Конспект занятия по разделу "Музыкальное воспитание" для детей 5–6 лет на тему "Зимняя сказка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия: Привлечь внимание детей к особой красоте зимних звуков природы.

Программное содержание:

  • Обогащать и систематизировать знания детей о зиме и зимнем празднике Новый год.
  • Развивать способность к образным и свободным импровизациям, а также тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
  • Воспитывать интерес к музицированию.
  • Создать эмоциональный фон и настрой, вызвать у детей желание заниматься.

Предварительная работа: Беседы с детьми о зиме, просмотр иллюстраций.

Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова: кутерьма, серебристый, переливается

Индивидуальная работа: Показ танцевальных движений, пропевание звука “У”, игра на отдельной группе музыкальных инструментов.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: книга, изображение зимы, схема пения;
  • Раздаточный: музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны листы бумаги.

Методы и приемы:

  • Рассматривание книги (наглядный);
  • Игровые упражнения (имитация вьюги, игра на музыкальных инструментах);
  • Рассказ педагога;
  • Художественное слово (стихотворение, поговорки, загадки – музыкальная и словесная);
  • Педагогическая оценка;
  • Самооценка детьми;
  • Игровой метод (с помощью вопросов, объяснений);
  • Сюрпризный момент;
  • Организационная коммуникативная игра “Здравствуете”.

Ход занятия

Под музыку дети входят в зал парами, становятся в общий круг. Мы знакомимся.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА “ЗДРАВСТВУЙТЕ”.

(Приложение 1)

Здравствуйте ручки хлоп – хлоп – хлоп
Здравствуйте ножки, топ – топ – топ
Здравствуйте щечки плюх – плюх – плюх
Пухленькие щечки плюх – плюх – плюх
Здравствуйте губки – чмок – чмок – чмок
Здравствуйте зубки – цок – цок – цок
Здравствуйте мой носик – бип – бип – бип
Здравствуйте гости всем привет!

Рассаживаемся на стульчики. Рассматриваем книгу.

Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года мы зовем….зима

Зима у нас какая? Холодная, морозная, снежная

Ребята, сегодня мы послушаем замечательную песенку “Русская зима”.

Послушайте, пожалуйста, какая она по характеру.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

ПЕСНЯ “РУССКАЯ ЗИМА”.

(CD “Продолжение сказки” “Весть – ТДА”, 2004 г.)

Ребята, какая песня по характеру? (Веселая, озорная, радостная).

А о чем поется в этой песенке?

Давайте еще раз послушаем.

Повторное слушание.

Какие поговорки о зиме вы знаете?

Два друга – мороз да вьюга.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.

Вы слышали, как скрипит снег? Как это можно изобразить? У вас под стульчиками лежат листочки бумаги. Давайте их возьмем и пошуршим. Похоже на скрип снега?

Ребята, вы знаете, что музыку можно не только увидеть, но и услышать.

Давайте закроем глаза и послушаем.

Звучит фонограмма метели.

Ребята, что это было? Может быть легкий ветерок? Ответы детей.

Пусть каждый из вас сейчас попробует подуть на свою ладошку так, чтобы ветер был холодным, а звук был похож на завывание метели.

Дети выполняют.

А сейчас давайте попробуем проследить за движением руки и голосом изобразить завывание ветра на звук “У”. Если рука поднимается вверх, то и ваш голос поднимается вверх, а когда рука опускается вниз, то и голос опускается вниз. Давайте попробуем.

Метель гудит, в трубе шумит
Очень страшно одному
А метель все “У – у” да “у – у”!

Молодцы! А сейчас мы с вами попробуем устроить снежную кутерьму.

Что такое “кутерьма”? Это снежная буря.

Когда дует сильный ветер, деревья качаются (руки над головой), снег кружится (моталочка).

Попробуем вместе с вами под звук метели? Приготовились, начали

Дети под фонограмму метели изображают деревья при сильном ветре, снежную кутерьму.

Ух, ты, зимушка – зима
Закружила, замела
Все дороги, все пути
Не проехать, не пройти.

