Урок-исследование с использованием презентации, выполненной в PowerPoint, "Птицы — покорители воздуха"

Разделы: Биология


Цель: познание особенностей внешнего строения птиц в связи с полетом с использованием элементов исследования.

Задачи:

  • Познакомить с внешним строением птиц;
  • Развить любознательность, умение сравнивать и анализировать;
  • Привить умение наблюдать за окружающими животными в природе.

Занятие проводится с использованием презентации по программе Microsoft Power Point Приложение 1.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, микроскопы, перья, чучела птиц, раздаточный дидактический материал к уроку.

Класс делится на 4 рабочие группы.

Структура урока

I. Оргмомент.

Эмоциональный настрой с помощью визуального восприятия (файл “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point): страница №2).

II. Постановка темы занятия, цели и задач.

Вступительное слово педагога.

С момента своего рождения человек познает окружающий его мир. Частью этого мира является живая природа. Она является самым интересным объектом исследования. Какой предмет живой природы мы будем изучать на уроке? Что вы хотели бы узнать о нем? Ответьте на эти вопросы, просмотрев картинку.

(Файл “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point): страница №2).

Учитель: Какой предмет живой природы мы будем изучать на уроке?
Дети: Птиц.
Учитель: Что вы хотели бы узнать о птицах?
Дети: Почему летают, размеры, строение…..

Учитель:

Тема урока: Птицы – покорители воздуха. Урок – исследование будет проходить под девизом высказывания Козьмы Пруткова: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь” (файл “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point ): страница №3).

Класс птицы образовался 180 млн. лет назад, в настоящее время насчитывает более 8 тыс. видов, которые образуют 35 – 40 отрядов (файл “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point ): страница №4).

Птицы одними из первых позвоночных животных приспособились к передвижению в воздухе. Связана ли, способность передвигаться в воздухе, с их внешним строением?

Цель: выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с полетом (файл “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point): страница №5).

Задание. Рассмотрите рисунок птицы, определите, какие особенности внешнего строения птицы могу быть, по вашему мнению, связаны с полетом? (файл “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point ): страница №6).

По ответам учащихся формулируются задачи:

  • Определить форму тела.
  • Исследовать строение передних конечностей.
  • Изучить строение клюва.
  • Исследовать строение задних конечностей.
  • Изучить покровы тела.

В ходе любого исследования выдвигается гипотеза:

Внешнее строение птиц связано с приспособлением к полету (файл “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point ): страница №7).

III. Изучение нового материала путем исследования.

1. Поставленные задачи возьмем за основу направлений исследования. Создадим 4 рабочих группы по интересующим направлениям. Участники группы садятся вместе и получают каждая соответствующие задания.

Группы выполняют задания, используя выданные им приложения. Приложение 2.

2. Представители групп по собственному желанию выступают с полученными результатами исследований. В ходе выступлений проходят обсуждения, сделанных выводов и выслушивается мнение других групп. Составляется общий согласованный вывод. При выступлении используются страницы презентации, приготовленные заранее учителем.

Порядок выступления определяется порядком составленных страниц презентации.

- Форма тела (файл “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point): страницы № 9, 10).
- Предназначение клюва (файл “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point ): страницы № 11, 12, 13,14, 15).
- Передние конечности – крылья (файл “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point ): страницы № 16, 17, 18, 19, 20).
- Задние конечности – ноги (файл “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point ): страницы № 21, 22, 23).

3. Рассказ учителя с использованием (файла “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point ): страницы № 24).

Величайшим “изобретением” птиц является – перо.

Перья очень сложно устроены, зато сочетают в себе сразу три качества – механическую защиту, теплоизоляцию и аэродинамические способности. Перо — это легкая роговая пластинка, но не сплошная, а расчлененная и cамосшивающаяся. Своим очином перо сидит в перьевой сумке, в которой есть нервы и мышцы, управляющие движением пера.

4. Всегда ли птицы имели перьевой покров? Исследования по этому вопросу проводила…..

Учитель дает слово одному из учеников, который заранее получил это задание к уроку. Его выступление сопровождается (файлом “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point ): страница № 25).

Птицы происходят от древних пресмыкающихся. Археоптерикс промежуточная форма между пресмыкающимися и птицами, жившая 150 млн. лет назад. В своем строении археоптерикс совместил черты строения пресмыкающегося (роговой покров туловища, коготки на конечностях, зубы на челюстях) и птиц (передние конечности в виде крыла, перьевой покров крыльев, способность перелетать небольшие расстояния).

Вывод: птицы приобрели приспособления к полету в ходе длительной эволюции.

5. Каковы особенности строения пера? Проведем очередное исследование. Группы выполняют задание:

  1. Определите виды перьев.
  2. Изучите составные части пера.
  3. Измерить размеры перьев.

(Файл “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point): страница № 26).

Задание выполняется с использованием натуральных объектов (перьев), исследование проводится с применением лупы и светового микроскопа.

6. По истечении времени группы выступают по результатам проведенных исследований о строении перьев и их видах с использованием (файла “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point ): страницы № 27, 28).

IV. Обобщение.

Формулируются выводы по поставленным задачам (файл “Птицы – покорители воздуха” (Microsoft Power Point): страница № 29).

Учащиеся высказывают своё мнение о поставленной гипотезе.

V. Подведение итогов.

Проводится рефлексия урока.

Закончи предложения:

- Я понял…….
- Меня удивило……
- Мне запомнилось…
- Мне не понравилось…
- Я предложил бы……

Выставляются оценки.