанный лес», звучит запись голосов птиц.
- Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить?
(С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх)
- Чем является лес для живых организмов?
(Для живых организмов лес является домом)
- А какой этот дом?
(Большой, многоэтажный, растения в лесу образуют своеобразные этажи)
- Кто знает, как их называют учёные? (Ярусы леса)
- Учёные располагают ярусы в порядке уменьшения. Каждый ярус имеет своё название. Давайте попробуем выделить лесные ярусы.
Работа в группах.
Дайте лесным ярусам название и приведите примеры растений.
Некоторым группам – схемы-подсказки.
(Деревья, кустарники, травы)
Ярусы леса |
||
|
|
|
|
|
|
Проверка.
– На какие же этажи вы разделили лес?
2) Просмотр видеоролика «Ярусы леса»[1] (Презентация, слайд 4)
- Что нового узнали? (6 этажей)
- Почему так много видов растений могут жить вместе? (Светолюбивые и теневыносливые)
Дополнительное задание.
- Ребята, чем кустарники отличаются от деревьев? (У дерева один толстый ствол, у кустарников – несколько тонких стволиков)
- Если у кустарника ежегодно срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом? (Может стать)
- Ребята, вы, наверное, замечали в лесу молодые, подрастающие деревца. Все вместе молодые деревца образуют подрост. Как вы думаете, к какому ярусу мы отнесём подрост? Почему? (К ярусу не относится)
Вывод: - Какие же ярусы выделяют учёные? (На газету помещаем карточки-схемы)
(Презентация, слайд 5)
Верхний ярус
1. Высокие деревья: сосна, ель, дуб, берёза, осина
2. Низкие деревья: черёмуха, ольха, рябина
Средний ярус –
3. Кустарники: лещина, калина, малина, шиповник
Нижний ярус -
4. Кустарнички: папоротник, черника, брусника, Иван-чай
5. Травянистые растения: кислица, ландыш, крапива
6. Мхи, лишайники, грибы
V. Закрепление изученного материала.
Групповая работа.
Найдите «лишнее» растение. (Презентация. Слайд 6, 7, 8, 9)
1, 5– сосна, осина, ель, лещина
2, 4 – берёза, папоротник, брусника, черника
3, 6 – берёза, дуб, яблоня, земляника
7 – малина, лещина, шиповник, подосиновик
Взаимопроверка.
VI. Объяснение нового материала (продолжение)
1) - К какому ярусу мы отнесли грибы? (К нижнему ярусу)
- А нужны ли лесу грибы? (ответы детей: питаются и лечатся животные)
- Но грибы помогают не только животным. Послушайте экологическую задачу и попытайтесь её решить.
В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И учёные заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил. Как вы это объясните?
(Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – гриб мухомор) (Презентация, слайд 10)
- Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.
Дополнительно.
2) Сообщение ученика.
- Хорошо в лесу в любое время года. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (старые листья, остатки сухой травы, сухие веточки) (Презентация, слайд 11)
- Учёные называют этот незаметный ярус леса – лесная подстилка. О ней и её роли для леса нам расскажет Комаров Артём. (Помещаем в газету)
- Что же такое лесная подстилка? (Опавшие листья и другие отмершие части растений)
- Каково её значение для леса? (Образование перегноя и солей, которыми питаются растения; дополнительная защита от холода животным, зимующим под снегом).
3) Животный мир лесов.
– Изучая зону лесов, мы говорили о животном мире, составляли цепи питания и выполняли творческие работы. (Некоторые в газете) Давайте вспомним:
Загадки–обманки
Неуклюжий, косолапый
Он в берлоге лижет лапу.
Знаем – нас не проведёшь –
Этот зверь, конечно, … (медведь)Вот забавный недотрога,
Он иголок носит много.
Этот маленький зверёк
Называется … (ёж)У бедняжки нет берлоги,
От врагов спасают ноги.