Молодцы! Получилась у нас снежная кутерьма? Я думаю, что получилось неплохо.

Ребята, какие зимние забавы вы знаете? Ответы детей.

Я предлагаю вам поиграть в снежки.

ПЕСНЯ “ИГРА В СНЕЖКИ”.

(Приложение 2)

Приготовили пальчики? Ой, ребята, а где же ваши ручки?

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Девочки и мальчики где же ваши пальчики? (прячут пальчики за спину).
Пошли пальчики с утра (шевелят пальчиками перед собой на вытянутых руках).
В гости к тете Разыгра (хлопают в ладошки).
На скамеечке сидели (левая рука перед собой, правой ударяют каждым пальчиком по большому пальцу левой).
Да в окошечко глядели (бинокль).
Напилися чаю, чаю разыграю (ударяют в ладошки, показывают большой палец).
Солнышку ладошки погладили немножко (массаж по каждой ладошке).
Пальчики подняли, лучиками стали (руки вверх, пальчик раскрыты).

Вспомните, когда ярко светит солнышко, какой становится снег? (Ответы детей).

(Серебристый, переливается).

Про него говорят, что снег переливается, словно драгоценные камни, сияет сотнями бриллиантов. Сверкает снег и при свете луны, тогда говорят, что снег светится, как серебряная парча. Зима – это Фея природы.

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Давайте попробуем изобразить зиму на музыкальных инструментах.

У вас на стульчиках висят кармашки, в них лежат музыкальные инструменты, достаньте их, пожалуйста.

Давайте попробуем исполнить глиссандо на металлофоне. (Дети выполняют).

А сейчас позвеним колокольчиками. ети выполняют).

А сейчас изобразим метель по схеме на звук “У”. (Дети выполняют).

Ветер снежинки гонит и гонит (глиссандо на металлофоне).

Кто там поет за стеной? (“У” по схеме).

Это морозец – маленький гномик звенит в колокольчик свой (звенят колокольчиками).

Молодцы! вы настоящие музыканты!

Зимой веселье не ограничивается только зимними забавами, есть еще сказочный, волшебный праздник, которого ждут с нетерпением и дети и взрослые. Как он называется? (Новый год).

У меня для вас есть сюрприз. Послушайте и отгадайте музыкальную загадку.

ПЕСНЯ – ЗАГАДКА “ДЕД МОРОЗ”.

(Приложение 3)

Слышите, Дед Мороз уже в пути, скоро придет к вам детский сад и исполнит все ваши желания. Чтобы удивить Деда Мороза мы с вами познакомимся с новым веселым танцем “Карнавал”. Для этого мы встанем парами и разойдемся по кругу.

Показываю элементы танца. Дети выполняют движения по показу. Пробуем выполнить движения под музыку.

ТАНЕЦ “КАРНАВАЛ”.

(CD “Хлопайте в ладоши” музыка и слова Ю. Верижникова “Весть – ТДА”, 2004 г.)

Движения на усмотрение музыкального руководителя.

Замечательно! Вы справились со всеми заданиями.

- Какие задания вы сегодня выполняли?
- О каком времени года мы с вами говорили?
- Какой праздник самый долгожданный мы отмечаем зимой?
- Кто приходит к нам на праздник?
- И скажите, пожалуйста, изменилось у вас настроение? Какое оно стало?
- Что вам больше всего понравилось на занятии? Что запомнилось?
- Что бы еще вы хотели исполнить?

Ребята, если вам понравилось на занятии – возьмите елочку нарядную новогоднюю, а если что-то вы не успели запомнить – елочку холодную голубую.

Мне было очень приятно познакомиться с вами, вы очень помогли мне сегодня, справились со всеми заданиями, большое вам спасибо.

И я бы хотела подарить для вашей елочки новогодние шишки, ведь скоро всюду будут наряжать елочку, я думаю, что это будет хорошим украшением.

А сейчас нам пора попрощаться.

Дети под музыку уходят в группу.