Цель урока:
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Профилактика вредных привычек.
Задачи :
- формирование у учащихся пятого класса негативного отношение к табакокурению и алкоголю;
- развитие представления о негативных последствиях употребления ПАВ для характеристик внимания, памяти, мышления.
- обучение пятиклассников способам улучшения и развития познавательных процессов.
Ход урока
На доске расположены:
- два прожектора – ВНИМАНИЕ,
- два сундучка – МЫШЛЕНИЕ,
- два домика – ПАМЯТЬ.
В паре один прожектор, сундучок и домик – красивый, разноцветный, другой, наоборот, черный и сумрачный.
Что же здесь произошло?
Ведущий. Однажды в городе «ВниМышПа» жили близнецы - Внимание, Мышление и Память. Все они были сильными, радостными, здоровыми, умными, любознательными. Но однажды рядом с ними поселились два друга – Сигарет и Пив. Они были очень красиво одеты и привлекали к себе внимание. Как –то Сигарет и Пив пригласили жителей ВниМышПы к себе в гости. Трем близнецам очень понравилось у них бывать, и они стали часто навещать Сигарета и Пива. Остальные сразу поняли, что под красивой одеждой двух друзей скрывается что-то страшное, недоброе, и они решили держаться от них подальше. Так продолжалось несколько лет. Однажды близнецы посмотрели друг на друга и обнаружили, что они стали совсем не похожими. Те, кто не дружил с Сигаретом и Пивом, стали красивыми и успешными. А те, кто очень часто бывал у Сигарета и Пива в гостях, - мрачными и злыми. Они часто сердились по пустякам, ничем не интересовались, были неприветливыми.
Ведущий обращает внимание учащихся на доску, где один из близнецов Внимания, Памяти, Мышления - красивый, разноцветный, а другой - черный и сумрачный.
Какими стали наши близнецы?
Учащиеся разделены на 3 группы, в каждой из которой определены:
- секундант (следит за временем работы в группе);
- по 2 докладчика (один докладчик рассказывает о признаках, характерных для познавательного процесса здорового человека, не имеющего вредных привычек; второй – о признаках, характерных для познавательного процесса человека, имеющего вредные привычки);
- по 2 лаборанта (один лаборант прикрепляет на доске к красивому «близнецу» карточки с признаками, характерными для познавательного процесса здорового человека, не имеющего вредных привычек; второй – к черной, сумрачной картинке карточки с признаками, характерными для познавательного процесса человека, имеющего вредные привычки).
Докладчики, секунданты, лаборанты могут быть назначены ведущим по различным признакам (цвету волос, глаз, одежды и т.п.)
Учащимся раздаются карточки с описанием признаков памяти, внимания и мышления у здорового человека и памяти, внимания и мышления у человека, имеющего вредные привычки.Им необходимо разделить карточки по данным признакам на 2 части:
а) для познавательных процессов человека, не имеющих вредных привычек;
б) для познавательных процессов человека, имеющих вредные привычки.
Карточки для ПАМЯТИ
- Я – сильная, хорошая
- Я могу много запомнить и много сохранить в себе
- Я знаю множество стихотворений, иностранных языков
- Я приношу успех во всех делах
- Я – слабая, плохая, ненадежная
- Я часто все забываю
- Я – как решето, во мне много «дырок»
- Я плохая помощница в учебе и работе
Карточки для ВНИМАНИЯ
- Могу быстро сосредоточиться и сконцентрироваться
- Умею переключать себя: со мной на уроке легко читать, писать, слушать учителя и ответы одноклассников, а еще выполнять все задания
- Могу распределять себя: со мной на уроке можно одновременно следить за тем, что говорит учитель, что делает сосед по парте и при этом переписывать с доски в тетрадь!
- Работаю, не отвлекаясь, долгое время
- Очень часто отвлекаюсь
- Делать одновременно несколько дел мне очень трудно!
- Быстро перейти от одного дела к другому – ох, как тяжело…
- Рассеянность, невнимательность – это про меня!
Карточки для МЫШЛЕНИЯ
- Умею ясно мыслить и ясно излагать свои мысли!
- Люблю решать логические задачи – и, главное, у меня это хорошо получается !
- В любой ситуации я всегда нахожу нестандартное решение, не похожее на общепринятое !
- Со мной учатся всегда на «отлично»!
- Со мной очень трудно понять объяснение учителя на уроке. Как же плохо быть глупым!
- Со мной невозможно найти нестандартный выход из ситуации, потому что я не умею нестандартно мыслить!
- Со мной очень трудно решить логическую задачу или головоломку, потому что мой ум совсем не гибкий.
- Со мной учатся всегда плохо!
После обсуждения в группах докладчики рассказывают, какими стали близнецы
Ведущим вместе с учащимися делается вывод о том, что вредные привычки негативно влияют на здоровье человека, разрушают память, внимание, мышление, делают человека неуспешным, «поселяют» его в черный, сумрачный дом, где мало места радости и счастью! А чтобы «поселиться» в красивом доме и многого в жизни достичь, надо формировать ценностное отношение к своему здоровью, развивать себя.
Ведущий раздает учащимся памятки по развитию памяти, внимания и мышления.
Город, где живут ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И ПАМЯТЬ, советует тебе!
Как развивать внимание
- Приучай себя работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.
- Учись наблюдать одновременно сразу несколько объектов.
- Тренируйся в переключении внимания (например, упражнение «Муха») ;
- Развивай у себя силу воли. Следуй принципу «надо», а не «хочу». Чередуй легкие и трудные дела, интересные и неинтересные.
- Учись сосредотачиваться. Состояние твоих мышц связано с вниманием. Чем более ты собран, тем ты внимательнее.
- В индейских племенах детей учили сидеть тихо и смотреть, когда не на что смотреть, и слушать, когда вокруг тихо. Это считалось самым трудным. Попробуй и ты.
Как развивать мышление
- Научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
- Развивать мышление — это значит насыщать свой ум знаниями. Школа, книги, телевидение, люди – это источники знаний. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
- Учись задавать вопросы и искать ответы на них, замечать новое в привычном.
- Решай больше логических задач и головоломок, тренируй сообразительность.
- Больше рассказывай вслух о прочитанном, увиденном, тренируй свою речь.
- Развивай память, внимание, наблюдательность.
Как улучшить память
- Учить нужно всегда с желанием. Никогда не говори: «Я не выучу», говори: «Я могу и хочу это выучить».
- Используй все виды памяти: смотри, читай про себя и вслух, черти схемы, таблицы, ищи главную мысль. Опирайся на тот вид памяти, который у тебя лучше развит.
- Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день. Выучить лучше заранее, а накануне только повторить.
- Тренируй свою память как мышцы: чем больше ты учишь, тем быстрее и лучше ты будешь запоминать в дальнейшем.
Используемая литература
- Безруких М.М.. Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: 5-6 классы: Пособие для педагогов и родителей. – М., 2007. – 64 с.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия :.Программа профессионального самоопределения для подростков. – М., 2000. - 128 с.