Психологический урок "Однажды в городе ВниМышПа…"

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Цель урока:

  1. Пропаганда здорового образа жизни.
  2. Профилактика вредных  привычек.

Задачи :

  • формирование  у учащихся пятого класса негативного отношение к табакокурению и алкоголю;
  • развитие представления о негативных последствиях употребления ПАВ для характеристик внимания, памяти, мышления.
  • обучение  пятиклассников способам улучшения и развития  познавательных процессов.

Ход урока

На доске расположены:

  • два прожектора – ВНИМАНИЕ,
  • два сундучка – МЫШЛЕНИЕ,
  • два домика – ПАМЯТЬ.

В паре один прожектор, сундучок и домик – красивый, разноцветный, другой, наоборот, черный и сумрачный.

Что же здесь произошло?

Ведущий. Однажды в городе «ВниМышПа» жили близнецы - Внимание, Мышление и Память. Все они были сильными, радостными, здоровыми, умными, любознательными. Но однажды  рядом с ними поселились два друга – Сигарет и Пив. Они были очень красиво одеты и привлекали к себе внимание. Как –то Сигарет и Пив пригласили жителей  ВниМышПы к себе в гости.  Трем близнецам очень понравилось у них бывать,  и они стали часто навещать Сигарета и Пива. Остальные  сразу поняли, что под красивой одеждой двух друзей скрывается что-то страшное, недоброе, и  они решили  держаться от них подальше. Так продолжалось несколько лет. Однажды близнецы посмотрели друг на друга и  обнаружили, что они стали совсем не похожими. Те, кто не дружил с Сигаретом и Пивом, стали красивыми и успешными. А те,  кто очень часто бывал у Сигарета и Пива  в гостях, - мрачными и злыми. Они часто сердились по пустякам, ничем не интересовались, были неприветливыми.

Ведущий обращает внимание учащихся на доску, где один  из близнецов Внимания, Памяти, Мышления - красивый, разноцветный, а другой -  черный и сумрачный.

Какими стали наши близнецы?

Учащиеся разделены на 3 группы, в каждой из которой определены:

  • секундант (следит за временем  работы в группе);
  • по 2 докладчика (один докладчик  рассказывает о признаках, характерных для познавательного процесса здорового человека, не имеющего вредных привычек;  второй  – о признаках, характерных для познавательного процесса человека, имеющего вредные привычки);
  • по 2  лаборанта (один  лаборант прикрепляет на доске к красивому «близнецу» карточки с признаками, характерными для познавательного процесса здорового человека, не имеющего вредных привычек;  второй  – к черной, сумрачной картинке карточки с признаками, характерными для познавательного процесса человека, имеющего вредные привычки).

Докладчики, секунданты, лаборанты могут быть  назначены  ведущим по различным признакам (цвету  волос, глаз, одежды  и т.п.)

Учащимся  раздаются карточки с описанием признаков  памяти, внимания и мышления у здорового человека и  памяти, внимания и мышления у человека, имеющего вредные привычки.Им необходимо  разделить  карточки по данным  признакам на 2 части:

а) для познавательных процессов человека, не имеющих вредных привычек;
б) для познавательных процессов человека, имеющих вредные привычки.

Карточки для ПАМЯТИ

  • Я – сильная, хорошая
  • Я могу много запомнить и много сохранить в себе
  • Я знаю множество стихотворений, иностранных языков
  • Я приношу успех во всех делах
  • Я – слабая, плохая, ненадежная
  • Я  часто все забываю
  • Я – как решето, во мне много «дырок»
  • Я плохая помощница в учебе и работе

Карточки для ВНИМАНИЯ

  • Могу быстро сосредоточиться и сконцентрироваться
  • Умею переключать себя: со мной на уроке легко читать, писать, слушать учителя и ответы одноклассников, а еще выполнять все задания
  • Могу  распределять себя: со мной на уроке можно одновременно следить за тем, что говорит учитель, что делает  сосед по парте и при этом переписывать с доски в  тетрадь!
  • Работаю, не отвлекаясь, долгое время
  • Очень часто отвлекаюсь
  • Делать одновременно несколько дел мне очень трудно!
  • Быстро перейти от одного дела к другому – ох, как тяжело…
  • Рассеянность, невнимательность – это про меня!

Карточки для МЫШЛЕНИЯ

  • Умею ясно мыслить и ясно излагать свои мысли!
  • Люблю решать логические задачи – и, главное, у меня это хорошо получается !
  • В любой ситуации я всегда  нахожу нестандартное решение, не похожее на общепринятое !
  • Со  мной  учатся всегда  на «отлично»!
  • Со мной очень трудно понять объяснение учителя на уроке. Как же плохо быть глупым!
  • Со  мной  невозможно найти нестандартный выход из ситуации, потому что я не умею нестандартно мыслить!
  • Со мной очень трудно решить логическую задачу или головоломку, потому что мой ум совсем не гибкий.
  • Со мной учатся всегда плохо!

После обсуждения  в группах докладчики  рассказывают, какими стали  близнецы

Ведущим  вместе с учащимися делается вывод о том, что вредные привычки негативно влияют на здоровье человека, разрушают  память, внимание, мышление, делают человека  неуспешным, «поселяют» его в черный, сумрачный дом, где мало места радости и счастью! А чтобы «поселиться» в красивом доме и многого в жизни достичь,  надо  формировать ценностное отношение к своему здоровью, развивать себя.

Ведущий раздает учащимся памятки по развитию памяти, внимания и мышления.

Город, где живут ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И ПАМЯТЬ, советует тебе!

Как развивать внимание

  1. Приучай  себя работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.
  2. Учись наблюдать одновременно сразу несколько объектов.
  3. Тренируйся в переключении внимания (например, упражнение «Муха») ;
  4. Развивай у себя силу воли. Следуй принципу «надо», а не «хочу». Чередуй легкие и трудные дела, интересные и  неинтересные.
  5. Учись сосредотачиваться. Состояние  твоих мышц связано с вниманием. Чем более ты собран, тем ты внимательнее.
  6. В индейских племенах детей учили сидеть тихо и смотреть, когда не на что смотреть, и слушать, когда вокруг тихо. Это считалось самым трудным. Попробуй и ты.

Как развивать мышление

  1. Научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
  2. Развивать мышление — это значит насыщать свой ум знаниями. Школа, книги, телевидение, люди – это источники знаний. Они дают информацию о предметах и  явлениях, о человеке.
  3. Учись задавать вопросы и искать ответы на них, замечать новое в привычном.
  4. Решай больше логических задач и головоломок, тренируй сообразительность.
  5. Больше рассказывай вслух о прочитанном, увиденном, тренируй свою речь.
  6. Развивай память, внимание,  наблюдательность.

Как улучшить память

  1. Учить нужно всегда с желанием. Никогда не говори: «Я не выучу», говори: «Я могу и хочу это выучить».
  2. Используй все виды памяти: смотри, читай про себя и вслух, черти схемы, таблицы, ищи главную мысль. Опирайся на тот вид памяти, который у тебя лучше развит.
  3. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день. Выучить лучше заранее, а накануне только повторить.
  4. Тренируй свою память как мышцы: чем больше ты учишь, тем быстрее и лучше ты будешь запоминать в дальнейшем.

Используемая литература

  1. Безруких М.М.. Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: 5-6 классы: Пособие для педагогов и родителей. – М., 2007. – 64 с.
  2. Резапкина Г.В.  Я и моя профессия :.Программа профессионального   самоопределения для подростков. – М., 2000. - 128 с.