Он привык к зиме белеть.
Догадались? Он … (заяц)Эта рыжая плутовка
Кур ворует очень ловко.
Ей не скажешь: «Ну-ка, брысь!»
Этот зверь, конечно, … (лиса)Я зимой в пушистой шубе,
Ем грибы на старом дубе.
Мне на месте не сидится,
Потому что я … (белка)
- Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными. Почему их так много? (Разнообразие мест обитания, разнообразная пища)
- А легко ли в лесу найти животных? Почему? (Прячутся в листве деревьев, в траве)
- Как же поделили животные между собой лесные этажи?
Групповая работа.
(У каждой группы на карточках изображения животных)
Выберите животных, которые:
- Живут на деревьях - …………………………………….
- Ведут наземную жизнь …………………………………
- Обитают в почве ……………………………………………
Во время групповой работы два ученика «расселяют» животных на газете.
Дополнительно.
- Подумайте, почему в лесу нам не попадаются на глаза мёртвые зверьки или птицы?
(Их закапывают в почву жуки-могильщики и жуки-навозники) (щелчок)
- Для чего они это делают?
4) Взаимосвязи.
- Как связаны между собой растения и животные? (в цепи питания)
Просмотр видеоролика «Цепи питания»[2] (Презентация, слайд 12)
5) Экологические взаимосвязи.
Работа со схемой.
- Смогут ли животные жить без растений? (Презентация, слайд 13)
(Появляется стрелка: питание, кислород, укрытие, лечение)
- Смогут ли растения прожить без животных?
(Появляется стрелка: опыление, распространение плодов, семян, повышение плодородия почвы)
Пища, кислород, укрытие, лечение
опыление, распространение плодов, семян
повышение плодородия почвы
- Почему же лес называют природным сообществом? (Презентация. Слайд 14)
(В природе существуют невидимые нити, взаимосвязь между всеми живыми организмами, все живые организмы живут сообща)
VII. Охрана сообщества.
- Каждый день по радио и телевидению передают прогноз погоды – научное обоснованное предположение о будущем состоянии погоды. На основе проведённых нами исследований мы можем тоже составить некоторые прогнозы, только экологические, позволяющие предвидеть результаты нарушения существующих в природе взаимосвязей.
- Что произойдёт в лесу, если:
1) Уничтожить грибы? (Замедлиться рост деревьев; не будет питания для лосей, оленей, белок, сорок, слизней; пропадёт лекарство)
2) Исчезнут мыши? (Не будет питания для хищников, распространяться болезни, уничтожат много растений)
- Мыши приносят большое потомство. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? (Есть хищники)
- Как называется это явление в природе? (Экологическое равновесие)
- Как человек может повлиять на лес и его обитателей, нарушить природное равновесие? (Вырубка лесов, загрязнение, пожары, неумеренный и неправильный сбор ягод, грибов)
– Что нужно делать, чтобы этих нарушений не было? (Создавать заповедники, на месте вырубленных лесов сажать новые, вести борьбу с браконьерством)
- Каждый из вас должен постараться стать другом природы и постоянно помнить о правилах поведения в природе (мы их изобразили в виде запрещающих и разрешающих знаков), не поддаваться своим желаниям и соблазнам.
VIII. Итог урока. Отметки за работу.
- Какие новые слова и понятия вы узнали на уроке? (Ярусы, природное сообщество, лесная подстилка)
- Понравилась ли вам газета, которая у нас получилась? (Рисунок 1)
Рисунок 1
- О чём же ребята из младших классов, которым мы готовим праздник, смогут узнать из нашей газеты?
IX. Домашнее задание.
Нарисовать растение или животное леса, нуждающееся в особой охране, чтобы пополнить «Красную книгу» нашего края.
Литература.
- Учебное электронное издание, «Экология», диск 2 – коллекция видео № 0584
- Учебное электронное издание, «Экология», диск 2 – коллекция видео № 0577